Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Любое общество предпринимает усилия к самосохранению, то есть стремится не допустить покушения на свою целостность и суверенность как извне, так и изнутри. Это первичные, изначальные функции любой власти, оформленной в государственную или еще нет. А для успешного выполнения функций власть должна озаботиться получением информации о попытках покушений на нее, как в целом, так и на отдельные ее прерогативы, с какой бы стороны такие попытки ни последовали. Пренебрежение этим правилом неизбежно влекло за собой самые серьезные последствия, вплоть до захвата власти извне или узурпации изнутри, развала механизма власти и ее краха. Подобными примерами богата история, в том числе и отечественная.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Базисные положения правового регулирования оперативно – розыскной деятельности…………………………………………………………………...….…6
1.1 Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности……………………….………6
1.2. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни……………………………………………………………………9
Глава 2. Правовая основа и формирование в России оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………………..15
2.1. Правовые основы оперативно розыскной деятельности……………………15
2.2.Формирование в России оперативно-розыскного законодательства……….18
Глава 3 Оперативно-розыскной закон…………………………………………….20
3.1. Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона………………………20
3.2. Действие оперативно-розыскного закона во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц……………………………………………………………………..24
3.2.1. Действие оперативно-розыскного закона во времени…………………….24
3.2.2. Действие оперативно-розыскного закона в пространстве……...…………25
3.2.3. Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц……………….….28
3.3. Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды………….…..31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………….…..38

Работа содержит 1 файл

kursovaya Криминалистика.docx

— 61.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Базисные положения  правового регулирования оперативно – розыскной деятельности…………………………………………………………………...….…6

1.1 Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности……………………….………6

1.2. Понятие правового  регулирования оперативно-розыскной  деятельности, его пределы и уровни……………………………………………………………………9

Глава 2. Правовая основа и  формирование в России оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………………..15

2.1. Правовые основы оперативно  розыскной деятельности……………………15

2.2.Формирование в России  оперативно-розыскного законодательства……….18

Глава 3 Оперативно-розыскной  закон…………………………………………….20

3.1. Понятие оперативно-розыскного  закона. Общая характеристика и  структура действующего оперативно-розыскного  закона………………………20

3.2. Действие оперативно-розыскного  закона во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц……………………………………………………………………..24

3.2.1. Действие оперативно-розыскного  закона во времени…………………….24

3.2.2. Действие оперативно-розыскного  закона в пространстве……...…………25

3.2.3. Действие оперативно-розыскного  закона по кругу лиц……………….….28

3.3. Толкование норм оперативно-розыскного  закона и его виды………….…..31

Заключение………………………………………………………………………….35

Список использованных источников………………………………………….…..38

 

Введение.

 

Актуальность  темы исследования. Любое общество предпринимает усилия к самосохранению, то есть стремится не допустить покушения на свою целостность и суверенность как извне, так и изнутри. Это первичные, изначальные функции любой власти, оформленной в государственную или еще нет. А для успешного выполнения функций власть должна озаботиться получением информации о попытках покушений на нее, как в целом, так и на отдельные ее прерогативы, с какой бы стороны такие попытки ни последовали. Пренебрежение этим правилом неизбежно влекло за собой самые серьезные последствия, вплоть до захвата власти извне или узурпации изнутри, развала механизма власти и ее краха. Подобными примерами богата история, в том числе и отечественная.

Не менее важна была во все времена борьба с общеуголовной  преступностью, поскольку она, покушаясь  на права собственников, убивает  веру народа в способность власти поддерживать стабильность правопорядка – и тем самым подтачивает основы легитимности власти.

Степень изученности.

Степень научной разработанности  темы исследования свидетельствует  о крайней необходимости рассмотрения истории оперативно-розыскной деятельности и ее правового регулирования  с научных позиций, объективно, не впадая в крайности, поскольку во многих сочинениях как до 1917 г., так и в первые советские годы, и особенно в последние два десятилетия, явственно присутствует ангажированность, желание не столько объективно исследовать имеющиеся факты, сколько дать им моральную оценку. Особенно это касается политического розыска и применявшегося в его рамках метода политической провокации.

Однако если история спецслужб, в том числе их оперативно-розыскных  органов, в литературе представлена весьма полно, то история правового  регулирования их деятельности до сих  пор не привлекла внимания исследователей.

Объект и предмет  исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывавшиеся в процессе выполнения уполномоченными  на то Российской государственной властью  лицами и органами гласных и негласных  мероприятий по добыванию и проверке (а в некоторых случаях и  реализации) информации о противоправных и опасных для государства  деяниях и лицах, совершавших  эти деяния. Предмет исследования включает в себя нормативно-правовые акты, другие документальные материалы, характеризующие организацию, формы  и методы деятельности розыскных  органов.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования состоит  в комплексном историко-юридическом  анализе общих закономерностей, национальных, временных, отраслевых и  прочих особенностей правового регулирования  становления и развития розыскных  органов дореволюционной России и осуществляемой этими органами оперативно-розыскной деятельности на протяжении десяти веков существования  Российской монархии, от ранних ее форм до высшего этапа развития и крушения.

Методологическую  основу исследования.

Методологическую основу исследования составил метод познания, который позволяет рассматривать государственно-правовые институты, составившие предмет настоящего исследования, не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи с другими общественными явлениями в русле общих закономерностей развития государства и общества. Одним из базовых для настоящего диссертационного исследования является принцип историзма, предполагающий рассмотрение того или иного государственного и правового института с учетом менталитета его современников. С позиции этого принципа в диссертации прослеживается процесс формирования и развития розыскных органов и применения ими оперативно-розыскных методов в его непрерывности и последовательности.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, две из которых состоят из двух подпунктов, а третья из трех, заключения и списка литературы.

 

 

 

Глава 1 Базисные положения правового регулирования  оперативно – розыскной деятельности.

 

1.1. Общая характеристика  правовых источников регулирования  общественных отношений в оперативно-розыскной  деятельности.

 

Понятие правового источника  ОРД, система источников. Всеобщим материальным источником права являются развивающиеся общественные отношения. Отсюда следует, что для правового регулирования человеческой деятельности, включая оперативно-розыскную, допустим не один (например, закон), а несколько видов источников. Причем они вполне традиционны1. Все их классифицируют путем деления на два достаточно объемных блока - национальные и международно-правовые источники.

Среди национальных правовых источников ОРД выделяют нормативный  акт, контракт (нормативный договор), административный прецедент, акт судебной власти (судебный прецедент) и правовой обычай. Блок международно-правовых источников ОРД включает соглашения (договоры) различного уровня и юридической силы. Национальные правовые источники ОРД. Первым среди них укажем на нормативные акты. Эта группа правовых источников достаточно обширна. Все они образуют нормативно-правовой массив, на основе которого в России осуществляется нормативно-правовое регулирование ОРД.

Нормативные правовые-акты этой группы правовых источников ОРД  систематизируют на:

  • образующие правовую основу ОРД; 
  • включенные в оперативно-розыскное законодательство; 
  • составляющие оперативно-розыскное законодательство; 
  • представляющие нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ. 

Контракт {нормативный договор). Контракт в ОРД — это договор (как правило, документально оформленный) между ОРО (в лице оперативника) и  агентом со взаимными обязательствами, влекущий определенные юридические  последствия для обеих сторон.

Отнесение контракта к  договору достаточно определенно позволяет  считать его разновидностью сделки, в результате которой между сторонами возникают специфические оперативно-розыскные правоотношения.

Рассмотрим роль прецедента (от лат. praecedens, род. п., ргаесеdentis — предшествующий) в истории становления правового регулирования ОРД. В ней до настоящего времени широко распространена такая его разновидность, как административный прецедент.

Этот вид правовых источников, как правило, оформляется в виде обзоров по конкретным ДОУ и служит образцом, примером для подражания в аналогичных ситуациях, возникающих в практической сыскной деятельности.

Как известно, судебным прецедентом  признается вынесенное судом по конкретному  делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции, при решении аналогичного дела. Несколько таких решений в области ОРД приняты высшей судебной инстанцией.

14 июля 1998 г. Конституционный Суд РФ вынес определение по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ об ОРД по жалобе гражданки И.Г. Черновой1. В частности, Суд определил «прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности оспариваемых И.Г. Черновой положений, содержащихся в частях второй, третьей и четвертой статьи 5, пункте 6 части первой статьи 6, подпункте 1 пункта 2 части первой статьи 7, частях первой, второй, третьей и четвертой статьи 10, частях первой третьей и четвертой статьи 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку непосредственно указанные положения, примененные в деле заявительницы (курсив наш. — авт.), не нарушают ее конституционные права и свободы и, следовательно, ее жалоба в этой части не является допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Наряду с этим определением имеются и иные акты судебной власти. Так, Пленум Верховного Суда РФ принял два акта, которые содержат толкование ряда важнейших аспектов правового регулирования ОРД. Это постановления от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» и от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Международно-правовые источники  ОРД. Прежде всего это соглашения, заключенные или признанные Россией. В их число входят договоры универсального характера (в частности, Международный пакт о гражданских и политических правах, Венская Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств 1988 г., Палермская Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 т.); регионального значения (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.); двусторонние (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 27 июля 1995 г. «О сотрудничестве в борьбе с преступностью»).

Соглашения, заключенные  Правительством РФ. Например, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики, подписанное в Москве главами правительств государств — членов СНГ 12 апреля 1996 г.

Соглашения, заключенные  российскими правоохранительными  органами или спецслужбами с аналогичными зарубежными субъектами. Например, Соглашение между МВД РФ и МВД Туркменистана о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 18 мая 1995 г.).

Международно-правовые акты рекомендательного характера. К  ним, в частности, относятся Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и Модельный  закон «Об оперативно-розыскной  деятельности», который был принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 10—12 от 6 декабря 1997 г.).

 

1.2. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни.

 

Определение правового регулирования  ОРД. В теории права под правовым регулированием понимается специфическая  деятельность

государства, его органов  и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых  случаях индивидуально регламентирующих решений (в соответствии с этими  нормами) по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких  отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще-функциональное, управленческое. Правовое регулирование ОРД также носит функциональный характер. Причем в этой работе посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего, лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Таким образом, правовое регулирование  ОРД — это нормативно-властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания. Такое воздействие происходит путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках оперативно-розыскных отношений.

Пределы правового регулирования  ОРД. Важное значение для правильного  понимания предназначения и содержания ОРД имеет уяснение вопроса о пределах ее правового регулирования. От его решения во многом зависит действенность сыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов и спецслужб. Однако следует помнить, что изучение пределов правового регулирования ОРД затрудняет то обстоятельство, что в теории российского права еще не сложился единый подход к пониманию пределов общего правового регулирования (мы, определяя пределы правового регулирования ОРД, будем понимать под пределами общего правового регулирования обусловленные определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права).

Информация о работе Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности