155-летию Государственной Третьяковской галереи посвящается…

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:21, творческая работа

Описание работы

В общественном сознании Третьяковская галерея уже давно живет как всемирно известная бесценная кладовая шедевров. За полтора века она прошла путь от частного собрания, основанного московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году, до крупнейшего национального музея.

Работа содержит 1 файл

Эссе-культурология.docx

— 21.32 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Кафедра «Философия»

 

 

 

 

 

Эссе по дисциплине «Культурология»

155-летию Государственной  Третьяковской галереи посвящается…  

 

 

 

 

 

 

   Выполнила:

     студентка  группы ФК1-16

                 Мосова Татьяна

     Научный  руководитель:

       д.ф.н., Силичев  Д. А.

 

 

 

 

Москва 2011

155-летию Государственной  Третьяковской галереи посвящается…

В этом году, в жизни русского искусства важное событие – главной сокровищнице русского национального искусства  Государственной Третьяковской  галереи исполняется 155 лет. В общественном сознании Третьяковская галерея  уже давно живет как всемирно известная бесценная кладовая шедевров. За полтора века она прошла путь от частного собрания, основанного  московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году, до крупнейшего  национального музея.

Собрание  Государственной Третьяковской  галереи в Лаврушинском переулке посвящено исключительно национальному  искусству, художникам, которые внесли свой вклад в историю русской  культуры. Таким оно было задумано ее основателем московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898). Датой  основания галереи принято считать 1856г., когда Павел Михайлович приобрел работы современных ему отечественных  художников и задался целью создать  коллекцию, которая в будущем  могла бы перерасти в музей  национального искусства.

Значение  Третьяковской галереи велико. Она  является одной из главных достопримечательностей Москвы. Ежедневно возле музея  толпа народа: сотни туристов, россиян, людей разных возрастов и национальностей  желают познакомиться с сокровищами, хранящимися в этом архитектурном  произведении. Каждый выносит из посещения  галереи что-то свое, очень личное, но никто не остается равнодушным  к той атмосфере, которая царит  в этом дворце искусства. Некоторые, придя один раз в галерею, запоминают это событие на всю жизнь, другие стремятся попасть сюда снова  и снова, чтобы найти уже в  знакомых картинах, скульптурах, иконах что-то новое, ранее не замеченное, возвращаются, чтобы ощутить то необъяснимое чувство  восхищения, которое возникает при  посещении Третьяковской галереи.

Из истории сокровищницы искусства - Третьяковской галереи

 

В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от собирателя уже  знаменитую галерею шедевров (187 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских  художников XVIII-XIX веков) и коллекцию из 75 картин, 8 рисунков и 5 скульптур западноевропейских мастеров Нового и Новейшего времен, созданную его младшим братом собирателем Сергеем Михайловичем. Московская городская дума с благодарностью приняла бесценное дарение. С этого времени началась история Третьяковской галереи, пользующейся в нашей стране как никакой другой музей общенародным признанием и любовью.

Такого  музея в России в ту пору не было. Подавляющее большинство картин русских художников расходилось  по многочисленным частным собраниям, немногие, наиболее знаменитые и официальные, оседали в Императорском Эрмитаже или Музее Академии художеств. Существование  частных коллекций, известных в  Москве и Петербурге в 1840-1850-х годах, (коллекции П.П.Свиньина, Ф.И.Прянишникова и других) просуществовали недолго, все они распались после смерти, а чаще с банкротством их владельцев. И только П.М.Третьякову далось создать  из частной коллекции музей общенационального  значения, общественный – по духу, исторический – по характеру. Этому удивительному феномену в немалой степени способствовали и  особые свойства характера Павла Михайловича, человека деятельного и практичного, натуры цельной, последовательной и совестливой, и та обстановка невиданного ранее подъема национального самосознания, которая характеризовала атмосферу общественной жизни России рубежа 1850-1860-х годов.

Начиная с первой выставки 1871 года, Третьяков  стал главным покупателем картин передвижников, оказывая тем самым  им, а вместе с ними и всему  русскому искусству неоценимую услугу. Впоследствии И.Е.Репин, один из ведущих  представителей передвижничества, скажет: «П.М.Третьяков… вынес один на своих  плечах вопрос существования целой  русской школы живописи». Но поддержка  здесь была обоюдной. Сочувствуя благородным устремлениям Третьякова, художники нередко шли навстречу собирателю: они не продавали своих картин, пока их не увидит и не выскажет своего мнения Третьяков.

Размах  собирательной деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине удивительны. Каждый год он покупал  по несколько десятков, а то и  сотен произведений на выставках  и в мастерских художников, не останавливаясь при всей своей расчетливости  даже перед очень крупными тратами, если того требовали интересы дела.

После смерти Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый Думой1. В его состав входили видные московские художники и коллекционеры: В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, И.Э.Грабарь.

В начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями как нового, так и старого русского искусства.

Новый период в истории  Третьяковской галереи  начался в конце 1910-х-начале 1920-х  годов. Он характеризовался стремительным  ростом коллекции.

После 100-летнего  юбилея музея, за последние полвека, Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой  известностью, но и в крупнейший научный центр, занимающийся хранением  и реставрацией, изучением и пропагандой  музейных ценностей. Третьяковская  галерея обладает одной из богатейших в России специализированных (книги  по искусству) библиотек, насчитывающей  свыше 200 тысяч томов, уникальной в  своем роде фото- и слайдотекой по русскому искусству.

Собрание  Третьяковской галереи насчитывает  около 150 тысяч произведений и делится  на несколько разделов: древнерусское  искусство XI-XVII веков – иконопись, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство; живопись XVIII и первой половины XIX веков;  живопись второй половины XIX века и рубежа XIX-XX столетий; графика XVIII-начала XX века (рисунок, акварель, пастель, гравюра); скульптура XVIII-начала XX века; коллекция старых рам, мебели и размещающихся в помещении на Крымском Валу отделов: живописи первой половины ХХ века; современной графики; современной скульптуры и новейших течений.

Собрание  произведений древнерусского искусства  Третьяковской галереи – одно из уникальнейших в мире по значительности и численности, находящихся в  ней экспонатов.

Ценнейшей частью этой коллекции являются иконы  домонгольского периода (XI-XIII): «Богоматерь Владимирская», «Благовещение Устюжское», «Богоматерь Великая Панагия (Оранта)», «Богоматерь Толгская», «Дмитрий Солунский» и другие. Некоторые из них были привезены на Русь из Византии («Богоматерь Владимирская»), происхождение других исследователи связывают с развитием отечественных художественных школ. Можно считать чудом, что в трагических перипетиях истории сохранились эти боговдохновенные творения человеческого гения.

Крупнейшим  центром древнерусского искусства  в XV-XVI веке стало Московское княжество. Его расцвет связан с деятельностью таких выдающихся живописцев, как Феофан Грек (выходец из Византии), Андрей Рублев и Дионисий. Их имена, ставшие легендой, сохранила история. Андрей Рублев без преувеличения был самым прославленным живописцем Древней Руси. Его имя не раз называлось в летописях, его иконописная манера получила особое признание уже в XV-XVI веках.

Большинство значительных произведений живописных художников: В.М.Васнецова. («Аленушка», «Богатыри», «Витязь», «Три царевны подземного царства»), И.Е.Репин и его настоящие социальные эпопеи «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», В.И.Суриков, А.К.Саврасов, И.И.Левитан и многие другие. В изобразительном искусстве этого периода выделяются два имени – К.П.Брюллов и А.А.Иванов и их грандиозные композиции «Последний день Помпеи» К.Брюллова и «явление Христа народу (явление Мессии)» А.Иванова.

 Знакомство  с Государственной Третьяковской  галереей окажется неполным, если  не пояснить, что, кроме помещений  в Лаврушинском переулке и  на Крымском Валу, в ее состав  входят замечательные малые музеи:  Мемориальный музей-квартира художника  А.М.Васнецова, Дом-музей В.М.Васнецова,  Музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина.

 

Ну и  в заключении, хочется сказать, что  Государственная Третьяковская галерея – это целый мир прекрасного, музей впечатляющей судьбы. Вряд ли можно указать другой музей, который прошел бы путь от скромной частной коллекции до наиболее значительного художественного собрания страны, имеющего общенациональное признание и мировую славу.

Человек, хоть немного себя уважающий, стремящийся  к самосовершенствованию, по моему  мнению, просто обязан посетить Третьяковскую  галерею. Мы должны быть вечно благодарны настоящему патриоту России, ее преданной  слуге и сыну П.М.Третьякову. Если бы ни его бескорыстные старания, безграничная любовь к родине и искусству, мы никогда  не смогли бы гордиться своим одним  из лучших мировых музеев, никогда  не ознакомились с трудами гениальных художников, скульпторов, творивших  для нас, для будущих поколений.

Посетив Государственную Третьяковскую галерею, я ощутила небывалый подъем энергии, нашла для себя новое уже в знакомом старом. Можно часами находиться там, не замечая, как бежит время. Надеюсь, музей будет только процветать, я верю, что его ждет светлое будущее.

 

 

1 Дума – орган государственного управления


Информация о работе 155-летию Государственной Третьяковской галереи посвящается…