Античное ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали.

Работа содержит 1 файл

араторское искусство.docx

— 54.93 Кб (Скачать)

Для лучшего  государства Цицерон считает  правильным установить древние законы, возродить «обычай предков» (трактат  «О законах»).

Свой  протест против тирании Цицерон  выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы  этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем  он порицает Цезаря, прямо называя  его тираном. Он написал трактаты «О пределах доброго и злого», «Тускуланские  беседы», «О природе богов». Цицерон  не отвергает и не утверждает существования  богов, вместе с тем признает необходимость  государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат «О гаданий»).

Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характе и рассматривались  им в зависимости от практического  их значения в области этики и  политики.

Считая  всадников «опорой» всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала  приобрести расположение народа, а  затем перешел на сторону оптиматов  и признавал государственной  основой союз всадников с нобилитетом  и сенатом.

Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: «Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит  на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники  и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах»[1] .

Первая  дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении ему  незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в  котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился  он своей речью «В защиту Росция Америпского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилия  сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон  выиграл этот процесс и своей  оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон  отправился в Афины и на остров Родос, якобы ввиду необходимости  более глубоко изучить философию  и ораторское искусство. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого  времени Цицерон стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего  середину между азианским и умеренным  аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное  начало адвокатской деятельности открыли  Цицерону доступ к государственным  должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала  ему в этом содействие. Первую государственную  должность квестора в Западной Сицилии  он занял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса  имели политическое значение, так  как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и  одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к  сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

В 66 г. Цицерон  был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»). Цицерон  поддерживал законопроект Манилия  о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет.

Речь  эта, защищая интересы денежных людей  и направленная против побилитета, имела большой успех. Но этой речью  заканчиваются выступления Цицерона против сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия усиливала  свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты  землей). Это встретило явную оппозицию  со стороны Цицерона, который в  своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке  земли в Италии и заселении  ее бедными гражданами.

Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников  против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о  представителях демократии, называя  их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Выступая против интересов бедноты, Цицерон  клеймит позором их предводителя Луция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и  Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру  в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему  это не удалось вследствие противодействия  оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное  восстание и убийство Цицерона. Планы  заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному  шпионажу.

В своих  четырех речах против Катилины Цицерон  приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и  уничтожить всех честных граждан.

Катилина  покинул Рим и с небольшим  отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного  суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.

Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих  речах проводит лозунг союза сенаторов  и всадников.

Само  собой разумеется, что реакционная  часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и  даровала ему титул «отца отечества».

Деятельность  Катилины тенденциозно освещена римским  историком Саллюстием. Между тем  сам Цицерон в речи за Мурепу (XXV) приводит следующее замечательное  высказывание Катилины: «Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; но верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям и преуспевающих и  счастливых... наименее робкий и наиболее пострадавший — вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем  угнетенных».

Жестокая  расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие, популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного  трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание.

В 57 г. Цицерон  снова возвратился в Рим, но уже  не имел прежнего политического влияния  и занимался главным образом  литературной работой.

К этому  времени относятся его речи в  защиту народного трибуна Сестия, в защиту Милопа. В это же время  Цицероном был написан известный  трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой  Азии (51—50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором (высшим военным начальником). По возвращением в Рим в конце 50 г. Цицерон примкнул к Помпею, но после его поражения  при Фарсале (48 г.) он отказался от участия в борьбе и внешне помирился  с Цезарем. Он занялся вопросами  ораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут», и популяризацией греческой философии в области  практической морали.

После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон  снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью  и страстностью он написал 14 речей  против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный  список и в 43 г. до н. э. убит.

Цицерон оставил сочинения по теории и  истории красноречия, философские  трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как  выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы.

Литературное  наследство Цицерона не только дает ясное  представление о его жизни  и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины  бурной эпохи гражданской войны  в Риме.

Язык  и стиль речей Цицерона

Для политического  и особенно судебного оратора  важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его  так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его  истинность. Отношение публики к  речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать  давления на решение судей. Поэтому  исход дела зависел почти исключительно  от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме  традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.

Цицерон сам отмечает в своих речах  «обилие мыслей и слов», в большинстве  случаев проистекавшее от желания  оратора отвлечь внимание судей  от невыгодных фактов, сосредоточить  его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое  освещение. В этом отношении для  судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался  тенденциозной аргументацией, часто  извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические  эпидозы, образы, придающие речам  художественную форму.

В речи против Верреса Цицерон рассказывает о казни римского гражданина Гавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли па площади  розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я римский гражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! О трибунская власть, которую так  сильно желал римский плебс и  которую наконец ему возвратили!». Эти патетические восклицания усиливали  драматизм рассказа.

Таким приемом варьирования стиля Цицерон  пользуется, но редко. Патетический тон  сменяется простым, серьезность  изложения — шуткой, насмешкой.

Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах  считает закономерной амплификацию — прием преувеличения. Так, в  речи против Катилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь  Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных  людей. Цицерон не чуждался и театральных  приемов, которые вызывали у его  противников обвинение в его  неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому  в речи в защиту Милона, он говорит  сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей  пощадить отца.

Применение  этих приемов в соответствии с  содержанием речей создает особый ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию  общенародным языком, отсутствию архаизмов  и редкому употреблению греческих  слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они  сменяются восклицаниями, риторическими  вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон  следовал Демосфену. Они разделяются  на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы.

Риторические  произведения. В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил  те принципы, правила и приемы, которым  следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).

Произведение  «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона — Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может  быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон  видит политического деятеля, спасителя  государства в тревожное время  гражданских войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности  и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление  актера, который мимикой, жестами  добивается воздействия на душу слушателей.

В трактате «Брут», посвященном своему другу  Бруту, Цицерон говорит об истории  греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинении раскрывается в другом его наименовании — «О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получил в эпоху  Возрождения. Цель его — доказать превосходство римских ораторов перед греческими.

Информация о работе Античное ораторское искусство