Архитектура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:11, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть архитектуру Древней Руси.

Задачи: изучить, выявить особенности архитектуры.

Содержание

Введение.

Архитектура Древней Руси:
Новгородский собор св. Софии.
Успенский собор.
Покровский собор.
Колокольня Ивана Великого.

Заключение.

Источник информации.

Работа содержит 1 файл

Реферат на тем1.docx

— 274.27 Кб (Скачать)
 

Реферат на тему:

Архитектура Древней  Руси.  
 
 
 

                                                                                                                                               Выполнила

Ученица 10 В класса

Г.Липецка  МОУ СОШ №20

Демьянова Дарья 

Содержание.

Введение.

Архитектура Древней Руси:

  • Новгородский собор св. Софии.
  • Успенский собор.
  • Покровский собор.
  • Колокольня Ивана Великого.

Заключение.

Источник  информации. 
 

                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
     
Древнерусская архитектура  – одна из наиболее ярких страниц  в истории культуры Руси. Памятники  наполняют живым, образным содержанием  наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках  

Русская архитектура  Древней Руси была главным видом  искусства, не уступающим по своему художественному  лучшим шедеврам мировой архитектуры.       

Грозы, пронёсшиеся  над Русью, к сожалению, стёрли с  лица земли многие памятники зодчества, что затрудняет изучение истории  древнерусского зодчества. Тем не менее за последние десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. В результате проведённых реставрационных работ на многих архитектурных сооружениях появилась возможность понять пути развития древнерусской архитектуры, увидеть работы мастеров древнерусского зодчества. В этом заключается актуальность данной работы.

Цель: рассмотреть архитектуру Древней Руси.

Задачи: изучить, выявить особенности архитектуры.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Новгородский  собор св.Софии. 

В соборе сумрачно. Потускневшие росписи словно впитывают скудный, пробивающийся из-под недосягаемо высокого купола свет. Раньше в соборе сверкали драгоценные оклады икон, золоченые паникадила, богатейшая утварь. А в своем нынешнем виде интерьер Софийского собора, как и его внешний облик, весьма далек от первоначального. Иконостас с иконами XIV–XVI веков, установленный позднее, нарушает единство внутреннего пространства. В древности на его месте было невысокая деревянная алтарная преграда – темплон, и интерьер собора выглядел более цельным. Во время Второй мировой войны иконостас собора, деревянные резные сени царского и митрополичьего мест были вывезены фашистами в Германию, но после войны их удалось отыскать и вернуть.

Вплоть до последних  дней новгородской независимости собор  был символом Новгорода. «Постоять, умереть за Святую Софию» на языке  древних новгородцев означало постоять за свой родной город и, в случае необходимости, умереть за него.

София Новгородская стала образцом для всего каменного  зодчества Северной Руси на несколько  столетий вперед. Ее образ, исполненный  сдержанной и величавой красоты, вновь и вновь оживает в  храмах Новгорода, Пскова, Изборска, Ладоги, в могучих соборах северных монастырей и в скромных церквях сельских погостов. 
 
 

    Успенский собор. 
     

     

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Долгое время считалось, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.  

Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадратов белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Завершение Успенского собора, как и соседнего Архангельского, очевидно, было динамичным — подобным завершению известных по хорошим изображениям Троицкому собору во Пскове и соборам Андроникова и Рождественского монастырей в Москве.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»[1]

Строительство нового собора огромных для того времени  размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в1472 году строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Архитектуре Успенского собора в течение XVI—XVII веков подражали многие строители, а Успенские соборы в Ростове Великом, Троице-Сергиевой лавре, Софийский собор в Вологде и некоторые другие сооружены под непосредственным воздействием кремлевского. Иосиф Волоцкий назвал Успенский собор «земным небом, сияющим, как великое солнце, посреди земли Русской».   
 

Покровский  собор.

  Когда русские войска взяли Казань и  прочно утвердились на волжских берегах, повелел царь Иван Грозный поставить  у стен московского Кремля церковь  о восьми главах — по числу одержанных побед. Недавно возвратился он из похода, с великим ликованием встречала  его Москва: звонили колокола, люди со смехом и рыданиями бросали  праздничные одежды под копыта царского коня: у многих родные и близкие  томились в ордынском плену.

  Любимая супруга Анастасия Романовна  разрешилась от бремени наследником  — это тоже был праздник. Летопись гласит: "...царь и великий князь  Иван Васильевич... повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский род казанских татар царю...". Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику.

  Ходят легенды, что после окончания  строительства царь велел выколоть глаза архитекторам, чтобы они  больше ничего подобного построить  не смогли. Зодчие нарушили веление  царя - построить восьмикупольный храм. Не убоявшись царского гнева, они остались верны принципам искусства и построили не 8-главый, а 9-главый храм, тем самым включив в сооружение тот недостающий элемент, который и определил совершенство всей композиции.

  Фантастический  каменный цветок расцвел на Красной  площади — «на рву» у Спасских ворот. Красным и белым пестрели стены, ослепительным серебром сияли  купола — по одному над каждым храмом, да еще четыре маленьких главки на Входоиерусалимском приделе, да восемь главок у основания центрального шатра. А шатер был не простой — в плане имел форму восьмиконечной звезды, как бы повторяя план самого храма. Крыт он был зеленой черепицей, и кое-где вспыхивали огоньками зеленые изразцы, ни дать ни взять — изумруды. Где начало, где конец? Все кругло, все слито в новой церкви; кажется, будто медленно кружится она, будто танцует среди гомона и толкотни большого московского торга. И незаметно глазу, что всего-то три формы и есть в церкви — шатер, башня да маленький храм.

  Растет  на площади дивный куст, тянутся  побеги — ведь и в цветке равновесие совершенно, но не сух он, не скучен, и чья душа не возвеселится при  взгляде на него? В 1588 году с северо-восточной  стороны собора был пристроен  придел над могилой юродивого  Василия Блаженного, который умер в возрасте 82 лет и которого, как  говорят, чтил и боялся сам Иван Грозный, «яко провидца сердца и мыслей человеческих». С тех пор и укоренилось  употреблявшееся в просторечии  название храма.

  Основу  построения Покровского собора образует стройный и вытянутый главный  шатер, увенчанный небольшой главкой. Он окружен четырьмя более низкими  и массивными башнями с мощными  главами. Между ними расположены  другие четыре, еще меньшие главы. Но, нарастая к центру, башни не образуют пирамиды. Скорее это своего рода дружеская  беседа, в которой каждый собеседник, прислушиваясь к другим, сохраняет свое мнение. Средний шатер поднимается над боковыми, но не господствует над ними, не давит на них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Заключение.  

Архитектура Древней Руси – это сказка. Сказка о том, что было на самом деле. Если дать возможность говорить архитектурным сооружениям, они бы многое смогли рассказать. Зодчество древней Руси – это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства. Эта страница нашего прошлого дала толчок многому, что было написано на последующих страницах, и окажет  влияние на то, что будет ещё написано. Это наше прошлое. И каким бы оно ни было, мы не должны его забывать.

В своей работе мы рассмотрели архитектуру Древней Руси, её истории.  Все памятники, о которых говорилось в работе, представляют по себе большую художественную ценность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники информации:

Тут сайты напишешь какие-нибудь

Информация о работе Архитектура Древней Руси