Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:44, курсовая работа
Цель работы – изучить и проанализировать формирование национальной идентичности басков и ее влияние на баскскую национальную проблему.
Поставленная  цель вызвала необходимость решения следующих задач:
Рассмотреть роль языка и культуры басков в формировании этнического самосознания.
Выявить предпосылки формирования баскской проблемы.
Проанализировать современное состояние баскской проблемы
Введение……………………………………………………………………….3
Формирование национальной идентичности басков……………..…4
Этногенез…………………………………………………………………..4
Влияние языка и культуры басков на формирование этнического…….6 самосознания.
Баскская национальная проблема…………………………………….10
Предпосылки к формированию баскской проблемы…………………..10
Роль террористической организации ЭТА в этнополитическом конфликте……………………………………………………………….....12
Современное состояние баскской проблемы…………………………..16
Заключение…………………………………………………….…………….20
Литература…………………
  
 
БАСКИ 
И БАСКСКИЙ ВОПРОС 
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 
 
     
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература………………………  
………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Баски – народ, проживающий на севере Испании, юге Франции. Этот народ интересен тем, что никто до сих пор точно не знает ни его происхождения, ни истории его появления в Европе. Язык басков (эускара) не имеет прямых родственников нигде в мире. Считается, что он единственный уцелевший реликт, оставшийся с доиндоевропейской эпохи в Европе.
Актуальность моей темы заключается в том, что баски представляют огромный интерес для этнографов, они не теряют интерес к этому народу, поскольку он один из самых плохо изученных в мире. Так же у басков самобытная культура, которая достойна изучения и в наши дни.
Но баски привлекают к себе внимание не только благодаря культуре, особенностям быта, но, также, из-за баскской проблемы, существующей уже много лет. Этнополитический конфликт в Стране басков – один из наиболее заметных в современной Европе. Основной целью экстремистски настроенных басков является создание независимой «Великой Эускади – Страны басков».
Цель работы – изучить и проанализировать формирование национальной идентичности басков и ее влияние на баскскую национальную проблему.
Поставленная цель вызвала необходимость решения следующих задач:
Объектом исследования является народ баски и баскская национальная культура.
Предметом 
исследования выступает баскский этнополитический 
конфликт. 
 
 
 
Баски (баскск. Euskaldun) — народ в северной Испании и юго-западной Франции. Единственный западноевропейский народ, не говорящий на языке индоевропейской группы.
Считается, что баски - древнейшее коренное население Пиренейского полуострова; высказывается мнение, что они - потомки племен, живших в Европе около 10 тыс. лет назад, хотя по поводу их этнической принадлежности до сих пор нет единой точки зрения. Относительно достоверно лишь то, что римские авторы свидетельствовали о присутствии в этих краях племени васконов, которые обитали на землях современной Наварры. Упоминание о васконах встречается и в одной из величайших эпических поэм Франции - "Песне о Роланде".
Васконы оказали упорное сопротивление кельтам, финикийцам, грекам, римлянам, вестготам, франкам, норманнам и даже маврам (в период арабской экспансии Страна Басков сохранила независимость и стала одной из баз Реконкисты).
В доисторические времена родственные баскам народы были широко распространены в западной Европе, населяя территории Испании (иберы), Франции (аквитанцы) и южную Бельгию. Впоследствии были потеснены кельтами. До X века страна басков вместе с провинцией Наварра образовывало Королевство Наварра, которое впоследствии вошло в состав Испании и Франции. До середины XIX века баски пользовались особыми правами и располагали некоторой автономией по отношению к испанской короне.
За всю свою историю у басков лишь однажды было собственное государство: во время Испанской гражданской войны баски в октябре 1936 провозгласили республику Эускади, которая, однако, уже в июне 1937 перестала существовать.
     Народ 
Баски, также называющие  себя эускалдунаки, 
проживают на территории Испании - провинция 
Наварра, Гипускоа, Биская, Алава, а также 
территории Франции -департамент нижней 
Пиренеи. Численность басков оценивается 
в Испании от  600 тыс. до 2800 тыс. чел., 
во Франции – от 75 тыс. до 250 тыс. чел. Около 
160 тыс. басков -  эмигрантов – в странах 
Америки (главным образом в Аргентине, 
Бразилии, Мексике). В 16 в. северные районы 
территории Басков вошли в состав Франции. 
Южные районы с конца 15- начала 16 века находятся 
в составе единого Испанского государства, 
в котором до второй половины 19 в. Баски 
сохраняли свои вольности (фуэрос). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Влияние языка и культуры басков на формирование этнического самосознания.
Народу 
баска удалось сохранить до наших 
дней патриархальный, родовой строй 
цивилизации. В отличие от современных 
европейцев, которые с каждым новым 
поколением все больше утрачивают свои 
национальные черты, привнося в свою культуру 
новые языки и традиции, и в первую очередь 
считают себя европейцами, а уж затем немцами, 
французами или голландцами, маленький 
народ баски не потерял своего уникального 
этнического самосознания. Что касается 
национального характера, то баски разделяют 
склонность к беззаботному веселью, как 
и остальные жители Пиренейского 
полуострова. 
При этом являясь весьма вспыльчивыми. 
Но ни вспыльчивость, ни веселые нравы 
не мешают баскам сохранять в целостности 
свой давно устоявшийся патриархальный 
уклад жизни. Баски, живущие в горных районах, 
которые весьма далеки от промышленных 
центров, ведут замкнутый образ жизни 
и очень религиозны. Большинство из них — 
ортодоксальные католики. Национальная гордость 
басков — «эускара» (баскский 
язык), единственный реликтовый язык в юго-западной 
Европе, сохранившийся еще с доримских 
времен. Его происхождение до сих пор не 
раскрыто. Немецкий филолог Хуго Шухардт (1842—1927) выдвинул гипотезу 
о том, что баскский язык имел генетическую 
связь с ныне исчезнувшим иберийским, 
и что оба эти языка имеют семито-хамитскую 
основу. Но, несмотря на все предлагаемые 
теории, древние иберийские надписи, обнаруженные 
в восточной Испании и на средиземноморском 
побережье Франции, пока не расшифрованы. 
Другая гипотеза, выдвинутая советскими 
лингвистами А. Манделеевым и А. Кикнадзе, заключается 
в том, что баскский и кавказские языки 
родственны, предполагая, что прародина 
басков находилась на территории современной 
Грузии, которую они покинули примерно 
3,5 тыс. лет назад. Косвенно это предположение 
подтверждает сходство в звучании пиренейской 
Иберии и грузинской Иверии.                       
Не так давно, в конце XIX века, басколог Эдвард Спенсер Доджсон, изучая армянский язык, наткнулся буквально на открытие: многие слова полностью совпадали в обоих языках. Сейчас выявлено уже более 1000 словарных единиц, которые, так или иначе, равносильны по звучанию в армянском и баскском языке. Эти исследования впервые были опубликованы в газете «Эускара» в 1884 году. В настоящее время теория армяно-баскского родства успешно разрабатывается. Конечно, нельзя сказать, что все вопросы окончательно решены, но самое главное уже ясно: в баскской цивилизации существует очень глубокий армянский слой, который возник как результат миграционных процессов в доисторическую эпоху.
На данный момент баскский язык считается языком-изолятом, то есть языком с невыясненной генетической принадлежностью к той или иной языковой семье.
 Характерная 
черта баскского языка - его 
значительная локальная 
 В 
языке басков с древних времен 
существовала и до сих пор 
поддерживается богатая 
Малоземелье 
в условиях горной местности (западная 
часть Пиренеев) породило обычай, по 
которому дом и участок переходили в наследство 
одному из детей, по праву первородства 
или по выбору родителей. Остальные дети 
могли остаться в отчем доме как «помощники», 
без права обзаводиться семьей; мужчины 
чаще предпочитали эмиграцию в надежде, 
разбогатев, вернуться и жениться на наследнице. 
Дома, иногда пережившие несколько веков 
и ставшие символами родов, нередко имели 
собственные имена, по которым называли 
их владельцев. Преимущественным правом 
покупки дома обладали родственники, поэтому 
баскская община с тесными внутренними 
связями и традициями взаимопомощи была 
закрыта для «чужаков». Таким образом, 
единицей баскского общества издавна 
являлся индивидуальный для каждого рода 
крестьянский двор, что в итоге способствовало 
сохранению патриархальных черт баскской 
национальной культуры. 
Помимо языка, хорового пения и национальной 
одежды до наших дней баскам удалось сохранить 
и иные неповторимые обычаи и единственные 
в своем роде традиции. Консервация древних 
устоев, сохранение в обостренной форме 
этнического самосознания, общей исторической 
памяти позволили баскам противостоять 
мощному ассимиляционному прессу и отстоять 
основы своей культуры. В истории Эускади 
нет и намека на диффузионизм. В эпоху 
романизации баскское общество сумело 
сохранить известную самостоятельность 
и довольно быстро пришло к антироманской 
эмансипации. Еще меньше коснулось народа 
германское влияние. Наиболее авторитетные 
исследователи баскской культуры не обнаруживают 
сколько-нибудь заметных признаков германизации 
басков. Арабы, основавшие на территории 
нынешней Испании свои государства и, 
может быть, создавшие наиболее развитое 
восточное общество именно на Пиренейском 
полуострове, также ни в политическом, 
ни в экономическом или в каком-либо ином 
отношении не смогли повлиять на развитие 
баскского народа. Этого не удалось избежать 
их соседям — наваррцам, беарнцам, гасконцам, 
арагонцам и аквитанцам, к настоящему 
времени почти полностью утратившим свою 
идентичность. 
 
2.1. Предпосылки к формированию баскской проблемы.
Страна басков в качестве автономного региона пользуется весьма широкими правами: ее жители избирают собственного президента и свой парламент, в регионе действует собственная система налогов, имеются собственные полицейские силы, власти региона сами осуществляют контроль за ситуацией в сфере образования, а преподавание в школах ведется на баскскском языке, большинство радиостанций и телеканалов, вещающих в крае, также ведут свои передачи на баскском языке. Однако, несмотря на это, существующий этнополитический конфликт в Стране басков - один из наиболее заметных в современной Западной Европе. В основе конфликта - стремление части экстремистски настроенных басков добиться полной независимости. Основная цель сепаратистов - создание независимой "Великой Эускади - Страны басков", которая должна включить ряд провинций северной Испании, южной Франции, а также испанскую область Наварра.