Быт в Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:30, реферат

Описание работы

Киевская Русь - одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Содержание

1. Введение
2. Быт в Киевской Руси
3.Нравы и обычаи славян
4.Народные праздники и обряды у славян
5. Заключение
6. Литература

Работа содержит 1 файл

Быт в Киевской Руси.docx

— 33.41 Кб (Скачать)

Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением  и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Отметим, что для дохристианской религии древних славян характерным  являлось преобладание практики-магии  и культа над мифологией. Эта практика имела богатое оформление и подробно разработанный, освященный ритуал. Мифология  же была относительно отрывочной и  бессистемной.

Совершенно очевидно, что народные праздники, игравшие весьма заметную роль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в  стороне от формирования магических и религиозных обрядов. С развитием  религиозного культа в первую очередь  народные праздники все больше и  больше наполнялись религиозным  содержанием, а обряды принимали  религиозный характер.

Главную роль в земледельческой  религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами  сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный  цикл.

Цикл этих обрядов  и праздников начинался зимой, в  то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда "солнце поворачивает на лето". По верованиям земледельческих  религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось  множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники  коляды с заключительным моментом этого  цикла - масленицей, содержавшей такие  обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.

Цель зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении земледельцев обеспечить себе благоприятный  хозяйственный год. Поэтому в  хату к праздничному столу зазывали мороз, чтобы угостить его и таким  образом обезопасить себя от прихода  его весной, когда, он может приморозить  молодые побеги посевов. Приглашались также "ржа" (ржавчина) и "бель", портящие колос.

Будущий урожай символизировался на празднике выставленным в переднем, "красном", челу снопом. Хозяин и  хозяйка, садясь за праздничный стол, перекликались между собой, делая  вид, что не видят друг друга, и  приговаривали: "Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами  и возами хлеба, грудами овощей". В праздничных обрядовых песнях содержались заклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод  скота:

Главным обрядовым  кушаньем праздников этого цикла  была кутья, род каши из вареных зерен,- растительное блюдо, появившееся тогда, когда люди еще не умели размалывать  зерна и печь хлеб. Главным блюдом масленицы были блины. Они, несомненно более позднего происхождения и своим румяным желто-красным цветом и круглой формой символизируют "нарождающееся" весной солнце.

Со встречей весны  и проводами зимы были связаны  многие другие очистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холодную зиму собралось множество  разной нечисти, которую следовало обезвредить и изгнать из жилища и с полей.

Для этого славяне  мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь мусор и сжигали  его на костре. Костер устраивали как  можно более дымным и смрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Считалось, что магической силой отгонять злых духов обладала и верба - дерево, первым распускавшее весной почки. Глава дома запасался ветками вербы и стегал ими всех домочадцев, приговаривая: "Здоровье - в хате, хвороба - в лес!"

Очистив таким образом себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.

Считалось, что после  выполнения всех этих обрядов нечистая сила изгнана и можно спокойно приступать к весенним работам. Чтобы не навлечь пи себя гнев весны и полнее использовать ее милости, старались, прежде всего накормить весну. Поэтому в некоторых местностях, как только снег начинал таять, женщины клали на проталинах куски пирога или хлеба, приговаривая: «Вот тебе, весна-матушка». Приход весны знаменуется общим оживлением природы, прилетом птиц. В связи с этим возник и сохранился до наших дней обычай выпускать весной из теста фигурки птиц - жаворонков, аистов. Это несомненный пережиток тех далеких времен, когда «весну» в виде птицы ловили и приносили в жертву, т. е. попросту съедали, веря, что лучшее средство воспользоваться благодетельными силами весны - это съесть ее.

С приходом весны люди получали возможность расстаться с  темной и смрадной курной избой, выйти  на свежий воздух и вздохнуть полной грудью, понежиться в теплых лучах  солнца. Человек переживал радостное, приподнятое настроение. Не случайно весна всегда была периодом праздников. Одним из таких весенних праздников на Руси был праздник «красная горка», получивший свое название от «красной» весны, от «красных», т. е. красивых горок, холмов, возвышенностей, первыми покрывавшихся травой под лучами яркого весеннего солнца. На этих горках собственно, и отмечался праздник; играли в народные игры, пели песни, плясали, водили хороводы.

«Красная горка» - это также пора заключения брачных  союзов. По твердо укоренившемуся в среде крестьянства обычаю свадьбу можно было сыграть или ранней весной, на «красную горку», или осенью, после окончания полевых работ. Весна все больше вступала в свои права. Надвигались новые хозяйственные заботы. Надо было выгонять скот на пастбища, проводить весенние полевые работы, начинать сев, Все это также сопровождалось магическими обрядами.

Перед выгоном скота  на пастбище его окуривали дымом  можжевельника. Погоняли скотину обязательно  вербой, произнося заклинания и молитвы, обращенные к солнцу и месяцу, с  просьбой охранить скот «от стрелы вогненной, от зверя бегучего, от гада ползучего, от змеи попилухи», а также от водяных и лесных духов,

Озимые посевы обходили с яйцом и костной мукой. Муку сыпали в траву на меже, полагая, что это предохранит поля от града. Яйцо зарывали в землю, как магический символ плодородия. Вспашку поля и  сев также производили с костной  мукой, яйцом и заговорами.

К магическим обрядам  присоединяли и жертвоприношения. Считалось, что земле при пахоте, когда  ее разворачивают сохой, причиняют  боль (ведь для наших древних предков  земля была живым существом, божеством). Ее надо было задобрить. Поэтому в  борозды ставили хлеб и пироги, поле обходили с брагой и угощениями, а после посева устраивали жертвенный пир - праздник окончания сева.

В то же время люди считали, что весной с оживлением растительности оживают растительные духи, с вскрытием рек и озер появляются водяные духи, русалки, из-под  земли выходят духи мертвых. В  общем, духи были везде. И их набиралось множество. Одних надо было изгнать  и обезвредить при помощи очистительных  обрядов, других надо было привлечь на свою сторону, задобрить. Особенно нужно  было задобрить духов предков. Для  этого совершались сложные обряды, отправление которых требовало  уже участия волхвов, кудесников, «умевших» вступать в общение  с богами и духами посредством (вертимого плясания).

Как только хлеба начинали колоситься, вновь наступал критический  момент, требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали в  древности особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное место в этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежной листвой, вся в сережках. Быстрый и пышный расцвет березки приписывался ее особой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля. Для этого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставили пироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы. Иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селения, и здесь совершалось празднество.

Когда хлеба начинали дозревать и приближалась пора их жатвы, начинался новый цикл земледельческих обрядов, заклинаний, празднеств, якобы способствовавших успешному созреванию и уборке хлебов.

Началом этого цикла  были праздники, посвященные божествам  Купале и Яриле. Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных. Ему приносили жертвы в начале жатвы. Бог Ярило, как и Купало, считался богом плодородия. Во многих местах праздник, посвященный Яриле, соединялся с ярмарками и торжками. Во время праздника устраивались игры, пляски, кулачные бои.

Прежде чем начать жатву, приносили жертву полевому духу, особыми заклинаниями изгоняли из снопов якобы сидящих там злых духов. Таковы в самых общих чертах праздники  и обряды той части древнеславянского  населения, которая занималась хлебопашеством, т.е., его большинства.

5. Заключение

Культура Руси складывается в те же века, что и станов-ление русской государственности. Рождение народа шло од-новременно по нескольким линиям -- хозяйственной, поли-тической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь ко-торого развертывалась на огромной территории. И весь ори-гинальный культурный опыт восточного славянства стал до-стоянием единой русской культуры.

Киевская Русь сыграла  выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений  и завершение процессов формирования единого древнерусского государства  положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в  единую древнерусскую народность. В  ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов -- русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому  и культурному развитию, значительно  укрепляло их в борьбе с общим  врагом. Культурные ценности, созданные  гением древнерусского народа, выдержали  испытание временем. Они стали  основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Несмотря на множество  противоречий в среде историков, все они сходятся в оценке значения Киевской Руси. Древнеславянское государство  стало великой вехой в истории  не только братских славянских народов, но и оказало неоспоримое влияние  на развитие мировой культуры. Именно Русь (приняв на себя основной удар и  истрепав вражеские войска) спасла европейские народы от разорения  и порабощения. Причем, ценой своей  крови спасшие Европу, славяне  не смирились с татаро - монгольским гнётом. Что характерно для славян (несмотря на угнетения захватчиков) они сохранили свою культуру, вольный дух и память о своей свободе. Даже под игом продолжалась борьба славян за свою свободу. Со временем вспомнив, что сила в единстве и оправившись от поражения славянские народы сбросили с себя ненавистное иго.

В те далекие времена, под тяжелыми испытаниями и формировался свободолюбивый славянский дух, историческая гордость и всенародное мужество. Нам, как прямым наследникам древнеславянского  государства нельзя забывать уроков истории. 

6. Литература

Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. «Праздники православной церкви.» М., 1962.

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. «Очерки истории архитектурных стилей.» М.: "Изобразительное искусство", 1983.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. «Мифы древних славян. Велесова книга.» Саратов: "Надежда", 1993.

Маерова К., Дубинская К. «Русское народное прикладное искусство.» М.: "Русский язык", 1990.

Мудрук С, Рубан А. «Персонажи славянской мифологии». - Киев «Корсар», 1993.

Рыбаков Б.А. "Язычество  Древней Руси". М., 1987.

Информация о работе Быт в Киевской Руси