Дальнейшее развитие русского церковного зодчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. От поры X века идо наших дней всё-таки сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…3
Глава I. Зодчество русского севера………………....................... ...3
Архитектура первых храмов……………….………………….3
Влияние Византии на русское церковное зодчество………..4
Роль Новгородского Севера в русском строительстве………5
Особенности деревянного церковного зодчества на русском севере……………………………………………………………5
Конструктивные особенности деревянного зодчества………6
Глава II. Дальнейшее развитие русского церковного зодчества…8
2.1 Изменение материалов строения………………………………8
2.2 Расцвет архитектуры……………………………………………8
2.3 Особое место XVII века в развитии русского зодчества……..9
4. Заключение…………………………………………………….……10
5. Список используемых источников………………………………..11

Работа содержит 1 файл

Деревянное зодчество русского севера.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………..…3
  2. Глава I. Зодчество русского севера………………....................... ...3
    1. Архитектура первых храмов……………….………………….3
    2. Влияние Византии на русское церковное зодчество………..4
    3. Роль Новгородского Севера в русском строительстве………5
    4. Особенности деревянного церковного зодчества на русском севере……………………………………………………………5
    5. Конструктивные особенности деревянного зодчества………6
  3. Глава II. Дальнейшее развитие русского церковного зодчества…8

    2.1  Изменение  материалов строения………………………………8

    2.2 Расцвет  архитектуры……………………………………………8

    2.3 Особое место  XVII века в развитии русского зодчества……..9

     4. Заключение…………………………………………………….……10

     5.  Список используемых источников………………………………..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     – 2 –

ВВЕДЕНИЕ

     Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К  Руси это относится лишь с некоторой  поправкой. Русь долгие годы была страной  деревянной, и ее архитектура, языческие  молельни, крепости, терема, избы строились  из дерева.

     К сожалению, древние деревянные постройки  не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел  до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры  была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.  

     Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют  живым, образным содержанием наши представления  о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. От поры X века идо наших дней всё-таки сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.  

        Глава I. Зодчество русского севера

        1.1 Архитектура первых  храмов.

       Задолго до крещения Руси в  ней уже были деревянные храмы.  В договоре Князя Игоря с греками упоминается церковь Ильи Пророка, в которой русские христиане давали клятву на верность договору. Летописец, рассказывающий об этом событии под 945 годом, называет церковь соборной, и она была не единственной. В той же летописи под 882 годом в рассказе об убийстве Олегом Аскольда и Дира упоминаются еще две церкви – "божниця святаго Николы" и "святая Орина". Эти церкви были деревянные, что видно из летописей, называющих их "срубленными" и отметивших, что все они сгорели. В Новгороде, по-видимому, также были церкви уже задолго до крещения Руси.

     Все эти церкви, вне всякого сомнения, рубились из дерева, и появление  первых каменных храмов летописи отмечают как событие совершенно исключительной важности. По всему видно, что деревянное зодчество в этой по преимуществу лесной стране было уже в достаточной степени развито, и рубка церквей едва ли доставляла много затруднений тогдашним плотникам.

     Какова  была архитектура этих церквей? К  сожалению, ответить на этот

     – 3 –

вопрос при  тех скудных сведениях, которые  дошли до нас, нет никакой возможности, и если не поможет какой-либо счастливый случай, какое-либо неожиданное открытие – фреска, икона или рукопись с изображениями первых деревянных церквей, - то вопросу суждено навсегда остаться без ответа. Единственное сведение, которым мы располагаем, относится  к деревянной Софии в Новгороде, сгоревшей в 1045 году и замененной вслед затем каменной. Она была поставлена в 989 году первым новгородским епископом Иоакимом, которого Владимир вывез из Корсуня и отправил крестить новгородцев. Эта соборная Софийская церковь вся была срублена из дуба и имела 13 верхов. Ясно, что она представляла весьма сложное сооружение, требовавшее большого искусства, знаний и опыта. И как раз Новгород славился уже с древнейших времен своими искусными плотниками. Когда в 1016 году новгородцы с Ярославом пошли на Святополка Киевского, то недаром киевляне презрительно называли их "плотниками". Из этого можно заключить, что на юге плотницкое дело было не в почете, и с появлением каменных храмов деревянные рубились только там, где нельзя было поставить каменного.

        1.2 Влияние Византии  на русское церковное  зодчество.

     С распространением христианства расширялась  и потребность в сооружении храмов. Византийское церковное зодчество  с установленными церковью основными  формами плана и фасадов было принято как завет, как нерушимая  святыня, остававшаяся неподвижной  целые века. Свободному замыслу тут  долго не было места. Только первые деревянные церкви, появившиеся еще до каменных, могли быть срублены иначе, ибо не было еще образцов, к которым местные плотники должны были приноравливаться. Они вынуждены были искать форм для нового сооружения, одной стороны, в преданиях хоромного строительства, с другой – в собственном воображении. Когда же появился первый каменный храм, то такой образец был дан, и с этих пор деревянное  церковное строительство получило возможность заимствовать некоторые особенности каменного храма.

     Конечно, о точном воспроизведении его  форм в дереве не могло быть и  речи. Прежде всего, этому препятствовал  уже самый материал и создававшиеся  веками строительные приемы деревянного  зодчества, находившегося в руках  самого народа. Слишком строгой охраны византийских форм не допускали разбросанность и глушь деревенской Руси. Понемногу  у народа выросло свое особенное  представление о красоте

"божьего храма". Все это вместе взятое неотразимо  направляло развитие деревянного  храмового зодчества в совсем  другую сторону и постепенно  привело его к той изумительной  самобытности, в которой бесследно  исчезли 

     – 4 –

черты, заимствованные некогда у Византии.

1.3  Роль Новгородского Севера в русском строительстве.

     Деревянное  зодчество растет и развивается  только в лесной стране, а таковой  издревле и поныне является весь русский  Север. Обитатели этого края с  малых лет знакомились с плотничным делом. Летописные  известия очень рано отмечают уже роль Новгородского Севера в деревянном строительстве. О блестящем развитии плотничного искусства северной Руси говорят и московские акты XVII века, называющие плотников, живущих по Ваге, лучшими мастерами. Важские плотники постоянно пополняли кадры царских мастеров.И вдали от шумных городов, в глуши заброшенных деревенских уголков выросли такие поистине народные создания, как церковь в Малнове, в Скольских горах Галиции. Своеобразность и глубоко народный характер церквей Норвегии также объясняются отдаленностью их от культурных центров, всегда сглаживающих и нивелирующих самобытные черты. Несмотря на все сходство этих церквей по общим контурам и силуэту с романскими каменными церквами, они отличаются не меньшей самобытностью, нежели церкви Галиции и Прикарпатской Руси. Последние кажутся похожими скорее на норвежские, чем северные русские, но сходство это только кажущееся. По самой конструкции они, несомненно, роднее церквам Северной Руси, с которыми имеют общий прием горизонтально положенных бревен, тогда как в Норвегии, Дании, Англии и Германии бревна ставились вертикально, стоймя. Только по грандиозности размаха и величию замысла они напоминают несколько храмы-великаны Северной Двины и Мезени. Таковы знаменитые церкви в Боргунде и особенно в Гиттердале.

1.4 Особенности деревянного церковного зодчества на русском севере

     На  русском Севере сохранилось  еще, по счастью, такое множество старинных деревянных церквей, что по ним мы можем воссоздать все приемы, бывшие в ходу в деревянном храмоздательстве в течение целого ряда веков. Правда, наиболее древние из них не заходят далее начала XVI века, а в безусловно сохранившемся первоначальном виде дошла до нас только одна церковь этого столетия и то самого конца его, но формы древнейших памятников деревянного зодчества отличаются таким поразительным совершенством, такой ясностью, простотой и логичностью конструкций, что нужны были века для того, чтобы народное творчество их выработало. Последние церкви, выдержанные еще в древних формах, были срублены в конце XVIII века. С этого времени зодчий-плотник уступает свое место городскому архитектору, и народ уже не сам и не по своему вкусу создает себе храмы, а получает их из города.

     – 5 – 

1.5 Конструктивные особенности деревянного зодчества.

     При изучении конструктивных особенностей деревянного зодчества не перестаешь изумляться их необычайной простоте и рациональности.

     Все жилые и нежилые деревянные сооружения русского Севера возводились из плохо  просушенного леса, преимущественно  хвойного. Опыт научил, что из такого леса можно возводить строения рядами или "венцами" из бревен, положенных горизонтально. При ссыхании они  не дают щелей, надавливая друг на друга, чего не бывает при вертикально поставленных бревнах. Соединение венцов производилось  при помощи вырубки в концах их соответствующих бревну полукруглых  углублений, причем неизбежно приходилось  оставлять выпущенные "концы". Такое соединение называлось "в  обло", т.е. по округлому. Это соединение – самое примитивное, допускающее работу наиболее простым инструментом, топором. Другой способ соединения уже не по округлому, а "в зуб" или "в лапу", по-старинному "в шап", причем выпускных концов нет, а самые концы бревен каждого венца должны быть так вырублены, чтобы схватиться  друг с другом как бы зубами, или лапами. Такой способ соединения экономнее, но вместе с тем и несколько сложнее, так как требует аккуратности в сцеплении зубьев. Употребление этого способа вызывалось или неизбежной необходимостью, или роскошью. Наружные бревна оставались круглыми, необтесанными, тогда как внутренние стены обтесывались и "выскабливались в лас", причем в углах часто закруглялись.

     Все покрытие производилось деревом, причем двускатные постройки крылись тесом, а шатры и дуговые формы "кожушились", т.е. покрывались в чешую, "лемехом". Конструкция и нынешней северной кровли избы отличается необыкновенной прочностью. На сруб ставятся, прежде всего, стропильные ноги, или "быки", крепко связанные горизонтальными обрешетинами, или "лотоками", и соединенные вверху подконьковой жердью, так называемой "князевой слегой". Внизу быки врубаются в бревна верхнего венца сруба, зовущиеся "подкуретниками". Кровельный тес зажат в нижних концах желобом – "застрехой", или "водотечником", держащимся на загнутых концах быков, на их "курицах", а в верхнем конце, на князьке, он зажат тяжелым бревном, "охлупнем". Лотоки покоятся на сучках, оставленных на быках.

     Такая кровля легко выдерживает натиски  жестоких северных ветров. Надо заметить, что все ее части соединяются  между собой "вырубкой", и только в самых необходимых случаях  пускаются в ход деревянные костыли, о железных же гвоздях до недавнего  времени не было и помина. Но

     – 6–

удивительнее  всего – отсутствие  в числе плотничьих инструментов пилы, столь, кажется, необходимой нынешнему плотнику. На Севере есть старожилы, которые помнят, как лет 50 – 60 тому назад у них впервые только появился этот инструмент. Отсутствие пилы в древнем строительном искусстве можно проследить повсюду. Выходящие концы венцов не отпилены, а обрублены, но обрублены так мастерски, что, на первый взгляд, они кажутся опиленными. Между тем поперечная рубка, т.е. перпендикулярная  слою дерева, - сама трудная. Все косяки окон и дверей, все доски потолка, пола и крыш обтесаны также одним топором. Диву даешься, глядя на эту огромную и упорную работу. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы "справлять" все дело одним топором. Рубили лес и дрова, рубили храмы и избы, рубили в прямом смысле слова. Приготовить из срубленного дерева доску составляло уже немалый труд, ибо, не имея пилы, нужно было посредством клиньев расщепить бревно на слои и затем обтесывать каждый слой со всех сторон. Слово "тес" нужно понимать в буквальном смысле, да и слово "доска" происходит от одного корня: дска, тска, цка. Последнее слово можно слышать местами и до сих пор. Трудность приготовления досок заставляла древнего строителя очень бережно относиться к декоративным украшениям, состоявшим из пришивных висячих досок, прорезанных узором, или так называемых "причелин". В большинстве случаев обходились без них, вырубая декоративные украшения прямо на конструктивных частях, например, на косяках дверей и окон, на столбах крылец. Если же где-либо необходимость заставляла вводить причелину, например, на свесах кровель – прямых, шатровых, бочечных, где надо было прикрыть концы "лотков" или же венцов, - то причелинам не давали игривого рисунка, полагая, вероятно, в простоте души, что чисто выструганная доска причелины уже сама по себе, по труду, на вытеску ее положенному, представляет достаточное украшение. Отсюда такая простота и рациональность украшений.

Информация о работе Дальнейшее развитие русского церковного зодчества