Диалектико-материалистическая теория культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

1 Культура в контексте материалистического понимания истории.
2 Диалектика культурно-исторического процесса в теории общественно-экономических формаций.
3 В.И. Ленин о культуре. Достоинства и недостатки марксиско-ленинской концепции культуры.

Работа содержит 1 файл

kyl'tyrologiya.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

   Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении историй общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь общества на данном этапе его исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типологически. Примером может служить изучение Марксом капиталистической общественно-экономической формации как живого, находящегося в постоянном развитии социального организма.  Именно типологический анализ позволяет фиксировать уровень формационного развития того или иного общества.

   Рассматривая  же не только генезис данной общественно-экономической  формации — ее зарождение, становление, движение от слаборазвитых форм к  зрелым, но и сами переходы от одной  общественно-экономической формации к другой, мы подходим к их изучению исторически. В этом случае процесс развития общества, представленный сменой общественно-экономических формаций, выступает как развернутый во времени. Это дает возможность представить историю как единый процесс, рассматривая ее не только по отдельным странам и регионам, но и во всемирном масштабе. Типологический и исторический подходы отнюдь не исключают, а, напротив, предполагают друг друга, выступая в единстве.

   Опираясь  на диалектику типологического и  исторического подходов, категория  общественно-экономической формации позволяет логически вычленить в единстве исторического процесса, на основе общности законов, действующих в каждом социальном организме, так называемый «центр» мировой истории, который составляет система стран (в предельном случае одна страна) передовой формационной либо культурной принадлежности. В каждый исторически определенный период развития человеческого общества сосуществуют разнообразные типы и даже подтипы общественно-экономических формаций, содержащих в себе вариативность тенденций их развития, однако содержание, «исторический смысл» этого периода определяется в первую очередь развитием социального организма передовой формации, образующего собой как бы «центр» данного исторического региона (а не обязательно только географического; система социализма, например, объединяется в целостность не по географическому признаку), увлекающего за собой народы различных стран и континентов, обеспечивая возможность преемственности и взаимовлияния экономики и культуры.

   Поскольку категория формации как логическая модель опирается в качестве своей основы (то есть как на предел данной абстракции) на понятие способа производства, постольку она позволяет безошибочно фиксировать перемещение «центра» мировой истории, который всегда определяется в конечном счете уровнем развития производительных сил того или иного общества.

   Ныне  на земле сосуществует ряд общественно-экономических  формаций: «обоз истории» растянулся от остатков родового общества до социализма. Известно, что некоторые народы миновали или почти миновали отдельные формации. Чем же можно объяснить такую своего рода «необязательность»? В развитии любой системы, в том числе, конечно, и социальной, действуют и внутренние и внешние факторы, определяющие содержание и характер этого развития. Кроме того, сама система, прежде всего ее экономическая структура, но и не в последнюю очередь культура содержит в себе (в виде тенденций) ряд возможностей своего развития. Какой из них суждено воплотиться в действительность, зависит от действия либо внутренних, либо внешних факторов. Так, в первобытном обществе наряду с предпосылками рабовладельческого способа производства существовали возможности и феодализма, которые в большей части стран и реализовывались. Как правило, «перескок» через формацию (или даже формации) имеет место там, где одно общество оказывается под влиянием другого, наиболее развитого в формационном отношении, то есть происходит «несамостоятельная» смена формации. В данном случае на развитие общества оказывают решающее влияние внешние для него факторы, которые, однако, реализуют имеющиеся в его недрах внутренние возможности. Поэтому, хотя некоторые народы и не прошли те или иные стадии формационного развития, тем не менее исторический процесс в целом определяется последовательно сменяющими друг друга прогрессивными типами формаций, что выражает поступательное прогрессивное движение истории вперед.

 

      3 В.И. Ленин о культуре. Достоинства и недостатки марксиско-ленинской концепции культуры.

   Марксистская  философия создана великими революционными мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развита В.И. Лениным. История не знает людей, которые оказали бы такое колоссальное влияние не только на развитие духовной культуры, но и на судьбу всего человечества.

   Маркс и Энгельс пришли к выводу о  всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и неизбежности революционного перехода от капитализма к социализму. Этот вывод мог быть сделан только на основе тщательного научного исследования законов общественного развития (прежде всего развития капитализма) и предполагал выработку нового мировоззрения и методологии.

   Великие идеи никогда не возникают на пустом месте: они имеют свою биографию. В естественнонаучном обосновании  философии марксизма серьезное  значение, по словам Ф. Энгельса, имело  диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли прежде всего выдающиеся открытия – открытие закона сохранения и превращения энергии (М.В. Ломоносов, Ю. Майер), клеточной структуры живых организмов (М.Я. Шлейден и Т. Шванн), а также создание Ч. Дарвином эволюционного учения. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечность и неуничтожимости материи, взаимопереходов различных форм ее бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств, а в учении Дарвина – торжество идеи развития.

   Но  разрабатывая свое учение, Маркс и  Энгельс опирались на достижения не только естествознания, а прежде всего общественных наук.

   Противоречия  между богатыми и бедными, между  трудом и капиталом давно уже  вызывали гневный протест в сердцах  благородных людей, мечтавших о  социальной справедливости. Ярким выражением этого протеста в истории общественной мысли стал утопический социализм.

   Подлинно  научную теорию социализма создали  Маркс и Энгельс, показав, что  только пролетариат может разрушить  старый мир и построить новое  общество. Система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности стала именоваться марксизмом, составными частями которого являются диалектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия и теория научного социализма.

   Марксизм  впервые в истории мысли вскрыл основополагающую роль общественной практики в жизни общества, в познании, в развитии всей материальной и духовной культуры человечества. Выводя теорию из практики, марксизм подчинил ее интересам  революционного преобразования мира.

   Возникновение марксизма ознаменовало собой крушение метафизического материализма. Впервые  в истории философии была создана  и творчески применена материалистическая диалектика.

   Итак, Маркс и Энгельс на основе обобщения  опыта революционной борьбы пролетариата, данных науки вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм «доверху», применили его к объяснению истории общества и тем самым создали исторический материализм. Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления – философия диалектического и исторического материализма.

   Новый этап в философии марксизма связан с именем В.И. Ленина, которому выпало жить и творить на крутом переломе истории: рождалась новая общественно-экономическая формация.

   О Ленине можно сказать то же, что  сам он писал о Марксе: задачу стратегии и тактики пролетариата он определял в строгом соответствии со всеми посылками своего диалектико-материалистического  мировоззрения.

   Изучение  ленинского теоретического наследия –  необходимое условие совершенствования  духовной и политической культуры каждого  человека. Мыслить и действовать  по-ленински – значит на новом опыте  истории, не успокаиваясь на достигнутом, отметая в сторону все отжившее и устаревшее, самостоятельно решать встающие перед нашим обществом проблемы совершенствования социализма, ускорения его социально-экономического развития.

 

    Литература

 

   1. Спиркин А.Г. Основы философии:  Учеб. пособие для вузов. –  М.: Политиздат, 1988. – 592 с.

Информация о работе Диалектико-материалистическая теория культуры