Буддизм в современном мире

Автор: m*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:38, реферат

Описание работы

Целью данного работы является изучение распространения буддизма в современном мире.
Для написания работы широко использовались , также информация была получена с религиозных сайтов сети Интернет.

Содержание

Введение 3
1. Основы буддизма 4
2. Развитие буддизма в современном мире 15
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Буддизм в современном мире_контр(сент05).doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     В течение своей жизни Будда  обучал разным методам, но, как и  в случае с учениями Иисуса Христа, при жизни Будды ничего не было записано. Через несколько месяцев  после ухода Будды собрались 500 его учеников (позднее это собрание стало известно как Первый буддийский совет), чтобы устно утвердить то, чему учил Будда. Ученики по памяти воспроизводили различные отрывки услышанных ими священных текстов. Несмотря на то, что это собрание текстов, известное под названием «Трипитака», или «Три корзины», было воспроизведено по памяти и официально утверждено уже в этот ранний период, записано оно было значительно позже. Например, палийский конон был записан в начале 1 в. н. э. в Шри-Ланке. Причиной этого было то, что письменный язык использовался в то время только в коммерческих или административных целях и никогда не использовался для научных целей или целей обучения. Эти тексты сохранялись в памяти, причем определенные группы людей в монастырях были ответственны за сохранение различных текстов.

     Не  все учения Будды передавались устно так открыто. Считалось, что некоторые из них предназначены для будущего, поэтому они изустно передавались из поколения в поколение учителями и учениками более тайно. Иногда учения Будды, обнародованные в значительно более позднее время, подвергаются критике.

     Критика поздних буддийских учений как неаутентичных  на основании того аргумента, что  только ранние буддийские источники  содержат подлинные слова Будды, представляется несостоятельной. Ибо  если «ранние» буддисты заявляют, что позднейшие традиции неаутентичны, потому что основаны на устной традиции, то этот же аргумент может быть использован и в отношении ранних учений, т. к. они тоже не были записаны самим Буддой, а передавались устной традицией. Тот факт, что различные тексты Будды были записаны на разных языках и в разных стилях, также не ставит под сомнение их подлинность, т. к. сам Будда говорил, что его учения следует сохранять на том языке, который принят в данном обществе, с учетом свойственного этому обществу стиля. Особое значение всегда должно придаваться смыслу, а не словам, текст не должен нуждаться в дополнительном толковании.

     Эта первая группа учений, которая передавалась устно и открыто, со временем была записана и образовала основу направления, известного как Хинаяна. Различные расколы и менее значительные расхождения в трактовке основных положений привели к разделению Хинаяны на 18 школ, в которых на различных индийских диалектах передавались незначительно отличающиеся друг от друга тексты. Школа Тхеравады, например, попав в Шри-Ланку и в Юго-Восточную Азию, сохраняла свои учения на языке пали, а школа Сарвастивады, получившая распространение в Центральной Азии, использовала санскрит.

     Хинаяна, общий термин для названия этих 18 традиций, означает «Скромная колесница». Обычно, Хинаяна переводится как «Малая колесница», однако нет нужды придавать этому слову уничижительный оттенок. Колесница означает «движение ума», т. е. путь мышления, чувства, действия и т. д., который ведет к определенной цели. Она скромная в том смысле, что предполагает методы достижения скромной, а не высшей цели. Она существует для тех, кто просто работает над преодолением своих собственных проблем, т. к. для них было бы непосильно работать с целью преодоления всеобщих проблем. Вместо того, чтобы стремиться стать буддой, они стремятся стать освобожденными людьми (на санскрите «архат»).

     Будда учил, что в текущую мировую  эпоху появится 1000 будд. В системе  Хинаяны утверждается, что для  того, чтобы стать буддой, необходимо следовать пути бодхисаттвы, т. е. полностью посвятить себя оказанию помощи другим к самоусовершенствованию, чтобы делать это наилучшим образом; однако все 1000 мест уже заняты. Следовательно, работать для того, чтобы стать буддой в текущей эпохе нет смысла, поэтому следует стремиться к тому, что является практически достижимым, т. е. стремиться стать освобожденным человеком.

     Далее, Будда учил, что когда человек  достигает нирваны, или освобождается  от собственных проблем, тогда поток  сознания прерывается или гаснет подобно свече. Это помогает людям, не преследующим высшие цели, не быть подавленными страхом, а также дает им возможность ощутить, что действительно наступит конец их страданиям, и таким образом вступить на путь Хинаяны.

     В записанных позднее учениях Махаяны («Просторная колесница*) те 1000 будд, о появлении которых говорил  Будда, рассматриваются как основатели мировых буддийских религий. Кроме  них появится также множество  других будд, которые не будут основателями мировых буддийских религий; стать одним из этих будд возможно. Более подготовленных учеников Будда наставлял, как стать буддой: это означает не только преодоление собственных проблем, но и собственных ограничений, а также максимальную реализацию возможностей по оказанию помощи ближним. Будда учил, что прекращение потока сознания после достижения паринирваны означает прекращение существования потока сознания в его прежнем качестве. Таким образом, поток сознания вечен, как и жизнь, наполненная помощью ближним.

     Итак, первой записанной системой учений была Хинаяна. В ней содержатся основополагающие учения, признаваемые также и Махаяной, а именно: все учения. о карме (причинно-следственная связь); все правила этической самодисциплины, включая правила монастырской дисциплины для монахов и монахинь; анализ деятельности умственной и эмоциональной сфер; указания как развить способности к концентрации, а также как достичь мудрости, чтобы преодолеть заблуждения и увидеть реальность. Учения Хинаяны включают также способы развития чувства любви и сострадания. Любовь определяется как желание счастья другим людям, а сострадание - как пожелание другим людям освободиться от их проблем. Махаяна развивает эти положения, добавляя к ним принятие на себя ответственности за действенную помощь другим людям, не ограничиваясь только пожеланием им добра. Поскольку вследствие свойственных человеку ограничений он не в состоянии оказывать другим максимальную помощь, особое внимание Махаяна уделяет раскрытию сердца индивидуума с помощью бодхичитты. Бодхичитта означает установку стать буддой, другими словами сердце, стремящееся к преодолению всех присущих личности ограничений и к реализации всех возможностей с целью оказания наибольшей помощи каждому.

     Как уже упоминалось, учения Хинаяны  передавались 18 различными школами, которые развились исторически в результате возникавших в ходе церковных Соборов разногласий. В полном объеме до нашего времени сохранилась традиция Тхеравады, или «Учение старейшин».

     Вселенная в буддийской догматике имеет  многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в раздичных канонических и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны.

     Всего существуют, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени  своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда : кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступений или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

     Уровни  с 12-го по 27-й относятся к более  высокой сфере созерцания - рупалоке.

     Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно  еще связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.

 

2. Развитие  буддизма в современном  мире

 

      Сегодня буддизм распространился по всему  миру, и буддистов можно встретить в разных странах, впрочем, так же, как представителей других вероисповеданий, например, христиан, буддистов можно не всегда узнать.3

      Буддизм берёт своё начало в Индии, впрочем, по некоторым причинам, которые будут объяснены ниже, буддизм в Индии почти пришёл в упадок, но благодаря миссионерской деятельности распространился на север, на юг и на восток.

      На  сегодняшний день буддийская традиция поддерживается силами основанного доктором Амбедкаром движения по обращению в буддизм неприкасаемых (или, как их называла И. Ганди, хариджанов – «детей Бога»).

      С момента зарождения движения в 1956 году и по сегодняшний день к буддизму приобщилось, по меньшей мере, три с половиной миллиона человек. Индия так же приняла большое число изгнанников с Тибета после того, как китайцы вторглись на его территорию в 1959 году.

      Хотя  идеи буддизма были известны уже в  викторианской Англии, вниманию широкой публики учение было предложено буддийским монахом Анандой Мейтреем (англичанином Аланом Беннетом). В 1907 году им было основано буддийское общество Великобритании и Ирландии в целях Буддийское общество, основателем и президентом которого был судья Кристмас Хамфриз. Его стараниями буддизм начал укореняться и получил широкое распространение на Западе. В 1926 году в Чизике, западный Лондон, была открыта буддийская вихра – первый буддийский храм в Великобритании.

      Быстрое распространение буддийских центров  во второй половине 20 века во многом связано с деятельностью авторитетных японских учителей, и прежде всего Шумриу Судзуки. Следует так же упомянуть американского ученика Судзуки Ричарда Бейкера, немало сделавшего для распространения буддизма в Америке. Применяясь к новому социокультурному окружению буддизма он прочно и надолго утвердился на американской почве. При этом он остался верным своему принципу распространения дхармы.

      Обсуждение  вопроса о влиянии буддизма и  его распространении по всему миру вновь возвращает нас к другому вопросу – о важности учреждения сандхи, или буддийской общины, в процессе распространения буддийской традиции из одной страны в другую. Отсюда понятно, почему буддисты постоянно обращаются к такой теме, как необходимость учитывать обычаи и нравы разных обществ, внутри которых приходится существовать буддизму.4

      Традиционные  регионы России, где живут буддисты, - Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская область. Буддизм на территории России представлен школой гелукпа, которая является разновидностью тибетского буддизма. Калмыки приобщились к буддизму в 16 в. в Джунгарии (Китай), а в 17 в. они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию. Уже в тот период у калмыков появилась буддийская литература, переведённая с тибетского на калмыкский язык.

      На  территории Тувы буддизм утвердился в конце 18 в., вобрав в себя местные шаманские верования и культы.

        Верующие исповедуют ламаистскую форму буддизма (эта форма основана на сочетании черт махаяны и ваджраяны).

      Буряты  с древних времен были шаманистами. Во всех случаях жизни они видели вмешательство духов. Верховным  божеством считалось Вечно Синее Небо - Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманистским понятиям, является серединным миром.

      Чтобы стать шаманом, человек должен обладать, прежде всего, наследственностью - утха, т. е. иметь предка шамана. Шаманисты не имели специально построенных храмов. Шаманские тайлаганы проводились на открытом воздухе в особо почитаемых местах. Считалось, что человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, соблюдением определенных правил и традиций. Некоторые традиции сохранились до наших дней. На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру, оставаясь шаманистами, а на восточном берегу под влиянием монголов обратились к буддизму.

      С 1991 г. ведется строительство новых  дацанов во многих районах Бурятии. Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине, Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике.

      Иволгинский дацан

      В 40 километрах от Улан-Удэ находится  Иволгинский дацан, построенный  в 1947 году. На протяжение длительного  времени Иволгинский дацан был  резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов России и его главы Хамбо-ламы. Прежде чем войти в храм необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом хурдэ - молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовое здание, главный храм дацана, построен и освящен в 1972 г. Внутри храма центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды, в позе призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой (Сатаной). Вокруг статуи изображены 16 найданов (подвижников). Ниже статуи Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто больше не имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.

      На  территории дацана находится также  малый храм, суборганы - ступы, которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным деревом Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов. Большая часть старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языки они не переведены.

      Ежегодно  в дацане проводятся большие осенний  и зимний хуралы. В феврале - марте празднуется Новый год по восточному календарю. Главный хурал лета - это праздник Майдари.

      На  праздник Майдари-хурал (бодисатва  Майтрейя) собирается значительное количество верующих. Церемония продолжается несколько  дней, кульминацией становится шествие  вокруг храма с статуей Майдари  под удары барабанов, звон бронзовых колокольчиков хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб ухэр-бурэ. Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его статуя, которую несет на руках один из лам. Бодисатва Майтрейя символизирует любовь, сострадание и особые надежды на будущее. Считается что, Майтрейя как преемник, избранный самим Буддой, должен прийти на землю как Бог грядущего.

      Гусиноозерский дацан (Тамчинский)

Информация о работе Буддизм в современном мире