Поддержка прокурором государственного обвинения в суде

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ законодательства и правоприменительной практики, регулирующих положение прокурора при выполнении обязанностей стороны обвинения в суде.

Работа содержит 1 файл

ПН готово.doc

— 140.00 Кб (Скачать)


Введение

 

Прокуратура сегодня - это «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ» (п.1 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ"). Помимо этого, прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами (п.3 там же).

Большое внимание органами прокуратуры придаётся участию их представителей в рассмотрении уголовных дел судами I инстанции, как одному из направлений их деятельности, расставляя при этом акцент на особой роли прокурора, осуществляющего поддержание государственного обвинения и именующегося при выполнении этой функции государственным обвинителем.

Целью настоящего исследования является анализ законодательства и правоприменительной практики, регулирующих положение прокурора при выполнении обязанностей стороны обвинения в суде.

Указанный вид деятельности органов прокуратуры, в свете последних изменений законодательства, становится всё более приоритетным, что ещё в большей степени повышает актуальность избранной темы.

Думается, что изложенные в работе теоретические и практические положения помогут надлежащим образом осмыслить значение роли государственного обвинителя в этот переходный для уголовного процесса период смены совершенно разных по своей сути процессуальных основ.

Особую проблему при изложении материала вызывают положения Уголовно-процессуального кодекса РФ, принятого 22.11.01, и действующего до сих пор с многочисленными изменениями и дополнениями, которые в последние годы были признаны не соответствующими Конституции РФ и закреплённым в ней общим принципам судопроизводства. Это требует особого внимания за текущими новшествами при его применении.

Деятельность прокурора, выступающего в суде в качестве государственного обвинителя, состоит из многих аспектов. В настоящей работе, предпринята попытка раскрыть наиболее основные из них, особое внимание уделено отдельным спорным моментам. Предпринята попытка произвести сравнительную характеристику Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, используя и анализируя при этом нормативный материал по данной теме, Работа состоит из двух глав. Первая из них посвящена истории становления и развития роли прокурора по поддержанию государственного обвинения. С момента создания прокуратуры насчитывается уже порядка 280 лет, и на протяжении этого длительного периода не все из её норм деятельности были однозначно принимаемы обществом, и она сама играла неодинаковую роль в системе органов власти.

Затем рассмотрены виды обвинений, представленных в процессуальном законодательстве и функции по их исполнению потерпевшим и прокурором, как субъектами, составляющими единую сторону обвинения в уголовном судопроизводстве, что представляет интерес в связи с возможной разницей во мнениях каждого из них. Для того, чтобы очертить круг полномочий прокурора, которыми он наделён при осуществлении функций государственного обвинителя, необходимо также выяснить и круг вопросов, входящих в его компетенцию.

На основе анализа действующего нормативного материала, регулирующего участие прокурора в производстве по делам в суде I инстанции и правоприменительной практики, сделаны предложения по внесению изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и ведомственные нормативные акты, направленные на совершенствование в деятельности государственного обвинителя.

 

 

 

Глава 1. Становление и развитие роли прокурора по поддержанию государственного обвинения

 

Вот уже почти три столетия прокуратура, пережив смену эпох и политических режимов, служит оплотом порядка и законности общества.

Целью данного параграфа является изложение истории возникновения и функционирования органов прокуратуры через призму участия их представителей в осуществлении правосудия по уголовным делам.

Приступая к обновлению и преобразованию огромной страны, Пётр I, являющийся родоначальником в создании этого органа, прежде всего, выстраивал стержневые, фундаментальные опоры державности, которые бы объединяли, скрепляли все российские земли под эгидой короны, на основе единства воли и твёрдых правил управления. С прокуратурой великий реформатор связывал не просто появление удобной и целесообразной управленческой структуры, но рождение цементирующей силы государства, которая стала бы оплотом единства законности и правопорядка на просторах Империи, чистоты и совести властных чинов в центре и на местах.

Опираясь на документальные свидетельства, известный российский историк В.О. Ключевский писал, что Пётр I немало размышлял над будущим прокурорской власти, лично составлял варианты законопроектов. Его особо занимала мысль об устройстве такого надзорного органа, который не спасовал бы перед вельможными чинами и "сиятельствами" в том числе и перед Сенатом, который сам являлся высшим органом управления и контроля России. "Сей чин (по мысли Петра I), яко око наше и стряпчий о делах государственных".[1] Понадобились три его указа, чтобы российская надзорная власть обрела сравнительно завершённые очертания. Первый из них был принят 12 января 1722 года - "О должности Сената". В нём говорилось: "Быть при Сенате генерал-прокурору, обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору". Именно указанная дата - 12 января - обозначена в Указе Президента РФ № 1329 от 29.12.95, в соответствии с которым установлен День работника прокуратуры России. А уже 18 января того же года выходит указ "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальским и прочих людей". Этот указ положил начало ликвидации фискальных органов (они прекратили существование 29 декабря 1729 года), с последующей передачей их функций прокуратуре. 27 апреля 1722 года появляется ещё один указ "О должности генерал-прокурора" с подробной регламентацией его обязанностей и правомочий. На его основании генерал-прокурор в плане надзора становился над Сенатом и напрямую выходил на Императора. В указе подчёркивалось: "Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах ... истинно, ревностно и порядочно без потери времени по регламентам и указам отправлял, а также смотреть, дабы Сенат в своём звании праведно и нелицемерно поступал".[2]

В последующий послепетровский период российской государственности, не смотря на перипетии истории и некоторые изменения в статусе прокуратуры, её надзорная роль сохраняется, однако, в первой четверти XVIII века не удалось сформировать её как систему специальных органов. Были восстановлены должности генерал-прокурора и прокуроров коллегий. Причины этого объяснялись в указе: "В государственных делах слабое чинится управление, и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получить не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают". В 1764 году Сенат был разделён на 6 департаментов. В каждом из них учредили должность обер-прокурора. Им предоставлялось право приносить протесты на решения, принимавшиеся по делам в департаментах, ставших судебными органами, кроме Правительства. Лишь в царствование Екатерины II, с принятием 07 ноября 1775 года нормативного акта "Учреждения для управления губерний", таковое осуществилось. Прокуратура стала представлять собой систему таких органов как: генерал-прокурор, губернский прокурор и губернский стряпчий (Стряпчие по сути своей являлись помощниками прокуроров. Впервые этот термин был использован в указе от 12.04.1722г., правда, в ином смысле, и означал обязанность прокурора заботиться о делах государства), прокурор и стряпчий при верхнем земском суде, прокурор и стряпчий при губернском магистрате, прокурор и стряпчий при верхней расправе, уездный стряпчий в уезде. В гл. XXVIII "О прокурорской и стряпчий деятельности (ст. ст. 404-410) был регламентирован порядок "определения на должность" перечисленных должностных лиц, а также установлены их права и обязанности по общему и судебному надзору. Причём было проведено разграничение между компетенцией губернского прокурора и стряпчего. Если губернский прокурор осуществлял общий надзор, то стряпчий - судебный надзор.

Манифестом об "Общем учреждении министерств" от 25 июля 1811 года на Министерство юстиции была возложена задача управления всей системой судов и прокуратуры: назначение, перемещение, увольнение всех лиц судебного ведомства, учреждение и упразднение судов, надзор за их деятельностью. "Чины прокурорского надзора" должны были назначаться из лиц "православного исповедывания". Возглавляющий Министерство юстиции министр одновременно являлся генерал-прокурором. Уложением "О наказаниях уголовных и исправительных" от 15 августа 1845 года была установлена ответственность прокуроров и стряпчих.

Уставом Правительствующему Сенату от 20 ноября 1864 года были утверждены четыре правовых акта, из которых для нас наибольший интерес представляют первые два акта: ""Об учреждении судебных установлений" и "Устав уголовного судопроизводства". В первой из них было указано, что для осуществления прокурорского надзора при судебных местах "состоят обер-прокуроры", прокуроры и их товарищи". При каждом окружном суде, при каждой судебной палате состояли особые прокуроры и товарищи прокуроров. Сфера деятельности "лиц прокурорского надзора" ограничивалась "делами судебного ведомства". Второй из этих актов являлся кодифицированным актом, в котором был урегулирован порядок уголовного судопроизводства, а также в нём использовался термин "прокурорская власть". Прокуроры и товарищи прокуроров осуществляли функции надзора и уголовного преследования. Они возбуждали уголовные дела, однако сами предварительного следствия не осуществляли. При рассмотрении дел в судах прокуроры и их товарищи как одна из сторон пользовались равными правами с подсудимыми и их защитниками как другой стороной, т.е. обеспечивалась состязательность уголовного процесса.

Принятием Манифеста от 17 октября 1905 года обычно датируют начало законодательства эпохи буржуазно-демократических революций. В соответствии с указом "О временных правилах и повременных изданиях" от 24 ноября 1905 года одним из поводов для возбуждения "уголовного преследования по преступным деяниям, совершаемым посредством печати" могло быть "непосредственное предложение прокурорского надзора". При установлении оснований к возбуждению уголовного преследования прокурор "вносит дело со своим заключением на рассмотрение окружного суда или судебной палаты". Арест на подвергнутое судебному преследованию "повременное издание" налагался судом в распорядительном заседании "по представлению судебного следователя или по предложению прокурорского надзора" (п.п. 12-14). В развитие положений предшествующего этому правовому акту указом от 23 апреля 1906 года были утверждены "Основные государственные законы", однако в нём ничего не говорилось о прокуратуре.

01 сентября 1917 года, в соответствии с постановлением Временного правительства "О провозглашении России республикой", было объявлено, что "государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику". В состав Временного правительства, как правопреемника Совета министров и как органа исполнительной власти входил обер-прокурор Святого Синода, что было закреплено в постановлении Временного комитета Государственной Думы от 02 марта 1917 года и подтверждено в Декларации Временного правительства от 03 марта 1917 года.

26 октября 1917 года принято считать началом смены эпох. Именно в этот день II Всероссийским Съездом Советов было принято постановление "Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства". Декретом СНК РСФСР "О суде" от 24 ноября 1917 года были упразднены существовавшие "общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат". Наряду с ними ликвидировали "институты судебных следователей, прокурорского надзора". Функцию уголовного преследования могли осуществлять "все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами". Инструкцией НКЮ "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний" от 19 декабря 1917 года при производстве судебного следствия предусматривалось участие обвинения и защиты, но опять же в качестве таковых допускались "все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола", равно как и в революционном трибунале печати, о чём 28 января 1918 года был принят соответствующий Декрет СНК РСФСР. Вышеуказанные положения нашли своё подтверждение и в Декрете № 2 СНК РСФСР "О суде" от 07 марта 1918 года. Декретом СНК РСФСР "О революционных трибуналах" от 04 мая 1918 года, отменявшим деление революционных трибуналов и ограничившим их подсудность, предусматривалось учреждение наряду со следственной комиссией и коллегии обвинителей, которая состояла не менее чем из трёх лиц, избираемых местными Советами рабочих и крестьянских депутатов непосредственно или по представлению революционного трибунала или Народного комиссариата юстиции".

Начальный этап становления Советской государственности характеризуется ужесточением карательных органов с ликвидацией учреждения, которое бы было в силах противостоять этому произволу, но постановлением 3-ей сессии ВЦИК от 25 мая 1922 года были принять первый УПК РСФСР, которым регулировался порядок "производства уголовных дел в судебных учреждениях РСФСР" (ст. 1 УПК РСФСР). В нём впервые в законодательстве этого этапа упоминается прокуратура, как орган государства, осуществляющий уголовное преследование (ст. ст. 7-10). В п.4 ст. 23 УПК РСФСР было указано, что под "прокурором" "разумеются - Прокурор Республики, помощники Прокурора Республики, губернские прокуроры и их помощники и прокуроры, состоящие при советах народных судей, революционных, губернских, военных и военно-транспортных трибуналах". В п. 6 той же статьи разъяснялось, что "прокурор, поддерживающий в процессе обвинение" является одновременно "стороной" в процессе. В соответствии с п.4 ст. 96 УПК РСФСР "предложение прокурора" рассматривалось как один из поводов к возбуждению уголовного дела.

Первым нормативным актом, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности прокуратуры является "Положение о прокурорском надзоре", принятое постановлением 3-ей сессии ВЦИК IX созыва 28 мая 1922 года. "Государственная прокуратура" была учреждена в составе НКЮ, в связи с чем "все обязанности, лежащие до сего времени на отделах юстиции и возлагаемые настоящим Положением на органы прокуратуры, переходят в исключительное ведение последних" (п. 18), среди которых п.2 "в" называлось "поддержание обвинения на суде". Институт прокуратуры Декретом ВЦИК от 08 июля 1922 года был введён в действие с 01 августа 1922 года, равно как и УПК РСФСР.

В целях укрепления социалистической законности постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря 1933 года утверждено Положение "О Прокуратуре Союза ССР". Прокуратуру СССР возглавлял Прокурор СССР, который назначался ЦИК СССР. Он был ответственен перед СНК СССР, ЦИК СССР и его Президиумом.

Примечательно, что Московская городская прокуратура, равно как и Московский городской суд, были образована постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1933 года в системе органов юстиции Московской области.

05 декабря 1936 года Чрезвычайным VIII Съездом Советов была учреждена Конституция СССР, которая содержала гл. IX "Суд и Прокуратура" (ст. 102-117) и в ст. 113 было особо отмечено, что прокурор СССР осуществляет высший надзор за точным исполнением законов "всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР". Это положение также продублировала и Конституция РСФСР, принятая 21 января 1937 года.

Информация о работе Поддержка прокурором государственного обвинения в суде