Цивилизация Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 00:56, доклад

Описание работы

Особенности общественного устройства, верований и культуры цивилизации Древнего Египта

Работа содержит 1 файл

Египетская цивилизация.docx

— 23.12 Кб (Скачать)

    Египетская  цивилизация – одна из самых древних, возникшая приблизительно 5 тыс. лет  назад. Расположенная в долине многоводной  реки Нил, эта страна называлась древними египтянами «Земля Возлюбленная». Вся  территория делилась на «Черную землю» - плодородные почвы, «Красную землю», где лишь песок и камень, т.е. пустыню.

Общество  было иерархически организовано и делилось на несколько групп: на высшей ступени  стоял фараон – сын Солнца, на низшей ступени которого были крестьяне  и рабы-военнопленные.

    (5) В  Древнем Египте не было единой  религии, в каждом номе и  городе существовал собственный  пантеон богов. Постепенно из  всех богов стала выделяться  могущественная группа, состоящая  из 9 богов – «эннеада», которую египтяне называли Великой девяткой.

         Вскоре гелиопольская девятка стала почитаться во всем Египте, а разработанная жрецами версия о происхождении мира и человека была принята как «официальная». 

    (7) Вначале  был Хаос – Нун – бесконечное и пустое мировое пространство. Первым богом произошедшим из Нуна, был сама себя создавший Атум. После этого он приступил к миротворению.

    Вначале он выплюнул изо рта Шу, который стал богом ветра. Вслед за Шу появилась богиня воды – Тефнут. Так появилась первая пара олицетворявшая мужское и женское начала. После вступления в брак Тефнут и Шу у них родились дети – Геб и Нут – Земля и Небо.

    От  второй божественной пары родились новые  боги: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Осирис был богом плодородия, так же как и его сестра и жена Исида. Сет был богом «чужих стран» и олицетворял злое начало. Младшая из детей Нефтида была «владычицей дома».

    (8) В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.

Смерть  понималась в древнем Египте как  переход к другой жизни, и потому рассматривалась как благо. Согласно представлениям египтян, человек состоял из телесной плоти, души (ба), двойника (ка), персонифицированной воли, имени, тени и светлого духа. Основными из них были ка и ба. Ка - это безгрешный двойник человека, вместилище чувств, проводник духа. Ему требовалось и особое поклонение после смерти тела, которое достигалось, в первую очередь, мумификацией. Начертанные на стенах и папирусах гробниц магические тексты позволяли ка выходить за пределы гробниц, а приношения еды и питья позволяли ему вести материальную жизнь. Ка передвигается в места на место подобно светящемуся призраку, общаясь с богами и людьми.

 Анубис, бог загробного мира, представленный здесь с головой шакала, бальзамирует мертвое тело, чтобы сохранить его, — обряд, необходимый для того, чтобы усопший мог вести загробную жизнь.

    (10) В этом кресте объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также этот крест символизирует объединение женского и мужского божеств, Осириса и Исиды, а, таким образом, союз земного и небесного.

    В иероглифическом  письме этот знак ставили  со значением "жизнь", и он являлся частью слов "благосостояние" и "счастье".

(11) Книга  мертвых. «Книга мертвых», список магических формул, необходимых усопшему для благополучного преодоления опасностей, подстерегающих его на пути в царство Осириса. Вступая во вторую жизнь, покойный должен был пройти через процедуру суда трибунала, состоявшего из сорока двух богов загробного мира с Осирисом во главе. Суд этот проходил в зале Маат, богини истины и справедливости.

          Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ, и они не смогут ему противостоять.

          Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил больше хороших дел — он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела. 

  • (13) Письменность В Египте благодаря хозяйственным требованиям система письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми знаки становились, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для передачи самих входивших в это слово звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда.

    Литература. Древние египтяне считали литературу «откровением богов». Изобретателем письма и литературы был бог Тот, «который подает словеса и писание».Древнеегипетские литературные тексты так же как и другие виды искусства тесно связана с религией, храмами, заупокойным культом.

    (16) Зарождение и развитие астрономии в Древнем Египте в большей степени связаны  с практической необходимостью создания простейшего сельскохозяйственного календаря, отражавшего естественные природные циклы - разливы Нила, время  посева и сбора зерна, период засухи.

    С течением времени  в Египте сложились и одновременно существовали несколько систем летосчисления.  Все они базировались на наблюдении движения небесных светил, с одной стороны, и ключевых событиях в жизни египетского общества, - с другой, выполняя различные функции.

    (19) Математика. Практическая необходимость измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики.

    О высоком  уровне математических знаний можно  судить по содержанию двух сохранившихся  папирусов: Лондонского математического  папируса Ринд, содержащего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса, дающего ответы на 25 задач.

    (21) Медицина. По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации тел умерших, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человека.

    (23) Музыка  и танцы. Египтяне очень любили музыку, танцы и песни. До наших дней дошли многочисленные песни, записанные на папирусах, различные музыкальные инструменты. А стены гробниц часто украшались изображениями танцоров, музыкантов и певцов.

    На  стенах египетских гробниц можно  найти изображения целых хоров  и оркестров, состоящих из групп  флейтистов, арфистов и певцов. В  обязанности этих музыкантов входило  исполнение плачевных песен с  инструментальным сопровождением при  траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утр о и каждый вечер  они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество.

    АРФА

    Арфы  сильно различались по размеру: среди  них встречались и совсем маленькие, и инструменты высотой с человека. Количество струн тоже было разным: от 4 до 20 и более.

    ФЛЕЙТА

           Флейта или свирель один из  древнейших музыкальных инструментов. Обычно она была сделана из  тростника или дерева.

    БРОНЗОВЫЕ ТАРЕЛКИ

           Бронзовые тарелки подчеркивали  ритм музыки резким металлическим  звуком 

    (25) Скульптура. Главный объект скульптуры – человек. В Древнем Египте скульптурными изображениями бога или фараона украшали погребальные камеры и храмы.

В статуи фараонов, которые  ставили в гробницах,   по мнению египтян переселялась душа умершего. 
Из поколения в поколение   скульптуры создавались по единым правилам - канонам.

    Скульпторы   изображали  фигуру так, как она , на их взгляд, лучше видна: ноги и головы – в профиль, туловище - в анфас. Глаз всегда  смотрел на зрителя. Главная фигура всегда была больше по своим размерам.

    Изобразительное искусство существовало в виде настенных росписей погребальных камер и рельефов, высеченных на стенах храмов. Росписи и рельефы должны были увековечить земную жизнь, поэтому основными сюжетами были разнообразные повседневные занятия.

    (30) Архитектура.  Погребения представляют собой несколько подземных помещений, сложенных из кирпича-сырца и использовавшихся для хранения пищи, оружия и других предметов, необходимых в загробной жизни.

    Для отправления разнообразных ритуалов и принесения жертв, над подземными склепами появляются надстройки. Подобные сооружения получили название «мастабы», что в переводе с арабского означает каменная скамья.

    Пирамиды  были строениями-усыпальницами, предназначенными не для простых смертных, а для  фараонов, считавшихся земными божествами. Люди верили, что после своей смерти фараон отправится на запад, в Страну мертвых, где он присоединится к  богам. В пирамиде остается лишь его  мумия и погребенные вместе с  нею изображения фантастических божеств. Каждая пирамида была построена  как усыпальница только одного фараона.

Самая древняя пирамида Египта построена  в Саккара, недалеко от Мемфиса, столицы Древнего царства, фараоном Джосером, основателем III династии

    Еще одна гробница, обладающая необычной  формой, принадлежала фараону Снофру. Его ромбовидная усыпальница является переходной формой от ступенчатых пирамид III династии к классическим пирамидам фараонов IV династии.

Самыми  известными являются пирамиды, построенные  в Гизе. Страбон назвал их одним из семи чудес света. Самой большой является пирамида сына и приемника Снофру фараона Хеопса. Она имеет в высоту 146,6 метров. Сравниться с этим сооружением уже не смогла ни одна гробница.

    • (35) Храмы в скалах. Позднее фараоны стали устраивать захоронения  
      в скалах. Памятниками царям становились расположенные рядом храмы.

    Заключение. Древний Египет прекратил свое существование, но его культура бессмертна, она  живет и по настоящий день. Она  оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Древнегреческий  философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».

Информация о работе Цивилизация Древнего Египта