Античная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные

Работа содержит 1 файл

Античная цивилизация.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

запечатлеть «моральное выражение» и что его монументальные росписи являлись вершиной искусства. Замечательное его новшество заключалось в следующем. Вместо того, чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на разных уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать

впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и ракурсов, еще не доступных Полигноту, этого нельзя было достигнуть.

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)

Последняя треть V в.до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром, но попытка Перикла - главы государства - установить политическое главенство Афинского государства окончилась неудачей. Соперничество со Спартой привело к открытому столкновению, которое вошло в историю под названием Пелопоннеской войны. Она

длилась четверть века и закончилась поражением Афин и распадом возглавляемого ими союза городов. Эта война ослабила всю Грецию, усилила и обострила противоречия рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали прежнее единство гражданского коллектива и ослабляли мощь города. Восторжествовавшая Спарта была не в силах объединить страну и оградить ее от посягательств мощных соседей, и в середине IV в. Греческие полисы попадают под власть новой могучей державы - Македонии. Общественные потрясения накладывали определенный отпечаток на мировоззрение людей. В эпоху великого расцвета идеальный человеческий образ - это доблестный гражданин города-государства. Распад полиса поколебал это представление. Возникают раздумья, рождается беспокойство, возрастает интерес к индивидуальному миру человека.   

Литература.

Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родоссокго и др. Поэзия стала искусством для избранных. Наиболее были распространены малые литературные формы - элегии и эпилии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными были и сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идилиях Феокрит из Сиракуз. Интересы и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт. Из многочисленных возникшей в конце IV в.до н.э. в Греции «новой аттической комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан. 

Архитектура.

В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется третий - коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и декоративная. В середине IV в.до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором - заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой, увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров. Строили зодчие Сати и Пифий. В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены скамьи, вмещавшие

до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо слышали каждый звук. Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах.  Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в.до н.э.) - морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний – круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью. 

Скульптура.

Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях. Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены. Также не менее выразительна и

полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. «Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» - великолепные образцы патетики

и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного. Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых

эллинистических статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда- то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра - «Афродита Милосская» (II в.до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы. Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в.до н.э.). Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности. Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей «Колосса Родосского» 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке «чудес света». Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают

слова римского поэта Горация: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность. Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма. Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера – шедевры античной литературы. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший

серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства характеризует культуру Древней Эллады. Культура Древней Греции положила начало развитию всех остальных европейских культур и в первую очередь Рима.

 

Древнеримская цивилизация

По вопросу о месте возникновения Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

Определим хронологические рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода:

·     царский 8-6 вв. до н.э.,

·     период римской республики 4-1 вв. до н.э.,

·     период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.

Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.

Истоки Римской цивилизации.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”.   Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.

Религия

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.

В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная       с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной.

Искусство

Искусство древнего Рима развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об “античном искусстве”. Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римской архитектуре предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену.

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе.

Информация о работе Античная культура