Что такое Моральная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:20, доклад

Описание работы

Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (от лат. moralis « относящийся к нраву, характеру, привычкам » от mos , mores « обычаи, нравы, поведение »). Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире людей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке

Работа содержит 1 файл

доклад по культорологии.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки 

Республики  Казахстан. 
 
 

                                       

                                            

специальность: «Техническая эксплуатация

                                                 подъёмно транспортных,

                                          строительных машин 

                                   и оборудования  » 
 
 

Доклад 

По  предмету : Культурология 

На  тему : «Что такое  Моральная культура» 
 
 
 
 
 

Выполнил:  уч-ся группы ДМ -23 Шенмаер  С.

Проверил : Казакова.Н.В. 
 
 
 
 
 

2011-2012 учебный год

Мораль, как вид культуры. 

    Многие  ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (от лат. moralis « относящийся к нраву, характеру, привычкам » от mos , mores « обычаи, нравы, поведение »). Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире людей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, господствующей религии, форма организации общества и иных конкретно-исторических реалий. Весь способ существования общества, формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы как неотъемлемые, составляющие самую суть общественной жизни. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов. Моральные нормы – это требование должного, безусловного, или, строго говоря, императивы ( от лат. imperatives « повелительный » - повеление, настоятельное требование, приказ, закон ), лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм другого рода, не связан с какими – либо учреждениями или общественными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком.

       В любом обществе ив любой  социальной сфере мораль имеет характерные черты. Во-первых , это выработанные ходом исторического развития представления о добре и зле, долге, совести , справедливости. Они реализуются и поддерживаются общественными оценками, обобщением или порицанием, воплощаются в неписанные нормы и правила, существующие на обыденном уровне. Во-вторых, нравственность – реальные нравы и поступки людей, которые могут как совпадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. В-третьих, этикет – манеры поведения людей. Кроме того, в обществе существует философское осмысление поведения человека через категории этики – учения о морали, как один  из видов  общественного сознания, ее сущности законов ее исторического развития и роли в общественной жизни.

       Все стороны морали, нравственной культуры реализуются в поведении людей, в тех поступках, которые они совершают. И здесь стоит отличать воспитания, привычку соблюдать нормы отношений в обществе, этикет и т. п. от нравственной установки человека, связанной с самым глубинным смыслом каждой категории.

       Моральные отношения никогда  не были неизменными, раз и  навсегда данными. Они возникали  по мере необходимости, вбирали  в себя эту необходимость, на  протяжении тысячелетий пополнялись  все новыми и новыми правилами.  Каждое новое поколение, приходя в этот мир, уже застает определенный уровень развития морали. Вся система отношений между людьми приобщает его к этому уровню, прежде всего передавая существующие в обществе представления о добре и зле, должном и не приемлемом, чести и бесчестье. Эта система отражена в повседневной жизни и поведении людей. Меняется образ жизни – меняется и представление о моральных мотивах и способах их реализации. Система морали очень динамична. Моральные нормы постоянно укрепляются, расшатываются, видоизменяются, отмирают. Человечество выработало и некоторые универсальные принципы должного отношения между людьми, как, например, известное с древности « золотое правило » морали: не делай другому  человеку того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы существуют. С развитием и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни, складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов, так и в манере  поведения, в этикете. Этикет же выступает как своеобразная оболочка морали.

      Мораль не существует в обществе  сама по себе – она взаимосвязана  с другими культурными феноменами, являясь всепроникающей формой духовной культуры, поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет саморазрушительной. Особенно глубоко мораль связанна с искусством  и религией, столь же древними видами культуры.  

    Золотое правило морали. 

       Чтобы глубже показать взаимосвязь морали с культурой человечества, в этом разделе будет рассказано о золотом правиле морали.

       В середине первого тысячелетия  до н.э. родилось так называемое  золотое правило нравственности. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человека. Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам. Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, ее надо сначала испытать на себе. Чего не любишь

      в другом человеке, не делай  этого сам. Поступай с людьми  так, как ты хочешь, чтобы они  поступали с тобой.

       Весьма любопытно, что золотое  правило (такое название оно  получило в XVIII в.) родилось одновременно и независимо в различных культурах. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но и позже и в философию, в общественное сознание в целом. В конечном итоге из золотого правила и вытекает понятие отношений норм морали и норм права. 

Важнейшие категории морали. 

       Чтобы лучше понять понятие  морали в отношении к культуре, мы должны коротко рассмотреть  понятие добра и зла.

       Добро и зло – важнейшие категории морали. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Зло – противоположность добру. От понимания зла зависит и определение добра. Многие культурологи искали ответы на вопросы,  каким образом зло пришло в мир, можно и следует ли его устранить, играет ли зло какую – либо роль, а если играет, то какую?

       Представители этической философии  полагают, что личность не является  ни доброй, ни злой. Человеческая  природа такова, что человек одинаково  способен и на добро и на  зло. В рамках этого направления  философской мысли этически ценным (добрым) признается поступок такого человека, который предпочитает злу добро в любой конкретной ситуации, но непременно по свободному выбору.

       Поразмыслив над этими суждениями, Л.Н.Толстой, утверждал, что выше  благо в жизни это сама жизнь.

       Однако именно ценность жизни  в минувшем столетии оказалась  малозначимой. По всему миру полыхали  и полыхают нескончаемые военные  конфликты, и все новые и  новые жертвы, счет которым уже,  потерян.

     

    Заключение.

      Рассматривая такие категории,  как культура и мораль, мы смогли определить, что данные категории очень тесно связанны, и они не могут существовать раздельно. Но при этом все-таки, я хотел сделать вывод о морали, как  о составной и неотъемлемом части культуры. Мораль в большей степени существует как часть культуры, или лучше сказать как ее вид. Без развития этих дисциплин  невозможно не только развитие и улучшение жизни, но и продолжение как таковой, в рамках закона и порядка. 

Список  используемой литературы: 

    
  1. Мир культуры / основы культурологии. А.Н. Быстрова ,Из. ЮКЭА, Москва, 2002 г.
  2. Поговорим о этикете.  В. Трофименко, А.Волгин , Из. Московская правда, Москва, 1991 г.
  3. Культурология / курс лекций. П.С.Гуревич, Из. Москва, Москва, 2003 г.
  4. Рефераты по культурологии.  Руденко, Из. Дашков и К, Москва, 2002 г.

Информация о работе Что такое Моральная культура