Буддизм у народов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Буддизм – религиозно-философское учение (драхма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Буда Шакьямуни. Термин «буддизм» был создан европейцами в ХIХ веке. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

Содержание

Введение 4
1.Буддизм как религия 6
1.1. История возникновения буддизма 6
1.2. Суть учения Будды 7
1.3. Течения буддизма 9
2. Буддизм у народов России 13
2.1. Буддизм в России 13
2.2. Российская буддология 17
2.3. Развитие буддизма 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

культур.docx

— 43.23 Кб (Скачать)

    Оглавление 

    Список  терминов                                                                                    3                                                                                     

    Введение             4

    1.Буддизм  как религия                6

       1.1. История возникновения буддизма              6

       1.2. Суть учения Будды               7

       1.3. Течения буддизма                                                                         9          

    2. Буддизм у народов России       13

       2.1. Буддизм в России         13

       2.2. Российская буддология       17

       2.3. Развитие буддизма                                                                       18     

    Заключение            21

    Список  использованной литературы      22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  терминов

Атеизм  – отрицание религии.

Бодхисаттва – святой, ставший Буддой, но давший обед не покидать мир до тех пор, пока последняя пылинка не достигнет  состояния Будды.

Будда –просветленный.

Буддхадхарма  – учение Будды.

Дацаны  – буддийские монастыри.

Драхма  – Закон, учение.

Лама  – религиозный учитель.

Махаяна – широкий путь.

Нирвана – затухание, угасание.

Сангха  – буддийская община.

Сумэ  – храм.

Хинаяна – узкий путь.

Хубилганы – живые боги.

Хурэ  – буддийские монастыри. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Религия – это особая форма осознания  мира, которая обуславливается верой  в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом  любой религии. Любая религия  состоит из моральных норм и определенного  поведения, различных обрядов и, главное - объединение людей в  какое-либо организационное сообщество, например, в церковь или религиозную  общину. Все основные религиозные  понятия и представления, записаны в специальных священных текстах. Как убеждают яростные религиозные  сторонники, эти тексты либо написаны непосредственно из уст бога, либо написанных людьми, которые, по их мнению, уже достигли высшего уровня духовного  развития.

    Религиозное мировоззрение или религиозная  система представления мира в  целом опирается либо на веру, либо на некий мистический опыт, но не как не на данные, которые проверяются  научными данными.

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество  разновидностей религий. Разнообразные  религии существовали в Древнем  Мире у различных народов. В настоящее  время широкое распространение  получили так называемые мировые  религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). 

    Буддизм – религиозно-философское учение (драхма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Буда Шакьямуни. Термин «буддизм» был создан европейцами в ХIХ веке. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований. 

    Буддизм — первая по времени возникновения  мировая религия. Другие мировые  религии появились значительно  позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через  тысячу.

    Россия  многонациональная страна, где проживают  представители различных национальностей  и соответственно они являются представителями  различных вероисповеданий. И буддизм  не исключение. Тема реферата – «Буддизм у народов России», думается, что данная тема интересна для изучения.

    Цель  реферата - критически и всесторонне  рассмотреть, намеченную тему.

    Задача реферата – рассмотреть, изучить выбранную тему путем раскрытия следующих вопросов: буддизм как религия; история возникновения буддизма; суть учения Будды; течения буддизма; буддизм у народов России; российская буддология; развитие буддизма.  
 
 
 
 
 
 
 

1.Буддизм  как религия

    1.1 История  возникновения буддизма

    Буддизм возник на индийском субконтиненте  в середине I тысячелетия до н. э. Причины возникновения этого  Учения до нынешнего времени точно  не установлены, поскольку знания о  древнеиндийском обществе слишком  скудны.

    Смысл учения состоял в стремлении освободиться от власти общества, но и от власти природы  и законов самой жизни. И вовсе  не случайно, что это учение возникло именно в Индии. Этому способствовала индийская природа, так и особенности  социального строя.

    Удушающая жара, сменяющаяся сезоном беспрерывных тропических ливней, буйство растительности, оборачивающееся постоянным наступлением джунглей на крестьянские посевы, изобилие опасных хищников и ядовитых змей – все это рождало у людей чувство униженности перед могучими силами природы, олицетворенными в образах индийских богов. Индийские мифы рисуют этих богов как чудовищных и буйных существ, воплощение непросветленной силы и ярости, необузданной чувственности. А если учесть, что в Индии сложилась освещенная древними верованиями кастовая система, то ясно, что жажда освобождения здесь должна была выразить себя в гораздо радикальной форме.

    Весь  эмпирический мир с его исступленным буйством природных стихий и жестким  кастовым делением (когда люди неравны  не только перед обществом, но и перед  богами) воспринимался тонко чувствующим  человеком как наваждение, не несущее  ничего, кроме разочарования и  страданий. Более того, это было бесконечное, навязчивое наваждение, поскольку индийцы  верили в переселение душ. Страдания  не заканчивались со смертью, ибо  душа обретала новую жизнь, возрождаясь  в другом теле и потеряв память о прежнем воплощении. Добро и  зло прошлой жизни с необходимостью влекли за собой (в этом и состоял  закон кармы) награду или возмездие в следующем воплощении. И даже самоубийство не освобождало от пут жизни, ибо за ним следовало новое рождение и возмездие – и так без конца. Даже боги не были избавлены от закона кармы.

    Мир виделся мудрецам как нескончаемая цепь страданий и воплощений, и  сотни аскетов-отшельников уходили  в леса, стремясь через самоограничение  и истязание плоти внутренне  вырваться из удручающих пут жизни. Но их победы и поражения оставались их личным достоянием: они не проповедовали  народу, глубоко почитавшему их монашеский подвиг, занимаясь лишь с узким  кругом избранных учеников. И лишь Гаутама, сын раджы небольшого княжества (VI в. До н.э.), попытался найти путь внутреннего освобождения, в принципе доступный для каждого, независимо от касты. Шесть лет провел он в скитаниях и в самоотречении и лишь на седьмой год почувствовал себя Буддой (буквально – просветленным), обретя полноту внутренней свободы, Буддизм как мировая культурная традиция начинается с того момента, когда Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал свою проповедь.

1.2 Суть  учения Будды.

    Если  весь чувственный мир – мир  страстей и привязанностей – есть лишь порабощающее человека наваждение, то надо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые рождения. И хотя для этого мудрый должен отказаться от своих чувств, сама буддийская проповедь  бесстрастия была исполнена подлинной  страсти. Только эта страсть не привязывала  человека к миру, а, напротив, вырывала из него, уничтожая истоки всякой привязанности.

    Итак, вырваться, внутренне освободиться от пут жизни и смерти, уйти…  но куда? Разве сам человек изнутри  не подчинен всецело миру? Пораженный в самое сердце несовершенством  бытия, Гаутама обретает ответ в  собственном просветлении, пытаясь  потом выразить в словах то, что  получено за гранью слов и образов. Смысл учения Будды Гаутамы можно  выразить так: освобождение обретается в нирване – внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними – и весь открывающийся человеку мир. Собственно, слово «нирвана» буквально означает «затухание», «угасание». «Мудрые, - говорил Будда, - угасают как лампады». Это внутреннее угасание освобождает человека и от его страдающего «я», и от самой жажды жизни, влекущей все живые существа к новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы и мудрец до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя. Просветленные же – это преддверие окончательной нирваны, которая полностью разрывает всякую связь с жизнью.

    Здесь, пожалуй, необходимо небольшое философское  пояснение, Нирвана – это не просто покой или голое ничто. Все  гораздо тоньше. Смысл нирваны  в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, и в  этом значении нирвана равна свободе. Однако в нирване нам открывается  лишь негативная сторона свободы  – это свобода, взятая лишь как  отрицание всякой зависимости, «свобода от…». Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает – утверждает бытие человека как личности, его  самоценное достоинство и неисчерпаемые  творческие силы. Но открытие личности лежало за пределами духовного горизонта  той далекой эпохи, и поэтому  полная свобода открылась Будде  как полнота отрицания: нирвана  лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия. Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно  выражена ни в слове, ни в образе. Иными словами, в нирване мы видим  трагедию свободы, не обнаруживающей в  себе никакого положительного содержания.

    Итак, прорыв в свободу оборачивается  в буддизме прорывом в ничто. Но это  «ничто» - нирвана – несет для  буддиста сокровенный смысл, во имя  которого он готов отречься от собственного «Я». Впрочем, и само это «Я» рассматривается  здесь лишь как иллюзия, которая  исчезает, когда человек всем своим существом устремляется к нирване. Нирвана манит к себе, как тот «внутренний остров», достигнув которого, мудрец обретает независимость от людей и богов и даже от самой судьбы: «Тот несравненный остров, где ничем не владеют и ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели», - говорил Буда. Немногие достигают этого острова, но тем, кому удалось это сделать, «даже боги завидуют».

    Для «просветленных» окончательная  нирвана – это полное освобождение, полный уход от мира, но для непосвященного наблюдателя это должно восприниматься как небытие, смерть. Однако истинный буддист никогда не согласился бы с такой трактовкой. Ведь если посмотреть на весь процесс изнутри, с точки  зрения входящего в нирвану, то здесь  уже нет никаких различий между  жизнью и смертью, «я» и «не  – я», добром и злом, а только такая  «внутренняя» точка зрения и значима  для буддизма. Но сам Будда отказался  сразу же после просветления навсегда покинуть этот мир, ибо счел своим  долгом указать другим людям путь к спасению и свободе.       

    Суть  своего учения Гаутама выразил в  четырех «Благородных» истинах. В предельно кратком изложении  они выглядят следующим образом:

1 –  сущность жизни есть страдание.

2 –  причина страданий – желания  и привязанности.

3 - чтобы  избавиться от страданий, надо  с корнем вырвать желания и  привязанности.

4 –  для этого существует путь  внутреннего самопреобразования  из восьми ступеней (так называемый  «восьмеричный путь»), ведущий к  просветлению, а через него к  нирване.

1.3 Течения  буддизма

    Так было положено начало новой религии. Это, безусловно, была религия (слово  «религия» происходит от слова religare – связать), ибо она связывала людей со спасающей запредельностью, объединяла в священном почитании запредельного как конечной цели. И все же это была странная, необычная религия. В самом ее начале не было ни молитв, ни специфических обрядов. И самое главное, в ней не было Бога, того самого Бога, который сосредоточивает в себе всю полноту жизненных смыслов. Правда, буддизм не отрицал существование множества почитаемых ранее богов и демонов, но выше их всех по святости и силе стоял просветленный аскет, навсегда сбросивший иго кармы. 

Информация о работе Буддизм у народов России