Античная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 04:29, контрольная работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Содержание

1. Понятие и периодизация Древнегреческой культуры
2. Особенности Древнеримской культуры
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Античная культура.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

        - царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),

        - республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),

        - период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Ранняя римская культура,  как и греческая,  теснейшим  образом связана с  религиозными  представлениями населения Древнего Рима.  Для религии этого времени был характерен политеизм,  очень близкий к  анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага.  Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти.  Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей  - отсутствие определённых образов богов.  Божества не отделялись от тех явлений и процессов,  которыми  они  ведали.  Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных  божеств.  До этого существовали  только  символы богов в виде копья,  стрелы и т.д. Как у других народов мира,  в Риме почитались души предков.  Именовали их пенаты,  лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с  божествами по принципу "do, ut des" - "я даю, чтобы ты дал мне". [4]

Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и  магическими представлениями.  В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий.  Малейшая ошибка разрушает  эффект.  Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно,  чем  греческое.  Существовал  ряд греческих коллегий,  которые боролись за влияние в государстве.  Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом  Рима.  Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни  римлян и обрядовой стороне римской религии.

С V в. до н.э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и религии,  идущее  через  колонии греков в Италии.  Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую  и прозаическую почву итало-римской религии.  Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян,  главные из которых:  Юпитер - бог неба,  богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана - богиня рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи:  брить бороды и коротко стричь волосы,  возлежать за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто  куском меди.  Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города  Рима,  который I - III вв.  до н.э.  насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли  такие  крупные культурные центры,  как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки.  Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками.  Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни,  -  особенность  культурной жизни Рима.  Питательной  почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из  завоёванных  земель,  возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн.

  Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима  и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед,  статуями императоров и выдающихся  общественных  людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей.

Изобразительное искусство Римской  имперации  впитало  в  себя достижения всех  завоёванных  земель и народов.  Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и  картинами,  главным  сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии,  а также изображение воды и зелени.  В период империи особое внимание получила портретная скульптура,  характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого  лица.  Многие  произведения скульптуры представляли  прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства.  Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Больших успехов  достигли  в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней:  начального,  школы  грамматики  и школы риторики.  Последняя  представляла  собой высшую школу,  и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Центрами научной  деятельности  оставались  эллинистические  и греческие города:  Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I -II вв. географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и Аппиан.  К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха.  В эпоху империи  достигла  апогея  своего развития литература  древнего Рима.  Во времена императора Августа жил Гай Цильний Меценат.  Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов  своего  времени.  Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал Вергилий,  член кружка Мецената и автор  бессмертной эпической поэмы "Энеида".  Другой поэт кружка Мецената - мастер совершенной формы стиха Гораций Флакк.  Драматична судьба Овидия  Назона  - замечательного лирического поэта,  автора поэмы "Искусство любви", которая вызвала гнев императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы (Констанца),  где он создал два сборника лирических стихов "Скорби" и "Послания с Понта".  Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством в этот период также сатирик  Юний Ювенал, написавший  16 сатир,  и писатель Апулей - автор своеобразного фантастического романа "Метаморфозы,  или Золотой осёл" о  превращении юноши Луция в осла и его приключениях.

Основные черты античного типа культуры проявились  посредством нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы  как понятие культуры складывается  уже  в  эпоху Древней Греции,  но получает завершённость, целиком расцветает в римский период античности.  Римская история переполнена историями  назидательного характера,  когда  человек в интересах общества и государства поступался своими родственными  чувствами.  Нравственной  нормой  было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в  которой  превалировало  общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы  человека  и заслуги его перед Римом.  Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания.  Этика и  эстетика  подвига были нормой античного общества и античной культуры.

 Понятие классики  означает общественное состояние  или тип  искусства, в  котором неповторимое,  индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия.Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние: не развит внутренний рынок,  нет такого количества потребителей,  которые потребляли бы возможные производимые товары.  Но это и  противоестественное состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к римскому обществу.  Разрешение этого противоречия  пошло  в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных.  Конфликт таким образом постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).

Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение она основывается на столкновении двух истин:  общественно-значимой (нормы) и индивидуально-личной. Так, героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком - похоронить брата,  убитого за участие в заговоре.  Гибель Антигоны - это гибель несвоевременного нравственного начала и  торжества  общественно-эначимой нормы.

Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и характерная  эстетическая форма  античного искусства. Цель искусства - сделать талант и дар внятным согражданам.  Стихи всегда следуют чёткой норме. Театральное действо отвечает существующему канону:  зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

Римская культура  -  это языческая культура.  Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением  в  её  пределах нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324 - 330).  Четвёртое  столетие нашей эры  было  временем  расцвета христианского красноречия.  Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную  христианскую литературу,  созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками  приняла в V в. н.э. - в последние десятилетия существования великой Римской державы.

В кризисе, охватившем римский мир в III в. н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V в.  можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла,  хотя и прекратилось её развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря не длительное забвение,  были оценены и востребованы  потомками.[5]

Античная культура - уникальное явление,  давшее общекультурные ценности буквально  во  всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей,  жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие,  подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот  прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима - во многом  продолжательница  античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.  Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве,  политике,  юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

 

 


Список источников и литературы

 

1.      Белогрудов О.А. Культурология. – М.: Городец, 2008.

2.      Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Просвешение,1989.

3.      Культурология / Под ред. А.Н. Макровой. – М.: РиП, 2006.

4.      Культурология / Под ред. Драч Г.В. – М.: Филин,2005.

5.      Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Городец,1997.

6.      Редер Д.Г. История древнего мира. – М.: Наука,1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Культурология / Под ред. А.Н. Макровой. – М.: РиП, 2006.- С.117.

 

[2] Белогрудов О.А. Культурология. – М.: Городец, 2008. – С.162.

 

[3] Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Городец,1997. – С.114.

 

[4] Культурология / Под ред. Драч Г.В. – М.: Филин,2005. – С.175.

 

[5] Белогрудов О.А. Культурология. – М.: Городец, 2008. – С.147.

 


Информация о работе Античная культура