Античность как тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:12, реферат

Описание работы

Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов.

Содержание

 2.1 Древнегреческий этап античной культуры
 2.2 Эллинистический этап античной культуры
 2.3 Римский период в развитии античной культуры
 Выводы
 Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ.doc

— 111.50 Кб (Скачать)


АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

        2.1 Древнегреческий этап античной культуры

        2.2 Эллинистический этап античной культуры

        2.3 Римский период в развитии античной культуры

        Выводы

        Список рекомендуемой литературы

        ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов.

        Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).

        Второй период связан с захватническими войнами македонских царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-е гг. до н.э.).

        Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

Хронологические границы древнегреческой цивилизации отсчитываются с момента переселения на Балканский полуостров и западное побережье Малой Азии трех кочевых племен: ахейцев, ионийцев и дарийцев (1500-1200 г. до н.э.) и завершаются общей датой для Древнего времени - V в. до н.э.

2.1. Древнегреческий этап античной культуры

        Материальная культура Древней Греции.

        Социально-политическая культура Древней Греции.

        Духовная культура Древней Греции.

Материальная культура Древней Греции

Близость моря и изрезанность береговой линии позволили грекам овладеть способом сравнительно безопасного кабатажного плавания, передвигаясь от острова к острову, заходя в многочисленные бухты. Благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали торговый и военный флот. Им были доступны длительные морские путешествия. Исследователь древней Греции А. Боннар считает, что поэма "Одиссей" представляет собой не что иное, как рассказы мореплавателей, авантюристов, путешественников, колонистов, людей, ищущих источники олова для изготовления бронзового оружия. Другими особенностями Греции были засушливый климат, плохие известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли получать большие урожаи. Лишь виноград и оливковые деревья давали более или менее стабильные урожаи и сырье для продуктов внешней торговли.
     Высокохудожественная керамика, мелкая скульптура также служили предметами вывоза. Торговые связи позволяли грекам получать не только товары, но особенно знания, касающиеся самых разных сторон жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Экономическая деятельность основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая семья обеспечивала себя всем необходимым. Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской вместе с рабами с той разницей, что наиболее тяжелая часть труда приходилась на рабов, которых называли "говорящими орудиями". Греки не считали труд унизительным, подобно спартанцам или римлянам, предпочитавшим труду производительному труд военный. Наряду с рабским, был распространен труд свободных в мастерских, на торговых судах, в службах надзора и управления.
     Греческие строители и архитекторы заложили не только основы практики строительства разных сооружений (храмов, причалов, палестр, жилых домов, складских помещений) (см. дополнительный иллюстративный материал), но и теорию этого ремесла, написав множество руководств (см. дополнительный иллюстративный материал). Торговля до введения денег, которые они заимствовали у лидийцев, имела меновый характер. С введением печатных металлических денег (с VII в. до н.э.) стало развиваться ссудное дело, появился слой "банкиров", живших на проценты от ссуд. Так родилось искусство делать деньги из денег - хрематистика. Греческий город-полис жил за счет сбора налогов, которые взимались с каждого ввоза и вывоза, за пользование гаванью, базаром, с продаж. Взимались пошлины за рабов, в казну поступали пошлины от штрафов, конфискованное имущество, доходы с государственных серебряных рудников.

Социально-политическая культура Древней Греции

На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем против своих соседей-греков. Греция дала миру многие формы государственного правления:

        рабовладельческую демократию - выборную форму правления,

        тиранию - единоличное правление;

        олигархию - правление небольшой группы аристократов и др.

Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде, селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) - место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин).
     Историк Фукидид свидетельствовал, что каждый гражданин спешил принять активное участие в общественной жизни из опасения, что без него события могут принять нежелательный оборот. Организацию общественной жизни обычно рассматривают либо на примере Афин, либо на примере Спарты. Это были государства с разным политическим устройством, разным образом жизни и культурными запросами. Спарта дала миру образец военизированного устройства, где все свободнорожденное население занималось воинской деятельностью. Спарта не оставила будущим поколениям богатого духовного наследия. Духовное наследие Афин, напротив, заложило мощный фундамент культурному развитию народов Средиземноморья.
     Население делилось на четыре класса. Полисом руководила выборная власть. Во главе стоял архонт или стратег (во время войн), он опирался на совет старейшин. Народное собрание состояло только из свободных граждан Афин. Неграждане-иностранцы и лица, рожденные от иностранцев, а также женщины, участия в выборах не принимали. Повседневной жизнью города управляли различные службы. Избираемые квартальные надзиратели (10 человек) ведали уличными надзирателями, следившими за приличным поведением уличных певиц, кефаристок, флейтистов и т.п., были надзиратели на базарах, на стройках (они следили за соблюдением ширины улицы при строительстве новых домов), порядком в храмах. Портовые надзиратели отвечали за то, чтобы 2/3 ввозимого хлеба продавалось в городе. Были надзиратели, которые следили за качеством муки при выпечке хлеба. Афинские чиновники носили миртовый венок, когда находились при исполнении служебных обязанностей, так же как и ораторы, и члены Совета в Народном собрании.
     Общественная жизнь древнегреческих городов знала периоды реформ. Так, для того чтобы сломить обычай кровной мести, Драконт (VII в. до н.э.) ввел Закон об обязательной передаче дела об увечье или убийстве в суд. После чего виновные должны были пройти религиозный ритуал очищения. Во время его правления впервые была осуществлена запись законов. Клисфен (VI в. до н.э.) ввел реформы по изменению избирательных порядков, чтобы отстранить от власти родовую аристократию и привлечь новые политические силы. Реформы Солона (VI в. до н. э.) были направлены на то, чтобы гарантировать дальнейшее развитие Афин как демократического государства и т.п. В середине VI в. до н.э. Перикл провел реформы в интересах средних слоев населения.

Духовная культура Древней Греции

Идеологической основой духовной жизни древних греков были антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.
     За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни. Так, философ Протагор за книгу "О богах" был осужден на казнь, но спасся, бежав из Афин. Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки не относились к вере экстатически, это придавало вере деловой характер. Богов они воспринимали как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Так, врач Гиппократ считал себя 7-м потомком бога врачевания Асклепия, а потомки Гиппократа еще в течение 200 лет тоже считали себя асклепиадами. Мать македонского царя Александра была из рода гераклидов, что предполагало непосредственное родство с Гераклом. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Древние греки, заимствовав у египтян форму колонн, усовершенствовали их и использовали при строительстве храмов (прямоугольных и круглых в плане с одним или несколькими рядами колонн). Храмы имели портики, богато украшались скульптурой. Скульпторы Скопас, Мирон, Поликлет, Фидий и др. создали неповторимые по уровню художественности произведения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Греки - родоначальники театра в его профессиональном понимании. Мировую славу греческой драматургии принесли комедиограф Аристофан ("Осы", "Лисистрата"), автор трагедий Эсхил ("Прометей прикованный", "Персы"), драматурги Софокл ("Царь Эдип") и Еврипид ("Медея"). Имея богатую литературу: эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", поэтическое творчество Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода и др., греки основали и науку о литературном творчестве.
     Заимствовав у финикийцев принцип фонационного письма, греки создали свою систему обучения грамоте. Считается, что в Афинах, например, грамотным было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных греков получали образование в платных школах, где изучали грамоту, арифметику, музыку, читали тексты Гомера и Гесиода. С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические школы. В Афинах существовала академия Платона (с 386 по 529 г. до н.э.), ликей Аристотеля, где можно было получить философское (самое широкое в те времена) образование и другие школы.
     Существовали школы ремесленников, школы при храмах. Знание в Греции в отличие от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян и других народов были прикладными. Греки же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена была основой основ общего образования.
     Философские достижения древних греков связаны с огромным числом выдающихся мыслителей - Фалесом и Анаксагором, Сократом, Платоном и Аристотелем, Левкиппом и Демокритом и многими другими.
     Спортивные занятия и культура тела для греков имели особое значение, т.к. греки были хорошими воинами. Это были первые профессионально обученные воины, дававшие наемников в любые армии. Римляне переняли у греков систему военной подготовки юношества. Особой воинственностью отличались греки-спартанцы. Государство Спарта в Лаконии вошло в историю мировой культуры и военного дела как военизированное государственное образование, в котором дети с раннего возраста готовились стать доблестными воинами.
     Свое спортивное мастерство греки демонстрировали на многочисленных спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и других. Греческая культура оказала огромное влияние на развитие культуры других народов.

2.2. Эллинистический этап античной культуры

        Материально-культурное развитие.

        Социально-политическое развитие.

        Духовная жизнь.

Этот этап охватывал около трех столетий (с конца IV в. н.э. до I в. до н.э., т.е. до начала завоеваний территории Египта Римом). Он связан с завоеваниями македонского царя и полководца Александра Македонского, который при поддержке греческой армии и армий других завоеванных им государств в течение 10 лет создал огромную империю. Она включала в себя Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии вплоть до нижнего течения Инда. После смерти Александра империя распалась на ряд монархий, во главе которых стояли его преемники (диадохи): Македонию, Египет со столицей в Александрии, Сирию со столицей в Антиохии и Пергамское царство с центром Пергам.
     Александр Македонский вошел в историю как выдающийся полководец, не проигравший ни одной битвы, человек, получивший прогрессивное и разностороннее по тем временам образование. Достаточно сказать, что его учителем был известный греческий философ-энциклопедист Аристотель, создатель трудов по политическому устройству государств, логике, этике, риторике, биологии, поэтике, филологии, философии и др. Идея всемирного космополитического царства, объединяющего многие народы и государства, создание единой культуры - такова была движущая сила завоеваний Александра. Однако ему не удалось до конца осуществить свою идею. Он умер в Вавилоне в 323 г.
     Как же складывалось культурное развитие в ходе завоеваний и что произошло после установления власти диадохов во вновь образованных государствах? (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Материально-культурное развитие

В этот период произошло перераспределение и слияние экономических регионов, ранее находившихся в рамках разных государственных и этнических образований. Крупные чиновники, военная верхушка, храмы, царские семьи новых государств закабаляли и превращали в рабов бывших свободных людей. В собственность государств переходили новые богатства. Интенсивная колонизация восточных земель сопровождалась градостроительством по греческому образцу. В каждом городе возводились храмы, театры, палестры, гимнасии, стадионы. Расширялась и оживлялась торговля с новыми странами, в связи с чем активизировалось кораблестроение, строиельство портов, маяков. В Александрии был построен знаменитый Фаросский маяк, на острове Родос - Родосский колосс (бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса) высотой 35 м. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Социально-политическое развитие

Характерной чертой было то, что на второй план отступили национальные проблемы. Александр Македонский стремился сгладить этнические особенности, устраивал праздник массового обручения знатных македонян с персиянками, предпринимал попытки переселять греков в зависимые области. Армия Александра представляла собой многоэтническое целое, организованное не по национальному признаку. Во вновь созданных государствах установилась веротерпимость. Активно шло строительство храмов,посвященных богам разных народов. Стали культивироваться новые политические идеалы и принципы - появился культ царя, что не было присуще грекам, никогда не обожествлявшим выборные должности. В этом сказалось влияние восточных деспотий на политическое поведение диадохов.

Духовная жизнь

Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и восточной. Появилась идея "ойкумены", "обитаемого мира" как целого, общего владения. Для обслуживания этого мира родилась новая форма греческого литературного языка - "койнэ", что означает "общая речь". До этого периода греческие регионы писали и говорили на своих наречиях. Этой речью стали пользоваться не только греки, но и азиаты, она звучала от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Поэтому в языках многих современных народов так много греческих слов. Вместе с процессом появления общего литературного языка оживилось образование. Сосредоточение в руках греков производства папируса, а затем и пергамента содействовало организации мастерских по переписке книг, трактатов, литературных произведений. Это позволило им выпускать книги в неведомых ранее масштабах. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Стала обогащаться художественная культура эллинистических столиц. Правители привлекали в свои города художественную интеллигенцию и ученых. Открывались государственные библиотеки в Пергаме, на Родосе, в Смирне, Антиохии, Александрии. В Александрии был основан Мусейон (храм муз), библиотека которого к I веку насчитывала примерно 700 тыс. свитков. Здесь были созданы условия для работы ученых, залы заседаний, гостиница, обсерватория, собраны коллекции растений, животных для описания и опытов.
     Особенностью литературы этого периода считается возросший интерес к "технологической" стороне творчества, увлечение внешними приемами, подражанием редким, изысканным манерам. Литераторы этого времени Менандр, Феокрит Сиракузский - создатель литературного жанра пастушеской идиллии, Каллимах Киренский - автор эпиграмм и др. Художники этой поры больше внимания уделяли утонченности пропорций, психологической разработке образа, изысканности форм. Скульптурные композиции отличают динамика и виртуозность исполнения (скульптурная группа Лаокоон, I в до н.э., Алтарь Зевса и Геры в Пергаме - II в. до н.э.). Шедеврами эллинистической скульптуры считают Никэ (крылатую богиню победы) с острова Самофракия, скульптурную группу "Лаокоон", "Умирающий галл" и др. К образцам портретного искусства относят файюмский портрет (портреты, предназначенные для погребальных церемоний). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Научные труды, созданные в этот период, охватывают самые разные области знания. Здесь имена Евклида, Архимеда, Аристарха Самосского и многих других. В эти века разработаны теория конических сечений, дифференциальное и интегральное исчисление, устанавливается зависимость морских приливов и отливов от положения Луны, составляется карта Ойкумены, создаются работы по географии, астрономии, метеорологии, истории и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     В эллинистическое время в Греции продолжали работать академия Платона и ликей Аристотеля; две новые школы Эпикура и Зенона явились продуктом новой эпохи. Эти школы учили избегать страстей и волнений, придавали практическое значение этике. Они заложили основы стоицизма и эпикуреизма.
     В религии стали утрачивать свою привлекательность боги Олимпа, во многих случаях стали объединяться боги, выполняющие одни и те же функции у разных народов. Особое место занимал культ богини Исиды. Функции, которые она выполняла, стали открытием для многих народов, не имевших богинь-покровительниц материнства и младенчества. Исида пережила падение культов языческих богов. Культ девы был введен еще до разрушения языческих храмов, и поклонники этой богини спокойно перешли к культу другой Матери, а ее изображения долго еще служили изображениями Мадонны. В религиозных обрядах приобрели широкое хождение мистериальные действия типа "посвящения себя богу", сопровождавшиеся омовением водой, переодеваниями, имитирующими преображение, путешествиями в лабиринтах, храмовых подземельях, воспроизводящих путешествие душ в подземном мире и т.п.

Информация о работе Античность как тип культуры