Цивилизация Древного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Cлово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием 1.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….….…….. 3
Хараппская цивилизация ………………………………………….…….. 4
Религии Древней Индии ………………………………………………… 8
2.1. Ведический период …………………………………………….. 9
2.2. Брахманизм ……………………………………………..……... 10
2.3. Индуизм ……………………………………………………..…. 11
3. Древнеиндийская литература и наука …………………………………. 13
4. Архитектура и искусство Древней Индии …………………..….……… 16
Заключение ……………………………………………………………..……… 19
Список использованной литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Содержание 

      Введение ……………………………………………………………….….…….. 3

  1. Хараппская цивилизация ………………………………………….…….. 4
  2. Религии Древней Индии ………………………………………………… 8

        2.1. Ведический период …………………………………………….. 9

        2.2. Брахманизм ……………………………………………..……... 10

        2.3. Индуизм ……………………………………………………..…. 11

    3. Древнеиндийская литература и наука …………………………………. 13

    4. Архитектура  и искусство Древней Индии  …………………..….……… 16

Заключение  ……………………………………………………………..……… 19

Список  использованной литературы …………………………………………. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Cлово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием 1.

    Одна  из важнейших задач понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни. 
 
 
 

1. Хараппская цивилизация 

     Хараппская  цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км.  

Рис. 1. Территория Хараппской цивилизации 

     В период расцвета Хараппской цивилизации  было построено свыше 800 городов  и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе – оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища.

     В качестве орудий труда и оружия жители долины Инда использовали простые изделия  из меди или бронзы с низким содержанием  олова: плоские ножи, копья, плоские  топоры без гнезда для рукоятки, которые давно уже были известны в Западной Азии. Широко применялись примитивные лезвия из кремня, отколотые от приготовленных для этого стержней с незначительной последующей обработкой или без нее. Украшения делали из золота, серебра, меди или фаянса, реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана, а также бирюза из северо-восточной Персии 1.

     Хараппская  письменность, представленная символами  на печатях и гончарных пластинах, полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-либо развилась  в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не обнаружено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку – и слева направо. Однако даже общий смысл многих сотен примеров таких записей пока неясен.

     Мохенджо-Даро занимал площадь 2,5 кв. км., а его  население, как полагают некоторые  ученые, могло исчисляться в 35 тыс. человек (иногда приводится и более  крупная цифра - до 100 тыс. человек).  
Жилые дома были различных размеров. Некоторые достигали трех этажей (об этом свидетельствуют остатки лестниц) и заканчивались плоскими крышами. Основным строительным материалом был обожженный кирпич, но применялся также и сырец.

     Почти в каждом доме был колодец, а на улицах строились общественные колодцы. Одной из самых совершенных на Древнем Востоке была система канализации в городах Индской цивилизации. На улицах имелись специальные отстойники, куда стекались нечистоты; затем грязная вода попадала в каналы, которые, очевидно, регулярно прочищались. Эти каналы строились из кирпича и сверху покрывались также кирпичами и каменными плитами.

     При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о  культе богини-матери.

     Многие  соображения относительно религии жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, (правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности.

     К сожалению, до сих пор остается не прочитанной письменность Хараппской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры. К настоящему времени обнаружено более 1000 печатей с надписями; кроме того, надписи найдены иа керамике, металлических предметах.

     Проникавшие в долину Инда племена, судя по раскопкам, принадлежали к разным этническим группам. Среди них были племена, обитавшие в Белуджистане, а также племена, имевшие близкое сходство с племенами Ирана. Некоторые группы племен не отличались от хараппцев в этническом отношении и проживали в непосредственной близостей от хараппских центров.

     Протоиндийцы  не только плавали в Шумер. Они  основывали торговые фактории и селились в портовых городах Двуречья. Так, например, при раскопках знаменитого  шумерского города Ура археологи обнаружили квартал домов, сделанных из обожженного кирпича и отличных от шумерских построек. "Но они обнаруживают такое поразительное сходство с небольшими и довольно небрежно построенными домами позднего Мохенджо-Даро, что трудно сомневаться, под чьим влиянием они сооружены", – пишет руководитель раскопок Мохенджо-Даро Джон Маршалл 2.

     В том же городе Уре археологи обнаружили статуэтку, изображающую, обезьяну, сидящую  на корточках. Подобные фигурки обезьян  также найдены при раскопках  городов протоиндийцев. Их считают древнейшим прототипом Ханумана, помощника витязя Рамы, воспетого в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".

     В руинах одного из городов Шумера обнаружена расписная ваза. По стилю исполнения она шумерская, но сюжет росписи, ее украшающей, -- протоиндийский. Ибо она изображает горбатого индийского быка – зебу, стоящего перед ритуальными яслями. Этот сюжет – также один из самых распространенных меж тех, что мы находим на протоиндийских печатях с надписями.

     Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Религии  Древней Индии 

     Следует помнить, что «Индия - это целый мир, такой огромный и многообразный, что он едва поддается описанию» (М. Ганди). Это целое смешение народов, культур, языков, религий, философских школ. Также и индийская религия вбирала в себя все, не отбрасывая старое. На территории Индии на данный момент сосуществуют самые разные религии: индуизм и джайнизм христианство и зороастризм, буддизм и ислам, сикхизм.

     И все же считается, что основной духовной культуры Индии были и остаются - Веды. На их основе религия-философия индуизма проходила свои этапы развития. Причем речь идет именно о религии-философии, в которой огромный пантеон богов и ритуальность сочетались с глубочайшими философскими концепциями происхождения мира, законов существования и пути человеческой души. Само понятие «индуизм» ввели англичане в конце XVIII - начале XIX вв. Сами же индусы называют свою религию очень просто - хиндусамайа («религия индусов») или хиндудхарма («закон индусов»). В данный момент к индуизму относят себя 83% населения Индии. В V–VII вв. индуизм разделился на два основных направления - шиваизм (культ Шивы) и вишнуизм (культ Вишну). 
В индийской религии выделяют три основных периода:

  • ведический период;
  • брахманизм;
  • индуизм.
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Ведический  период 

     По  мнению западной науки, этот этап начался  в первой половине I тысячелетия  до н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад.

       Ведический период берет свое  название от Вед, являвшихся  основным священным текстом и  религиозным авторитетом индусов  не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов - примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой.

     Основу  писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и  разрушительного начал Природы  - девов и асуров.

     Богов называли дева («сияющий», «светлый», это  слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.

     Наибольшее  число гимнов посвящено царю богов  Индре, богу-громовержцу. Вооруженный громовой палицей ваджрой, он разъезжает по небу на колеснице, влекомой могучими конями, ею правит бог Вайю («Ветер»), а сопровождает его дружина Марутов - божеств бури. Главный подвиг Индры, составляющий основу ведийской мифологии, - борьба с Вритрой и такими же змееподобными демонами. Этот ведийский гимн по сути является мифом о сотворении 3.

2.2 Брахманизм 

     Официальная наука относит этот период индийской религии к периоду VI в. до н.э. - X в. н.э. Это период характеризуется, с одной стороны, развитием религии арийских народов, сохранивших наследие и символы древних вед; древневедийские символы и божества постепенно связываются с различными кастами и образом жизни, характеризующим эти касты. С другой стороны, это период формирования основных философских идей Индии. Параллельно с брахманизмом возникают философские учения буддизма и джайнизма, отрицающие авторитет вед. Также этот период можно назвать этическим, т.к. здесь происходило формирование основных этических концепций индийской философии.

     Боги  брахманизма. Боги касты кшатриев (воинов).

     Каста воинов появляется раньше брахманов. Воины-кшатрии  являются подлинными аpистокpатами, давшими импульс зарождению индоевpопейской цивилизации. С этой кастой были связаны особые божества, которым воины посвящали все свои действия. Божества кшатриев не были лишь объектами культа, но являлись для воинов идеальными, небесными правителями.

     Индра - владыка неба или небосвода, прототип воина-кшатрия. Основные его характеристики - храбрость, воинская сила и упорство. Он всегда вооружен стрелами, ездит на солнечной колеснице, а в руках держит молнию - свой основной атрибут. Кроме символизма бога войны он ассоциируется с Юпитером и Зевсом. Он победитель дракона Вритры, символизирующего хаотическую материю. Индра изображается двуруким (с молнией и луком в руках) или четырехруким (с двумя копьями в руках). Его священное животное - белый слон Айравата. Местом пребывания Индры считается гора Меру, центр земли.

     Митpа и Ваpуна как олицетворение величия и царственности кшатриев владеют вселенским царством и поддерживают в нем порядок и закон. Будучи его хранителями, они за всем наблюдают и все поддерживают: от вселенского порядка и гармонии до клятв, обещаний и договоров между людьми. Они светятся на небе подобно звездам: Митpа - днем, а Варуна - ночью. Варуна подобен греческому Урану, он владыка физического мира и его изначальных принципов и законов существования, а также морали. Ваpуна - это владыка ночного неба, атмосферы и воды. Ветер - его дыхание, а звезды - его глаза. Он связывается с Луной и Сомой, а также с Ямой (богом умерших). Обычно его изображают в образе белого человека верхом на драконе Макаpа с бичом в pуках. 
 

Информация о работе Цивилизация Древного мира