Чем отличается человек средневековья от человека нового времени?

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:12, сочинение

Описание работы

Августин принадлежит к мыслителям, которые имели большое влияние на духовную жизнь средневековья.

Работа содержит 1 файл

Чем отличается человек средневековья от человека нового времени.docx

— 20.86 Кб (Скачать)

      Чем отличается человек средневековья от человека нового времени? Именно эту тему я хочу затронуть в своем сочинении, для этого я проведу сравнительный анализ произведений Августина Блаженного и Льва Толстого под названием «Исповедь».

      Обычно исповедь рассматривается как особый вид автобиографии, в котором представлена ретроспектива собственной жизни. Поэтому в обоих произведениях рассказывается жизнь авторов.

      Августин принадлежит к мыслителям, которые имели большое влияние на духовную жизнь средневековья.

"Исповедь" Августина Блаженного была первым произведением, в котором исследовалось внутреннее состояние человеческой мысли, а также взаимоотношения благодати и свободы воли — темы, которые составили основу христианской философии и богословия.

Он и его  последователи в религиозной  философии считали познание Бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью  человеческого духа.

Христианской  основе своей философии Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что Бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер.

Бог является высшей сущностью, только его существование  вытекает из собственного естества, все  остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным, однажды, развивается дальше сам.

Бог является также  наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог  выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого  блага. Так как все существует благодаря Богу, так и всякое благо  происходит от Бога.

Направленность  к Богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь  счастья.

Вся философия  Августина сосредоточилась на Боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как  божье творение и отблеск. Без  Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может  произойти без участия сверхъестественных сил.

      "Исповедь" Толстого стоит в одном духовно-психологическом ряду с "Исповедями" Августина Блаженного, но также она не укладывается в рамки устоявшихся канонов жанра. Как, впрочем, не укладывалась (в своё время и по-своему) в эти рамки и "Исповедь" Августина Блаженного.

Вопрос о смысле жизни, не уничтожаемом неизбежностью  смерти, становится для Толстого важнейшим  задолго до создания трактата. Русло  поисков ответа на этот вопрос естественно  обусловливалось идеей единения людей и опорой Толстого на вечные начала нравственности: на первый план выдвигается проблема расхождения  между идеалом нравственности и практической этикой людей. Историческая ретроспектива этой проблемы уходила в далёкие века. Её решение - и философской, и художественной мыслью разных времён и народов - связывалось всегда с исследованием существующих представлений о добродетели, поскольку именно ими определялись не только пути к общему благу, но и само его осмысление.

Понимание добродетели  исторически менялось. Четырём основным добродетелям древнегреческих этических  концепций - мудрости, мужеству, справедливости и умеренности - христианская этика  противопоставила веру, надежду, любовь, обусловливающие сущность всех остальных  устремлений к добру. Тем не менее с понятием добродетель и в древнем, и в новом мире неизменно связывались положительные нравственные качества личности.

Извращение представлений  о добродетели связывалось Толстым  с той социальной общностью людей, которая именовалась им сословием  образованным; бытиё истинной добродетели - с миром крестьянским, с русским трудовым народом.

Эта социально-нравственная антитеза, оформившаяся в начале творческого  пути Толстого, и предопределила собою  последующее уяснение писателем  источников духовного само созидания и осмысления им "истинного" христианства как гуманистического учения, общечеловеческого по своей нравственной первооснове.  

    Подводя итог, отметим, что основные черты менталитета средневекового человека в свете религиозности, такие, как четкое представление о добре и зле, наивная вера и удивление, символический взгляд на мир все время определяются через двойственность, через противоположные полюса. И человек средневековья бросается из крайности в крайность со всей страстью, ему отпущенной, меняя порой свои убеждения на прямо противоположные несколько раз в течение жизни.

Основным ценностным переживанием культуры Нового времени является переживание индивидуальной экспансии: прогресса, роста возможностей человека, освоение им новых пространств, преодоление преград, победы над стихиями, болезнями. Это определяет содержание сознания человека Нового времени: картина мира строится в активном диалоге с ним как ответ на собственное воздействие, в ней ценна прежде всего новость, открывающая возможность следующего активного хода человека. Если мир человека Средневековья был репликой вечных ценностей, то теперь это ответ активности, творчеству человека.

Информация о работе Чем отличается человек средневековья от человека нового времени?