Человек в литературе возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:22, реферат

Описание работы

Возрождение отделено от нас несколькими столетиями. Тем не менее опыт этой далекой культуры, которая отличалась напряженным интересом к человеку, полезен нашему современнику. В этом опыте есть и вера в человека, в его добрую волю и разум, и восхищение человеческими талантами и свершениями, и пристальное, словно под микроскопом, изучение человека (его психологии, этики, социальной жизни), и высокая нравственная проповедь, и горькие раздумья над тем же человеком и его деятельностью на земле, звучащие как бы предостережением будущим поколениям, и образное воплощение в искусстве духовной и телесной красоты человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Человек в литературе итальянского Возрождения.
2. Английская возрожденческая литература.
3. Изобразительное искусство Возрождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Человек в искусстве Возрождения.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


6

 

ПЛАН

стр.

ВВЕДЕНИЕ

1. Человек в литературе итальянского Возрождения.

2. Английская возрожденческая литература.

3. Изобразительное искусство Возрождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ

 

Возрождение отделено от нас несколькими столетиями. Тем не менее опыт этой далекой культуры, которая отличалась напряженным интересом к человеку, полезен нашему современнику. В этом опыте есть и вера в человека, в его добрую волю и разум, и восхищение человеческими талантами и свершениями, и пристальное, словно под микроскопом, изучение человека (его психологии, этики, социальной жизни), и высокая нравственная проповедь, и горькие раздумья над тем же человеком и его деятельностью на земле, звучащие как бы предостережением будущим поколениям, и образное воплощение в искусстве духовной и телесной красоты человека. Мыслители Возрождения не только хотели дать людям знание о человеке, удовлетворить характерный для людей того времени интерес к нему, но они, и прежде всего гуманисты, искрение желали сделать человека лучше. Об этом прямо сказал Петрарка, пожелавший совершенствоваться в соответствии с принципом: учиться не для того, чтобы стать многознающим, но чтобы сделаться нравственным человеком. С особенностями эпохи, в которую процветала культура Возрождения, связан формировавшийся в гуманизме новый подход к человеку. Его принципиальная новизна и радикальность по сравнению с подходами средневековым и античным заключалась в том, что человек рассматривался гуманистами не как представитель сословия или корпорации, не как христианин или язычник, не как раб или свободный, а как человек вообще — родовой человек. Таким подходом к человеку Возрождение открывало пути в новое время, ибо только при таком взгляде получают развитие представления о правах человека, о равенстве, идеи демократии и др. Подобный способ рассмотрения человека составляет одну из граней актуальности для нас культуры Возрождения.

1. Человек в литературе итальянского Возрождения.

 

Предтечей итальянского Возрождения в Италии был Данте. От мироощущения - к мировоззрению, от отдельных прозрений - к системе взглядов, от проблем человека как личности и члена общества - к проблеме места, занимаемого человеком во вселенной, - таким был путь, пройденный гуманизмом за два столетия.

Данте обобщил всю систему средневекового миропредставления. Но в то же время этот синтез начал наполняться новым содержанием. Благодаря своему гению Данте сумел предвидеть некоторые черты близившегося Возрождения, еще не различимые для взора его современников.

Для Петрарки главным стало углубленное познание своей души, самого себя, а не познание Бога. В его творчестве не только отразились чаяния и стремления лучших умов его времени: с Петраркой связано зарождение того типа мышления, который лег в основу ренессансной культуры. В произведениях Петрарки в неразвернутой форме содержались основные идеи, развитые следующими поколениями гуманистов.

При жизни Петрарки многие его идеи нашли поддержку н развитие в творчестве Джованни Боккаччо, друга и страстного почитателя великого поэта.

Боккаччо выступил в защиту поэзии, ее самостоятельной роли наряду с философией и теологией, продолжив начатое Петраркой возвеличение литературы и воскрешение ее общественной функции. В сочинении «Генеалогия языческих богов» (1350—1359) — своде античной мифологии- Боккаччо определяет место мифа в научной традиции познания мира и человека. Боккаччо убежден, что каждый миф имеет историческую основу: ведь задача поэзии — изображать истину под покровом прекрасного вымысла, миф поучает добродетели и дает знание природы. Он нападает на теологов, принижающих значение поэзии, подчеркивает ее познавательный смысл. Обосновывая самостоятельную роль поэзии в движении человеческого разума к высшей истине. Боккаччо утверждает право христианина заниматься языческой мифологией и литературой. Для него «поэзия — та же теология», но в отличие от богословия она «скорее психология или этнология, чем теология», так как обращена к природе и человеку.

Поэт близок философу — и тот и другой стремятся познать вечные начала мироздания, но один — в образах, другой — в силлогизмах. И поэтому нет оснований, делает вывод Боккаччо, принижать языческую философию и осуждать поэзию.

Воскрешалось античное понимание поэзии (литературы), ее «научной» роли, близкой философии, ее право писать о смертном, земном, посюстороннем. Признавалась тем самым независимость поэзии как «науки» о природе и человеке от теологии и ее высокое общественное назначение—вести людей к счастью, совершенствуя их морально и помогая постигать истину.

«Канцоньере» Петрарки и «Декамерон» Боккаччо оказались наиболее ярким конкретным воплощением нового понимания цели художественного творчества.

В «Декамероне», положившем начало ренессансной новеллистике, Боккаччо бросает вызов средневековому аскетизму, утверждает гармонию человека и природы, духа и плоти. Здесь выдвинуты на первый план взаимоотношения самих людей. Не случайно сочная, полнокровная жизненность сюжетов «Декамерона» облечена Боккаччо в новую литературно-эстетическую форму реалистического рассказа, новеллы, в которой тесно переплетаются светские традиции городской сатиры (фаблио) и куртуазной рыцарской литературы. Правдивость в изображении человека, его природных свойств и поведения — главный эстетический принцип в «Декамероне». Новеллы Боккаччо, лишены трансцендентного начала, они светски, последовательно гуманистичны. Человек с его способностями, умом, энергией, предприимчивостью предстает в них властителем своей судьбы, полновластным хозяином земного мира. Внутренняя свобода, которой наделены герои «Декамерона», свобода от страха перед смертью и воздаянием за «грехи», столь типичного для религиозного сознания, свобода быть самим собой, сохранять свою индивидуальность оказывается мощным противовесом «капризам судьбы».

Здесь отчетливо звучит гуманистическая идея о необходимости борьбы с Фортуной, несправедливо унижающей достойных и возвеличивающей нeдocтoйныx. Pacкoванность сознания — важнейшая черта нового, ренессансного человека — отчетливо проступает в новеллах. Равнодушие к вопросам веры — почти типическая черта персонажей «Декамерона».

Противиться законам природы неразумно, это приносит вред человеку.

В «Декамероне» ясно читается и другая гуманистическая идея: благородство и достоинство человека коренятся не в знатности происхождения, а в добродетелях и доблестных поступках.

Герои «Декамерона» — люди самого разного звания и положения — становятся подлинными героями более всего благодаря природному уму и сметливости, смелости и мужеству, преданности и великодушию. И нередко обрести себя, раскрыть совершенные свойства души, стать достойными людьми им помогает любовь.

Боккаччо бросает смелый вызов аскетизму официальной церковной морали, отвергая ее представления о «плотском грехе» во имя нового понимания человеческой природы. Любовь земная реабилитирована в «Декамероне», служение ей возведено в достоинство. Новеллы Боккаччо лишены традиционных морализующих сентенций, они не зовут к христианской добродетели, благочестию, любви к всевышнему, а всем своим строем и идейным содержанием утверждают новые, гуманистические принципы поведения человека, рисуют новый идеал личности.

«Декамерон» раскрывает читателю, образованному горожанину прежде всего, идеи активности, жизнелюбия, целеустремленности, побуждает к наслаждению земной жизнью, к доблестным поступкам ради завоевания земной славы.

Его сочинение сыграло огромную революционизирующую роль не только в развитии итальянской и всей европейской литературы, но и в становлении ренессансной идеологии. Сделать земной мир царством человека, его воли и разума — эта гуманистическая идея, отчетливо звучащая в «Декамероне», написанном в середине XIV в., уже через полстолетия станет доминирующей в итальянском движении за новую культуру.

В «Декамероне» можно видеть и зарождение ренессансной мечты «о совершенном, гармоническом человеке, обретающем счастье в общении с себе подобными, в наслаждении культурой и красотой окружающего мира».[1] Десять дней жизни флорентийских юношей и девушек, собравшихся в одном из поместий во время свирепствовавшей в городе чумы, описанные в «обрамлении» к новеллам,— жизни, наполненной удовольствиями от служения музам, любования природой и острословия, радостью дружбы и взаимного расположения, — рисуют картину идеального микрообщества, где господствуют равенство, свобода, моральное и интеллектуальное достоинство. Эта идея также станет одной из важных черт ренессансного мировоззрения последующих столетий.

Преодолевая представление о дуализме человеческой природы, отчасти присущее еще Петрарке и Салютати, более поздние ренессансные мыслители приходят к ее полному оправданию. Основополагающими критериями при оценке человека они считали категории добра и зла; доброта свойственна природе человека и является нравственной нормой в его отношениях с другими людьми. Недаром столь большое значение придавалось «моральной философии» - этике, а также истории, педагогике, риторике и поэзии, т.е. наукам, которые, по убеждению гуманистов, формируют душу человека, а также способствуют совершенствованию общества в целом, укрепляют связи между людьми. Вопрос о социальной природе человека - следующая проблема, над которой размышляли гуманисты. Они решали ее по-разному: под деятельностью человека, единственно достойной его, одни гуманисты понимали занятия, прямо направленные на благо общества, другие - действия, имеющие целью достижение собственного счастья, но все же в конечном счете созвучные интересам общества.

В соответствии с представлением о самоценности личности пересматривалась традиционная шкала нравственных норм. Таким образом, все направления раннего гуманизма имели этическую основу.

Несмотря на крайнее разнообразие учений и школ гуманистов, их объединяло главное - глубокая вера в человека, в его высокое предназначение. Это и придавало новому мировоззрению огромную силу воздействия. Оно являлось сплавом разнородных по своему происхождению идей (что соответствовало характеру эпохи, находившейся на стыке Средних веков и Нового времени), но эта гетерогенность не лишала его целостности.

В обстановке XIV-XV вв. постепенно переосмысливались предшествовавшие культуры, которые служили материалом для созидания культуры нового типа. Ее представители вырабатывали свое мироотношение и собственные творческие методы.

Гуманизм этого времени отличался прежде всего осмыслением этических норм, идей воспитания, вопросов социальной и гражданской жизни. На эти темы были написаны главные гуманистические трактаты и диалоги, например, "Введение в моральную философию" Леонардо Бруни, "Социальная жизнь" Маттео Пальмиери, "Об истинном и ложном благе" Лоренцо Баллы, "О семье" Леона Баттисты Альберти, работы по педагогике и многие другие произведения.[2] Но в этих сочинениях гуманисты неизбежно затрагивали вопросы природы человека, его предназначения и отличий от других творений, условия его бытия в мире. А некоторые из гуманистов специально и глубоко интересовались природой человека, развивали идею достоинства (достаточно упомянуть Салютати, Баллу, Фацио, Манетти).

Если первые гуманисты пытались примирить «Цицерона и Христа», а из античных философских школ воспринимали в основном перипатетиков и стоиков, то в дальнейшем круг культурных ценностей расширился: с Валлой и Раймонди эти философские учения дополнились по-своему понятым эпикуреизмом, с Фичино и Пико делла Мирандола - не только неоплатонизмом, но и учениями, связанными с древними восточными верованиями, средневековой мудростью каббалы, арабов и европейцев. Все религии сливаются во «всеобщую религию», все культуры питают ту, которую творят члены Платоновской академии. Их философия объединяла в едином сплаве, вне узких рамок средневековых школ различные направления мысли. Она, несомненно, утратила некоторые завоевания гуманизма предшествовавшего периода, и прежде всего гражданский пафос: их учению чуждо представление о долге каждого человека, обязанного активно содействовать благу общества, представление, которое являлось столь важной чертой ведущего направления флорентийского гуманизма в первой половине XV в. Утратилось и непосредственное чувство наслаждения земными радостями, в философии наиболее ярко выраженное Лоренцо Валлой и Раймонди. Но вместе с тем - и это главное - гуманистическая мысль вступила в новую сферу. Душа человека ставится в центр вселенной. Человек вырастает до космических масштабов, уподобляется Богу. Открывшиеся перед человеком творческие возможности представляются поистине неисчерпаемыми, соразмерными его дерзким помыслам.[3]

Однако к концу XV в. неоплатонизм исчерпал себя. Миф о человеке столкнулся с реальностью. «Ренессансная культура принципиально не трагедийна по своей конструкции; однако именно поэтому трагическое с необходимостью следовало за ней, подобно тени, легкой, но неотвязной». В XV столетии трагическое начало особенно явственно проступает в творчестве Альберти, в котором идиллическое видение мира сочеталось с пессимистическим.

2. Английская возрожденческая литература.

 

К числу таких лучших людей эпохи Возрождения относился Томас Мор. В начале XVI в. (1516) он создал первое социалистическое произведение в мировой литературе — роман «Утопия». В этом произведении запечатлелась мечта передовых гуманистов об идеальном государстве, основанном на принципах справедливости и разума. На острове Утопия и расположено фантастическое государство, обитатели которого живут в мире, счастье и довольстве. В романе Томаса Мора отразились не только мечты о справедливом общественном строе, но в то же время дана острая критика современной писателю английской действительности.

Впоследствии слово «утопия» стало нарицательным именем — синонимом прекрасных, но несбыточных мечтаний, научно не обоснованных теорий и планов преобразования общества.

В эпоху Возрождения закладываются основы материалистической философии и научного естествознания. Велика в этом отношении роль английского учёного Френсиса Бэкона (1561 — 1626), родоначальника английского материализма и опытных наук новейшего времени.

На большую высоту поднимается в эпоху Возрождения английская художественная литература. К концу XVI в. выдвигается ряд выдающихся писателей-гуманистов; особенно значительных успехов достигает драматургия.

Расцвет ренессансной поэзии в Англии знаменовало собой творчество Эдмунда Спенсера (1552—1599), выдающегося реформатора «поэтической формы и художественного языка»[4].

Шекспир — величайший писатель эпохи Возрождения. Он один из тех титанов, которые рождены этой эпохой, но по своему значению он далеко выходит за её пределы. Любовь и трагическая гибель Ромео и Джульетты, сомнения и муки Гамлета, страдания Лира — всё это глубоко волновало современников великого драматурга, народную толпу, наполнявшую средневековый театр в предместье Лондона. И через триста с лишним лет шекспировские образы с их богатой внутренней жизнью, напряжением страстей, глубиной чувств и мысли находят горячий и живой отклик у совсем других зрителей — у граждан первого в мире социалистического государства.

Постигая правду жизни, историческую правду, Шекспир ставил в своих произведениях такие большие и важные для общества вопросы, которые перерастали его время и переходили к следующим поколениям. Познавая и отражая в художественных образах настоящее, он был устремлён в будущее. Глубже всех своих предшественников и современников Шекспир проник во внутренний мир человека.[5] Oн постигал страдания, пороки и бедствия, которые неизбежно рождаются и растут на почве такого общественного строя, где мерой ценности человека служат титулы и золото.

Информация о работе Человек в литературе возрождения