Буддизм в Бурятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:34, реферат

Описание работы

Республика Бурятия, наряду с Тывой и Калмыкией, традиционно считается одним из трех буддийских регионов России. Здесь расположен центр Буддийской Традиционной Сангхи (церкви) России, возглавляемому Пандито Хамбо-ламой, институту которого в этом году исполнится 242 года. На протяжении десятка лет ситуация в буддийской общине Бурятии динамично развивалась и была полна неоднозначных событий. Сегодня Сангхе приходится не только бороться за свое влияние на верующих с независимыми буддийскими общинами, пользующихся поддержкой местных властей, но и лавировать между буддистами Китая, Индии (Тибета) и Японии, заинтересованных в укреплении своих идеологических позиций в регионе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
I. Появление буддизма в Бурятии ……………………………………………...4
II. Развитие буддизма в Бурятии………………………………………………..5
III. Особенности буддизма в Бурятии………………………………………….7
Заключение ……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………...11

Работа содержит 1 файл

Буддизм в Бурятии реферат.docx

— 26.93 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГОУ ВПО Бурятская  государственная сельскохозяйственная академия

им. В.Р. Филиппова

 

 

кафедра «Философии и культурологии»

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: Культура Бурятии

на тему: «Буддизм в Бурятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 5308гр.

Сальникова Е.

Проверил: Балданова А.Ц.

 

Улан-Удэ

2011

 

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………3

I. Появление буддизма в Бурятии ……………………………………………...4

II. Развитие буддизма в Бурятии………………………………………………..5

III. Особенности буддизма в Бурятии………………………………………….7

Заключение ……………………………………………………………………...10

Список использованной литературы…………………………………………...11 

Введение 

Буддизм - самая древняя  из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран  буддизм сыграл роль не меньшую, чем  христианство в странах Европы и  Америки.

Он представляет собой  одну из главнейших религий мира. Буддизм  возник примерно 2.5 тысячи лет назад в Индии. Его основал Сиддхартха Гаутама, который позже стал именоваться Буддой, что означает «полностью просвещенный». На территории Бурятии впервые буддизм был принят туметским правителем Алтан-ханом, что произошло в 1576 году. Активное распространение этой религии в республике датировано началом XVIII столетия. Это связано с появлением здесь большого количества лам, которые проповедовали буддизм. Начиная с 1773 года, каждый род забайкальских бурят мог иметь по одному дацану. В 1741 г. селенгинцы ставят первый войлочный в сорока верстах от Кяхты на берегу реки Чикой. Первым Хамбо-ламой был главный лама цонгольского дацана Дамбадаржа Заяев. Он был возведен в звание Хамбы в 1767 г. по указу царя. В 1809-1812 годах ламы-проповедники успешно распространяют свое учение среди аларских бурят.

Республика Бурятия, наряду с Тывой и Калмыкией, традиционно  считается одним из трех буддийских регионов России. Здесь расположен центр Буддийской Традиционной Сангхи (церкви) России, возглавляемому Пандито  Хамбо-ламой, институту которого в  этом году исполнится 242 года. На протяжении десятка лет ситуация в буддийской общине Бурятии динамично развивалась  и была полна неоднозначных событий. Сегодня Сангхе приходится не только бороться за свое влияние на верующих с независимыми буддийскими общинами, пользующихся поддержкой местных властей, но и лавировать между буддистами Китая, Индии (Тибета) и Японии, заинтересованных в укреплении своих идеологических позиций в регионе.  

    1. Появление буддизма в Бурятии

Большинство бурятских историков  относят время проникновения  буддизма в лесостепные районы Забайкалья к середине ХVI века. Их оспаривают археологи. Например, археолог Баир Дашибалов, считает, что буддизм проник в регион в V веке с юго-запада через Афганистан и Среднюю Азию, а возможно и  раньше, в хуннское время, то есть во II веке нашей эры. Это подтверждают и монгольские ученые Дамдин лама и Сухбаатар. Второй этап распространения  буддизма археологи относят к XIII-XIV векам, к эпохе Чингисхана. Тогда  при хане Хубилае Учение Будды  приняло статус государственной  религии, и в Монгольской империи  проводилась политика интенсивного строительства храмов и монастырей. И третий, уже общепризнанный этап, это XVII век, когда в 1646 году К.И. Москвитин  посетил войлочный храм на юге  нынешней Бурятии. В 1727 году в Кяхте  был заключён "Русско-Китайский  договор о границе", и буряты стали подданными Российского государства. В ХУШ веке стало очевидно, что  буддизм играет огромную роль в жизни  бурятского народа и в 1741 году Императрица  Елизавета Петровна официально признаёт буддийскую церковь на территории Российской империи.

В 1764 году императрица Екатерина II официально утвердила институт Пандидо  Хамбо ламы, главы буддийской церкви всего Забайкалья, а первым на этой должности был утвержден Дамба  Даржа Заяев, получивший образование  и посвящение от Панчен-ламы и Далай-ламы. В 2004 году исполнилось 240 лет со дня  утверждения этого института  и автокефальности буддийской церкви России (дата широко отмечалась Сангхой). Сделано это было с целью ограждения российских буддистов от влияния  Тибета и Китая.

Став одной из официальных  религий империи, буддизм стал быстро распространяться среди бурятских  племен, и дацаны стали строиться  повсеместно. В середине ХIХ века в Забайкалье было 34 монастыря, 144 храма  и 4500 лам. Таким образом, постепенно, буддизм вобрав в себя традиционные верования, становится образом жизни  большинства населения забайкальских бурят. После Октябрьской революции 1917 года для буддизма, как и для других конфессий России, наступают тяжелые времена. Пик гонений пришелся на 30-е годы. В это время большинство храмов и монастырей были разрушены до основания, превращены в тюрьмы, машинно-тракторные станции и даже скотобойни, а тысячи монахов расстреляны, сосланы в лагеря и ссылки. В это время, практически, весь цвет буддийского духовенства был уничтожен и церковь, казалось, перестала существовать.

Но, в 1945 году коммунисты разрешают  строительство единственного дацана в республике, Иволгинского, в окрестностях города Улан-Удэ. А жители Агинского  Бурятского национального округа восстанавливают  Агинский дацан. В это же время  восстанавливается институт Пандито  Хамбо лам, и создается Центральное  духовное управление буддистов СССР с центром в Иволгинском дацане, куда собираются уцелевшие в тюрьмах  и ссылках ламы. В тяжелейших условиях тоталитарного режима они сохраняют  преемственность передачи знаний, тем  самым, создав фундамент для возрождения  веры. Новый этап развития буддизма в Бурятии начинается в эпоху Перестройки, когда Хамбо лама Мунко Цыбиков начинает восстановление дацанов в Бурятии и в Агинском национальном автономном округе, а в стране поднимается волна интереса к религии. В конце 80-х, начале 90-х годов, в буддийской церкви происходит естественная смена поколений и к ее руководству приходит поколение лам, получившее образование в Буддийском институте монгольского монастыря Гандан.

    1. Развитие буддизма в Бурятии

Буряты с древних времен были шаманистами. Во всех случаях жизни  они видели вмешательство духов. Верховным божеством считалось  Вечно Синее Небо – Хухэ Мунхэ  Тэнгри. Земля, по шаманистским понятиям, является серединным миром.

На западном берегу Байкала  буряты сохранили свою первоначальную веру, оставаясь шаманистами, а на восточном берегу под влиянием монголов обратились к буддизму.

В XVIII–XIX веках все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались  под влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию Бурятии  проникают достижения культур народов  Тибета и Монголии. В 1723 году в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских  лам. В 1741 году императрица Елизавета  Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование  ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При  дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 г. в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам.

Проникновение буддизма в  Бурятию, способствовало распространению  среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны), где перепечатывались классические трактаты, а также создавались  новые труды, обогащающие опыт бурятских  эмчи-лам.

В медицинских трактатах "Чжуд-ши" и "Вайдурья-онбо" описано 1300 лекарственных средств растительного  происхождения, 114 видов минералов  и металлов, 150 видов животного  сырья. Тибетские лекарства отличаются многокомпонентностью (от 3 до 25 составляющих) и применяются в виде различных  лекарственных форм: порошков, отваров, сиропов, настоев, мазей.

После Октябрьской революции 1917 года в стране началась борьба как  против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 г. – русской. С 1927 по 1938 гг. все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в  Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 год не действовал ни один дацан. В 1947 г. в 40 километрах к югу  от Улан-Удэ был построен Иволгинский  дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан. В течение последующих 44 лет  нужды верующих бурят обслуживали  лишь эти два храма. И только в 1991 году к двум действующим добавились еще 10.

С 1991 г. велось строительство новых дацанов во многих районах Бурятии. Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине, Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике.

Основными объектами почитания  в храмах являются образы основателя учения Будды Шакьямуни, других будд и бодхисаттв (просветленных существ), медитационных божеств, хранителей веры, выдающихся Учителей. В алтаре располагаются их скульптурные и  иконографические изображения а  перед ними ставятся разнообразные  подношения, постоянно горит неугасимая лампада и курятся благовония. Буддийские иконы называются «танка», они пишутся на грунтованном полотне  минеральными красками, представляют собой свитки, обрамленные шелком. Танка может быть закрыта тонкой тканью, которая поднимается во время  молитвы или медитации.

Кроме ежедневных служб в  храмах проводятся большие хуралы - праздники, посвященные различным  событиям: дню рождения, просветления и паринирваны Будды; Цзонхаве - великому тибетскому учителю и реформатору  монашеской сангхи ; ожиданию прихода  следующего будды - Майтреи и др. В монастырях создаются духовные учебные заведения, печатается религиозная  литература, работают врачи тибетской  медицины.

    1. Особенности буддизма в Бурятии

Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской  культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV вв. и получившей название Гэлуг (хотя есть сведения и о влиянии традиции Ньингма). Основатель этой школы выдающийся деятель Цонгкхапа (бур. Зонхобо) почитается последователями буддийской религиозной традиции в Бурятии наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни. Последователи Гэлуг в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин "учение Будды", "махаянское учение", подчеркивая тем самым отсутствие в тибетском буддизме принципиальных различий с учением буддизма Махаяны.

Незначительные отклонения от общемахаянской традиции проявляются  в бурятском буддизме в основном в культовой системе, в обрядности и магической практике и обусловлены  влиянием традиционных, более древних  и архаичных верований, культов, обрядов тибетцев и бурят-монголов. В частности, в культовую систему  буддизма были инкорпорированы и  ассимилированы традиционные народные обряды, ритуалы и верования, связанные  с культом обо, почитанием духов  земли, гор, рек, деревьев. В эзотерической  религиозной практике монахов большую  роль играют методы тантрического происхождения, образующие основу буддизма Ваджраяны. Резкое различие в обрядности обыденного и эзотерического уровней буддизма проявляется также в том, что  на первом особую сотериологическую  роль в "спасении" верующих от страданий  Сансары играет учитель-наставник (лама), а на втором — решающее значение придается личному морально-психологическому самосовершенствованию адепта с  помощью тантрической практики, йогического  созерцания и других эзотерических  методов, позволяющих освободиться от причинно-следственной зависимости  закона кармы (но всё же непременно под руководством учителя). В философском, психологическом и этическом  учении бурятского буддизма нет серьёзных  отличий от фундаментальных положений  буддизма Махаяны, изложенных в тибетском  варианте буддийского канона — Кэнгьюр (бур. Ганжуур) (108 томов) и Тэнгьюр (бур. Данжуур) (225 томов).

Буддизм оказал мощное позитивное влияние на развитие традиционной науки  и культуры бурят-монголов. Особенно сильным и плодотворным было его  воздействие на формирование и развитие философской мысли, норм нравственного  поведения, медицины, хронобиологии, биоэнергетики, культуры психической деятельности и психотехники, художественной литературы, изобразительного искусства и кулинарии.

Из огромного количества различных культовых отправлений  обрядового комплекса в бурятских  дацанах в настоящее время  отмечаются 6 больших хуралов: Сагаалган (Новый год), Дуйнхэр (Калачакра), Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Пробуждение и Паринирвана  Будды Шакьямуни), Майдари-хурал (ожидание прихода Будды грядущего мирового периода Майтрейи), Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение  Будды с неба Тушита), Зула-хурал (день памяти Цонгкхапы). Укреплению не только административной, но и духовной автокефальности буддийской церкви в России способствовало бурятское чудо – феномен нетленного тела хамбо ламы Итигэлова. В сентябре 2002 года саркофаг с телом Хамбо ламы Итигэлова был поднят из земли, с места, где оно находилось 75 лет и при этом не подверглось разрушению. Великий лама умер в 1927 году, во время медитации в позе лотоса. Эта находка стала сенсацией мирового масштаба. О ней сообщили ведущие информационные агентства, телекомпании и газеты всего мира. Почти сразу нетленное тело великого ламы стало объектом массового поклонения верующих. По словам Дагба-ламы, ширетуя Иволгинского дацана с 2002 года его посетило около 500 тысяч человек. Среди них Анатолий Чубайс, Владимир Рушайло, Юрий Скуратов. А вице-адмирал Дорогин назвал феномен "духовной составляющей национальной безопасности России и достоянием нашего народа и мирового сообщества".

 

 

Заключение 

Буддизм, в противоположность  христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал - полное уничтожение мира и прежде всего  уничтожение личного бытия, самоуничтожение.

В 90-е годы социологические  исследования, проведенные в Республике Бурятия, Усть-Ордынском и Агинском округах показали резко возросшее  в отличие от 80-х, количество верующих. 61,2 % бурят назвали себя приверженцами  буддизма, 21,9 % - шаманизма, и 0,4 % - православия. При этом многие буряты считают себя одновременно и буддистами, и шаманистами. Однако, сколько среди них истинно  верующих, регулярно совершающих  религиозные обряды сказать сложно.

Скорее всего, ситуация в  Бурятии не отличается от общероссийской, оказывающей, что вера занимает не слишком  большое место в жизни россиян. Тем не менее, буддийские ламы оказывают  большое влияние на общество, и  в частности на политику. Кроме  того, буддизм, в отличие от аморфного, неструктурированного шаманизма, остается, практически, единственной силой могущей  объединить расколотый на несколько  субъектов федерации бурятский  народ. Не случайно, в последние годы Сангха ведет целенаправленную политику распространения буддизма среди  иркутских бурят, в основном придерживающихся шаманизма. Сейчас в Прибайкалье  открыты несколько дацанов. Еще  в начале прошлого века, бурятские  лидеры признавали роль буддизма в  противодействии русификации, эта  роль остается актуальной и в наши дни.

Информация о работе Буддизм в Бурятии