Правовой мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:51, доклад

Описание работы

Правовой мониторинг - юридическое исследование и анализ результатов нормотворческой (законопроектной) деятельности, качества нормативных правовых актов, и эффективности их практического действия, реализации.
К основным целям правового мониторинга относятся: оценка эффективности функционирования правовой системы; систематизация действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Работа содержит 1 файл

Правовой мониторинг.docx

— 14.02 Кб (Скачать)

Правовой мониторинг

Правовой мониторинг - юридическое  исследование и анализ результатов  нормотворческой (законопроектной) деятельности,  качества нормативных правовых актов, и эффективности их практического  действия, реализации.

К основным целям правового  мониторинга относятся: оценка эффективности  функционирования правовой системы; систематизация действующего законодательства; создание постоянно действующей системы  обратной связи между субъектом  нормотворческой деятельности и  правоприменителем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Конечной целью правового  мониторинга является создание эффективного механизма правотворчества и  реализации его результатов –  нормативных правовых актов, - отражающего  общественные потребности на следующих  стадиях:

-         правотворческой деятельности по  законодательному обеспечению государственной  политики;

-         подзаконного правотворчества;

-         правоприменительной деятельности;

-         осуществления правосудия.       

В качестве объектов правового  мониторинга могут выступать: нормативный  правовой акт или его структурная  часть; отдельные статьи нормативного правового акта; комплекс нормативных  правовых актов, регулирующих отдельную  сферу общественных отношений; а  также отношения, связанные с  реализацией нормативных правовых актов.

Методология правового мониторинга  представляет собой совокупность способов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффкетивную организацию деятельность субъектов мониторинга по осуществлению инвентаризации, прогноза, по оценке эффективности и действенности нормативных правовых актов и правоприменительной практики.

Важнейшими методами правового  мониторинга являются наблюдение, анализ, синтез и оценка полученных сведений.

Этапы проведения правового  мониторинга:

определение и конкретизация  цели мониторинга, выбор его вида. В зависимости от цели и вида мониторинга  корректируется методология его  проведения.

Определение объекта мониторинга  с учетом конкретизации его цели.

На этой стадии необходимо собрать весь нормативный массив, касающийся выбранного объекта правового  мониторинга, включая подзаконные  и ведомственные акты, а также  региональные нормативные правовые акты. Здесь важное значение имеет  информация о правоприменительной  практике (включая статистическую) в сфере, которая определена в качестве объекта мониторинга, а также социологическая информация, основывающаяся на результатах социологических исследований и иллюстрирующая общественное мнение и уровень правового сознания;

определение круга субъектов  мониторинга, их полномочий и ответственности  по проведению мониторинга; определение  круга должностных лиц, ответственных  за его проведение;

разработка программы  и плана проведения мониторинга;

непосредственные мониторинговые наблюдения, их анализ и оценка;

итог мониторинга включает в себя подготовку документа (правового  заключения) по результатам его проведения.

Два основных критерия правового  мониторинга – обеспечение удовлетворения с помощью права общественных потребностей, социальных интересов, прав и законных интересов граждан  и обеспечение собственно юридического качества действия правовых принципов  и норм. Критерии измеряются с помощью  показателей, разные значения которых  дают картину реальной правовой жизни.

В роли субъектов правового  мониторинга могут выступать  конституционные субъекты:

- Президент РФ;

- Правительство РФ и  органы исполнительной власти  РФ;

- Федеральное Собрание  Российской Федерации;

- Счетная палата РФ;

- Органы судебной власти  РФ;

- Органы Прокуратуры РФ;

- Органы государственной  власти субъектов РФ;

- Органы местного самоуправления;

- Управомоченный по правам человека в РФ и институционные субъекты:

- институты гражданского  общества;

- экспертные советы при  высших органах государственной  власти;

- научные организации  и объединения;

- корпоративные объединения;

- правозащитные и экологические  организации;

- политические партии.

 

 

 


Информация о работе Правовой мониторинг