Библиотека в сфере социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.

Содержание

Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

     Помещение библиотеки и ее оборудование должно иметь возможность размещения поставляемой техники и фондов, на отдельных  столах и стеллажах.

     Необходимо  наличие у библиотеки хотя бы одного телефонного номера и технической  возможности осуществления при  необходимости регулярной устойчивой связи в процессе осуществления  проекта с сотрудниками библиотеки–регионального соисполнителя проекта.

     Основные  функции библиотеки–регионального соисполнителя

     В функции регионального соисполнителя  входят, прежде всего, организационные  работы по реализации проекта. Очень  важным является содействие привлечению  местной администрации (как региональной – краевой, областной – так  и администрации на уровне районов) к планированию и осуществлению  ответных мероприятий по осуществлению  проекта. В частности, необходимо как  минимум привлечение местных  властей для проведения ремонта  помещений, занимаемых библиотекой, установке  необходимых охранных средств, приобретение недостающей для нормального  функционирования библиотеки мебели и  предметов интерьера, выделения  средств для организации дополнительной подписки.

     При этом чрезвычайно важно, чтобы представителями  власти эта акция не воспринималась как разовая. С самого начала власти должны быть поставлены в такие условия, при которых дальнейшая поддержка  созданных, в том числе и при  ее участии медиацентры в составе  детских и детско-юношеских библиотек  стали бы для нее своего рода «знаменем», символом того, чем власть может  постоянно гордиться, и одновременно тем, что нужно постоянно поддерживать, в том числе и материально. Кроме вышеизложенного, в функции  регионального соисполнителя проекта  входит содействие освещению работ  по проекту в местных СМИ.

     Необходимо  наличие в распоряжении ответственных  по реализации проекта необходимых  средств связи (телефон с возможностью выхода на междугороднюю связь, факс, и обязательно ежедневно просматриваемая  электронная почта).

     Ответственными  по реализации проекта должно быть организовано предоставление документов, подтверждающих поступление книжных, электронных, аудио и видео фондов, а также компьютерной и офисной  техники и постановку их на баланс непосредственно в детских библиотеках-участницах проекта.

     Необходимо  наличие в структуре библиотеки – регионального соисполнителя  подразделения и/или специалистов, готовых выполнить весь объем  работ по созданию в детских библиотеках-участницах проекта необходимой инфраструктуры для установки и подключения  технических средств, поставляемых в эти библиотеки по проекту.

     Целесообразно создание на базе такого подразделения  временного коллектива (с привлечением, при необходимости, других специалистов), в функции которого входит руководство  работами по организации в помещении  детских библиотек необходимых  условий для установки и нормальной работы поставляемых технических средств, включая:

     контроль  за наличием или проведением безопасной и эргономичной электропроводки, учитывающей  реальную конфигурацию технических  средств в конкретных условиях той  или иной библиотеки;

     обеспечение и контроль за оптимальным расположением  подводки телефонной линии для подключения  к Интернет;

     содействие  доставке технических средств в  детские библиотеки-участницы проекта;

     установка и подключение технических средств, проверка их работоспособности, выявление  возможных неисправностей;

     помощь  в сборке поставляемой компьютерной мебели;

     настройка технических средств (при необходимости);

     организация минилокальной сети компьютеров  с возможностью совместного использования  модема и принтера с каждого из рабочих мест;

     установка программных средств антивирусного  контроля, осуществление текущего обновления;

     демонстрация  методики получения текущих обновлений через Интернет;

     заключение  договоров на подключение к Интернет с единовременной оплатой абонентской  платы год вперед;

     отработка и реализация системы осуществления  гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств в региональных сервис-центрах;

     проработка  системы осуществления оперативных  консультаций библиотекарей по вопросам, связанным с эксплуатацией компьютерной техники и программных средств (необходима оценка возможности привлечения  к этой деятельности специалистов районных библиотек, специалистов технических  служб, работающих непосредственно  в городе, грамотных пользователей  из состава библиотечного актива, преподавателей информатики и/или  других технических дисциплин в  школах города и т.д.);

     проработка  вариантов организации технического сопровождения технических средств;

     отработка рекомендаций по оптимальной системе  поставки расходных материалов для  принтера и копира по мере исчерпания поставляемых в комплекте с техникой картриджей, порошка и офисной  бумаги.

     Особенности комплектования электронными, аудио  и видеоизданиями.

     Профиль комплектования электронными, аудио  и видеоизданиями должен учитывать  реальные потребности пользователей  библиотек для детей и юношества. Но прежде всего принципиально важно, чтобы абсолютно все поставляемые электронные, аудио и видео издания  были лицензионно чистыми. Категорически  недопустимо наличие в библиотеке пиратских дисков.

     Что касается контента электронных изданий, то здесь особое внимание должно быть обращено на издания справочного, энциклопедического, обучающего, просветительского, познавательного  и образовательного характера, а  также на издания по истории отечественного и зарубежного искусства, истории  религии.

В частности, в фонде библиотеки предполагается наличие:

     мультимедийных  энциклопедий, как универсальных, так  и по различным отраслям знаний, а также справочников и словарей;

     обучающих дисков по отдельным предметам школьной программы, позволяющих как восполнить возможные в пробелы в преподавании, так и самостоятельно освоить  материал на уровне, необходимом для  поступления в вуз;

       мультимедийных изданий по истории  Беларуси, культуре народов, истории  искусства Белоруссии;

     мультимедийных  изданий о творчестве классиков  русской литературы, искусства и  культуры;

     мультимедийных  изданий по истории культуры и  искусства стран и народов  мира;

     мультимедийных  изданий по отечественному и зарубежному  искусству, знаменитым музеям Беларуси и зарубежных стран;

    электронных изданий по истории религии, включая  тексты священных книг Православия  и Ислама, в т.ч. адаптированные для  детей;

     электронных книг с собраниями сочинений классиков  русской и зарубежной литературы;

     электронных книг с альбомами знаменитых русских  и зарубежных художников;

познавательных  мультимедийных изданий для детей  и юношества;

     обучающих дисков по иностранным языкам, прежде всего, английскому, немецкому, французскому с учетом реально преподаваемых  в местных школах языков;

     обучающих дисков по компьютерным технологиям, позволяющих  самостоятельно освоить не только основы компьютерной грамотности, но и научиться  работать с основными программными продуктами.

     Предполагается  предоставление библиотекам большого фонда т.н. «Говорящих книг», включающих произведения классической русской  и зарубежной литературы, детской  классики. Часть этих изданий может  предоставлять пользователю возможность  не только слушать то или иное литературное произведение, но и синхронно читать текст этого произведения. При  необходимости можно устанавливать  режим комфортного чтения, с выделением фрагмента читаемого текста крупным  шрифтом в режиме бегущей строки. Кроме того, в распоряжении библиотек  должен быть предоставлен фонд видеоизданий для детей, включая лучшие образцы  отечественной и зарубежной детской  киноклассики, а также фонд музыкальной  отечественной и зарубежной классики.

Перспективы продолжения проекта:

     Предполагается, что опыт, накопленный в ходе реализации проекта, позволит на следующем этапе  расширить круг такого рода библиотек, позитивно повлияет на отношение  региональных и местных органов  власти к судьбе детских библиотек  в субъектах РБ. Все это позволит не только сформировать концепцию дальнейшего  развития и деятельности библиотек  для детей и юношества Беларуси в условиях информационного общества, обозначить их место и роль в информационной структуре современного общества, но и подкрепить принимаемые решения  анализом опыта создания и функционирования проектируемых информационно-образовательных  медиацентров на базе детских и детско-юношеских  публичных библиотек.

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

    Сегодня библиотеки занимают ведущие позиции  в решении глобальной задачи построения информационного общества. Сложность  поставленных задач вызывает необходимость  совершенствования информационно- библиотечного обслуживания. Появляются новые направления и формы  библиотечной работы, нацеленные на удовлетворение потребностей пользователей. Библиотека становится активным субъектом рыночной экономики, эффективность ее работы оценивается по реальным делам, которые  невозможно осуществить, не используя  методику проектирования.

     Предполагается, что опыт, накопленный в ходе реализации проекта, позволит на следующем этапе  расширить круг такого рода библиотек, позитивно повлияет на отношение  региональных и местных органов  власти к судьбе детских библиотек  в субъектах РБ. Все это позволит не только сформировать концепцию дальнейшего  развития и деятельности библиотек  для детей и юношества Беларуси в условиях информационного общества, обозначить их место и роль в информационной структуре современного общества, но и подкрепить принимаемые решения  анализом опыта создания и функционирования проектируемых информационно-образовательных  медиацентров на базе детских и детско-юношеских  публичных библиотек.

     Итак, что может современная детская библиотека?

1. Приобщить к чтению, воспитать  грамотного пользователя, а значит  внести свой вклад в создание  интеллектуальной элиты общества.

2. Отвлечь хотя бы часть детей  от влияния улицы: приобщить  их не только к работе с  источниками информации, но и  организовать для них содержательный  досуг.

3. Участвовать своими средствами  в социализации личности.

4. Организовать необходимое для  развития ребенка межличностное  неформальное общение.

5. Содействовать школе в образовании  и воспитании детей; сформировать  устойчивую потребность в чтении  как основе непрерывного образования  и самообразования.

6. Вести необходимую коррекционную  работу с детьми, имеющими социальные  и психические отклонения с  помощью средств литературы, искусства,  специальных библиотечно-информационных  компьютерных

программ. 
 
 
 
 
 

Литература:

 

  1. Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря / МК РФ; МГУК.-М., 2003. -90с.
  2. Библиотекарь и читатель: Проблемы общения: Метод. пособие. РНБ. СПб., 1993. 130 с.
  3. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / Под ред. А. Я. Айзенберга. - М.: Изд-во МГУК, Изд-во ТОО Либерия, 2002. - 200 с.
  4. Бубекина Н.В. Завтра будет поздно: О проблемах организации информационного пространства в детской библиотеке. // Библиография. - 2001. - N 3. - С. 36 - 43.
  5. Библиотекарь и читатель: Проблемы общения: Метод. пособие. РНБ. СПб., 1993. 130 с.
  6. Девяткина Т.П., Сретенская Н.В. Рекомендательная библиография: проблемы и практика. //Библиография. - 1995. - N 5. - С. 37 - 40.
  7. Коноплицкий В.А., Филина А.И., Филина Г.И. Библиография и смежные виды деятельности: литература с 1991 - по 2002 гг. Издательство "КИЕВ НИКА-ЦЕНТР, Ника", 2005. - 512 с.
  8. Коршунов О.П., Равич Л.М., Чагина Н.Г. Библиография. Общий курс. Издательство "Книга", 1981. - 512 с.
  9. Лоцманова В.И. Чтобы воспитать информационную культуру. // Библиография. - 1994. - N 2. - С. 40 - 45.
  10. Матлина С.Г. Библиотечное обслуживание как диалог // Сов. библиотековедение. 1990. № 6. С. 43-51.
  11. Махаева В.П. Центр библиографической информации для детей. //Библиография. - 2002. - N 5. - С. 28 - 31.
  12. Педагогический энциклопедический словарь. Словарь.ru. [Обращение к документу 24 августа 2005] Доступ через
  13. Сумина М.Ю., Кузнецова В.К. Информационная cреда в детской библиотеке. //Библиография. - 1993. - N 5. - 24 - 32.
  14. Туева Л. М. Культурно-досуговая деятельность детских библиотек: традиции, опыт и проблемы развития. //Библиотечная жизнь Кузбасса. 1994. №4. с. 25-38.
  15. Фенелонов Е.А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: Пособие в помощь самообразованию библиотечных работников / РГБ.- М.,1997.-175 с.

Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности