Особенности расследования преступлений совершенных несовершенолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются закономерности совершения преступлений несовершеннолетних и особенности использования следователем криминалистической характеристики данных преступлений в типовых следственных ситуациях в целях быстрого и полного расследования и раскрытия преступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1 Состояние преступности несовершеннолетних в РФ: причины, условия, понятия преступности несовершеннолетних………………………………..5
1.2 Криминологические особенности преступности несовершеннолетних…..9
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Обстоятельства, подлежащие установлению……………………………..13
2.2 Особенности планирования расследования. Выдвижение и проверка версий…………………………………………………….. ……………………..18
3.ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
3.1 Осмотр места происшествия………………………………………………..22
3.2 Задержание несовершеннолетнего. Обыск………………………………...24
3.3 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого……………28
3.4 Очная ставка………………………………………………………………….38
3.5 Судебные экспертизы по делам о преступлениях совершенных несовершеннолетним…………………………………………………………....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Работа содержит 1 файл

Особенности расследования преступлений совершенных несовершенолетними.docx

— 76.10 Кб (Скачать)

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого. К моменту предъявления обвинения  следователь должен иметь все  необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь  располагает его нравственно-психологической  и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту  позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь  учитывает его отношение к  обвинению. Перед допросом следователь  может ознакомить педагога и защитника  с психологической характеристикой  подростка, чтобы они могли учитывать  ее, участвуя в этом действии. Что  касается допуска родителей, то так  же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Особое внимание лиц, присутствующих при допросе, следователь должен обратить на порядок постановки ими  вопросов, недопустимость пререкания, реплик, высказываний, снижающих эффективность  перевоспитания подростка.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении  несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку  в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса  является максимальная детализация  обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого  должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором, как первоначально распределялись роли, какие подготовительные действия были совершены и т. д. При этом необходимо обратить внимание, не сопровождалась ли стадия подготовки вовлечением подростка  в преступную деятельность, пьянство, занятия проституцией, вовлечением  в азартные игры и т. п.

Сопоставляя мотивы и цели планируемого и .наступившие результаты, необходимо выяснить, стремился ли обвиняемый к этим результатам, допускал ли он возможность их наступления.

Допрашивая обвиняемого об обстоятельствах  механизма преступления, также необходимо стремиться к детализации показаний, касающихся места, времени, способа  его совершения, действий каждого  из участников, последовательности этих действии. Если подросток, признавая  свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или  он сообщает сведения, известные ему  из других источников. В первом случае могут быть использованы приемы активизации  памяти, во втором — изобличения во лжи.

Важно при допросе установить, как  вел себя подросток и его сообщники  после преступного акта, какие  действия совершали, с кем из взрослых входили в контакт, с какой  целью (сбыт похищенного, укрывательство и т. п.).

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего  допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также  формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и  взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических  приемов, используемых при допросе  несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво  раскрыть подростку общественную опасность  совершенного преступления, отношение  к этому людей, ущерб, который  он причинил семье, близким. Показать при  этом, к чему может привести отрицание  вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно  раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это  будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием — порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять. Предъявлять целесообразно только те из них, которые изобличают непосредственно подростка. Следует остерегаться сообщать фактические данные, которые, непосредственно не уличая подростка, способны раскрыть механизм совершения преступления. В силу внушаемости или из желания взять вину на себя, отвести обвинение от взрослых или иных участников он может начать сознаваться в том, чего не совершал.

Естественно, что при допросе  несовершеннолетнего обвиняемого, не признающего свою вину, может быть использован прием изобличения во лжи. С этой целью сначала, например, следователь говорит о второстепенных обстоятельствах, установленных с полной достоверностью. Демонстрация такой осведомленности способна повлиять на подростка и заставить его говорить правду. Равным образом может быть применен и психологический эффект внезапности, в особенности если подросток убеждал следователя, что он говорит правду и раскаивается в содеянном. Умелое опровержение даваемых при этом ложных показаний способно лишить его уверенности в том, что ему безоговорочно верят, что он может и далее давать ложные показания.

В процессе допроса не рекомендуется  показания несовершеннолетнего  сразу же заносить в протокол. Это  отвлекает его, настораживает, мешает сосредоточиться следователю, нарушает психологический контакт между  ними. Целесообразнее делать черновые записи так, чтобы это не мешало допросу, а по его окончании заполнить  протокол. В протоколе необходимо по возможности сохранять обороты  речи, использованные обвиняемым. Не следует  излагать его показания не свойственным подросткам языком.

По результатам допросов и иных следственных действий может быть поставлен  вопрос об ответственности родителей, педагогов за ненадлежащее воспитание несовершеннолетнего, в отношении  родителей — за укрывательство, в отношении взрослых лиц — за вовлечение в преступную деятельность, в антиобщественную деятельность, пьянство, в занятие проституцией, склонение к употреблению наркотиков.

В первую очередь из числа указанных  лиц следователь вступает в контакт  с родителями, в особенности если подозреваемый несовершеннолетний задержан и заключен под стражу. Если нет возможности допросить  родителей по всем вопросам в полном объеме, необходимо хотя бы побеседовать с ними, объяснить, за совершение каких  действий задержан подросток, заверить их в объективности проводимого  следствия и разъяснить, как важны  их правдивые показания, в частности, чтобы установить причины совершенного преступления и определить меры дальнейшего воспитания.

Допрашивать следует обоих родителей, так как они могут по-разному  относиться к проблеме воспитания их ребенка, быть неодинаково информированы  о его жизни.

Для обеспечения полноты допроса  лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего, целесообразно последовательно  касаться вопросов, связанных со сведениями: о составе семьи, условиях для  учебы и отдыха подростка, его  успеваемости; круге товарищей, как  и с кем он проводит свободное  время; как родители контролируют свободное  время подростка; как он учится и  ведет себя в учебном заведении, по месту работы, по месту жительства; выпивает ли, как давно, кем приучен  к спиртному; другие потребности  и интересы, проступки, совершенные  ранее и принимаемые меры в  школе, другом учебном заведении, дома; убегал ли из дома, уходили ли на ночь, как реагировали родители; отношения подростка с коллективом (школы, работы); отношения родителей друг к другу и к подростку; какой информацией они располагают о совершенном преступлении; содержание разговоров с подростком по этому поводу; времяпрепровождение в день, когда было совершено преступление, поведение подростка после этого (если он не был задержан).

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что большинство  родителей несмотря на явную заинтересованность в судьбе их ребенка дают на следствии  объективные показания. Даже если они  пытаются преуменьшить значимость отрицательных  моментов в поведении подростка  и свою ответственность за это, все  же существенного искажения фактов они, как правило, не допускают, по-видимому, понимая, что эти факты могут  быть установлены и из других источников. Отсюда следует, что огульный скепсис  к доказательственной силе показаний  родителей не имеет достаточных  оснований.

Допрос педагогов, воспитателей (школ, профтехучилищ) позволяет получить данные об особенностях психофизического развития подростка, его характере, потребностях, интересах, связях, проявлениях возрастных особенностей. Эти лица могут быть осведомлены о моральной атмосфере в семье, взаимоотношениях родителей, условиях жизни и воспитания подростка, причине появления антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей.8

Показания учителей и воспитателей обычно более объективны, чем родителей.

 

3.4 Очная ставка

К очной ставке при расследовании  преступлений несовершеннолетних необходимо относиться с большой осмотрительностью, проводя ее в исключительных случаях. На участие в очной ставке подростки  идут крайне неохотно. Основные мотивы при этом: прослыть предателем и  боязнь возмездия. Проведение очной  ставки обычно полностью нарушает психологический  контакт, установившийся между следователем и подростком. Главное же заключается  в опасности того, что он изменит  свои показания под влиянием другого  участника, в особенности если этот другой — взрослый соучастник преступления. Подростку порой трудно разобраться в сложной ситуации, и когда взрослый даже после очной ставки продолжает отрицать свою вину, это может серьезно поколебать позицию подростка, привести к смене им своих показаний, даже без каких-либо видимых угроз со стороны взрослого.

Не менее сложны очные ставки и между самими несовершеннолетними. Изобличающие показания подростка  другой участник обычно объясняет плохими  взаимоотношениями, которые существуют между ними.

Если есть возможность устранить  противоречия в показаниях несовершеннолетнего  обвиняемого и других допрошенных  лиц иным путем, не прибегая к очной  ставке, следователь должен воспользоваться  этой возможностью. Противоречия могут  быть устранены анализом собранных  доказательств, истребованием необходимых  документов, проведением следственных действий (следственным экспериментом, проверкой показаний на месте  и др.).

 
3.5 Судебные экспертизы по делам о преступлениях совершенных несовершеннолетним

В зависимости от характера совершенного преступления могут назначаться  самые различные экспертизы: судебно-баллистические, трасологические и т. д. Однако специфическими для данной категории дел являются экспертизы судебно-медицинская, судебно-психиатрические, судебно-психологические и комплексные  психолого-психиатрические.

Назначение судебно-медицинской  экспертизы обязательно в тех  случаях, когда отсутствуют документы, подтверждающие возраст подростка, когда возраст скрывается умышленно  и когда имеющиеся документы  вызывают сомнение. Судебно-медицинская  экспертиза основывается на научных  данных о возрастных изменениях организма: общее анатомо-физиологическое развитие, степень окостенения скелета, развитие зубного аппарата и др. Возраст  устанавливается с некоторым  приближением. В подобных случаях  за день и месяц рождения принимается  31 декабря установленного экспертами года.

Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для исследования психического состояния несовершеннолетнего. Дефекты  в психике подростка могут  быть следствием хронической болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Среди подобных аномалий у подростков часто встречаются психопатии, проявляющиеся  в дисгармоничности эмоционально-волевых  свойств личности: повышенная раздражительность, агрессивность, драчливость, внушаемость, упрямство. Может иметь место  и психопатическое расстройство влечений: стремление к бродяжничеству (дромомания), к поджогам (пиромания), к воровству (клептомания) и др.

Нередко среди несовершеннолетних правонарушителей встречаются лица, страдающие одной из форм олигофрении — дебильностью. Такие подростки характеризуются умственным недоразвитием и нарушением эмоционально-волевой сферы. Для выяснения умственной отсталости назначается судебно-психологическая экспертиза. Учитывая, что умственная отсталость может быть следствием душевного заболевания, целесообразно сразу назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

На разрешение судебно-психологической  экспертизы и комплексной психолого-психиатрической  обычно ставят следующие вопросы: какова степень умственного развития несовершеннолетнего; имеются ли в умственном развитии подростка отклонения от нормального  уровня, характерного для данного  возраста; чем вызваны эти отклонения, не являются ли они результатом психического заболевания; мот ли несовершеннолетний (малолетний) с учетом его физического  и психического состояния правильно  воспринимать обстоятельства (указать  какие) и дать о них адекватные показания; мог ли несовершеннолетний полностью осознать значение своих  действий или действий, совершаемых  по отношению к нему; мог ли подросток  руководить своими действиями и в  какой степени.

При назначении любой экспертизы необходимо обеспечить помощь несовершеннолетнему (обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему) со стороны защитника (законного  представителя) по осуществлению им прав, связанных с производством  экспертизы и предъявлением ее материалов. 

 

Заключение

В Российском уголовно-процессуальном законодательстве производство по делам  несовершеннолетних занимало и занимает своеобразное положение. С одной  стороны, оно является органической частью общего уголовного процесса, подчинено  его принципам и общим нормам, с другой стороны, процессуальные нормы, касающиеся несовершеннолетних, имеют  значительную специфику и выделены законодателем в особое производство.

Информация о работе Особенности расследования преступлений совершенных несовершенолетними