Духовно-патриотические основы здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:09, доклад

Описание работы

В современном мире немало полезных открытий и технических свершений глобального масштаба, но вместе с тем в значительной мере изменил исторически сформированный традиционный уклад семьи и общества, что привело к еще не вполне осознаваемому обширному кризису. И в первую очередь к духовному кризису.

Работа содержит 1 файл

культурология).doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Духовно-патриотические основы здорового образа жизни.

Здоровье - бесценное  достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы , успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. А здоровье невозможно поддержать без здорового образа жизни

Здоровый образ жизни – это, не только соблюдение двигательного  режима и гигиенических норм, прежде всего, народная философия выживания  и она в конечном итоге напрямую связана с проблемой национальной безопасности. По утверждению ученых  20% будущих матерей здоровы и только  4% новорожденных практически здоровы. Полностью здоровыми оканчивают школу только 3% выпускников.

В современном мире немало полезных открытий и технических свершений глобального масштаба, но вместе с тем в значительной мере изменил исторически сформированный традиционный уклад семьи и общества, что привело к еще не вполне осознаваемому обширному кризису. И в первую очередь к духовному кризису.

Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция утраты престижа военной и государственной служб. Настораживает падение нравственности в обществе, непризнание общечеловеческих ценностей и появившаяся тенденция роста преступности среди молодежи. Вырастают дети, не уважающие  своих корней, незнающие своих кровных родственников. Разрушается нравственно- этические нормы и традиции семейного уклада, ухудшается физическое и психическое состояние здоровья детей и подростков, наблюдается рост детских неврозов, внутренней тревожности и агрессивности в поведении. Это, несомненно, угрожает нарушению генофонда народа; Нет должного уважения к людям старшего поколения, к обычаям и нравам своего народа, не воспитано бережное отношение к природе;

Ребенок без устойчивых нравственных качеств является очень удобным объектом  для всяких религиозных сект, которые при помощи льстивых слов и ложных обещаний всеобщего заоблачного блага быстро могут завладеть душой ребенка;

Нужны кардинальные изменения в системе воспитания. Негативное влияние СМИ на детей и подростков, праздный образ жизни, агрессия, жестокость, насилие и наконец, негативное воздействие на семью оказывает социально-экономический уровень жизни. Рост неблагополучных семей, что порождает безнадзорность и беспризорность, несоблюдение режима дня, бродяжничество в ночное время, слабый контроль и безответственность родителей за своих детей являются основными причинами роста преступности. В последнее время агрессивность подростков становится проблемой. Дети очень раздражительны, обидчивы и не испытывают угрызений совести;

Последствие этого – падение нравственности, бездуховность и криминализация – характерные признаки общества. Следовательно, основной целью семьи должно быть – воспитание физически и психически здоровых детей, воспитание и развитие личности, устойчивой к негативным внешним влияниям, конкурентоспособной в условиях глобализации. Термин «культура» означал возделывание, отработку и культивирование почвы, в современном понятии культура – обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.

Целые народы и поколения обогащаются, постигая культуру других поколений, создавая в итоге единое этническое пространство. Как говорил Великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Воспитание, если оно хочет быть всесильным, должно быть народным. В духе человека черта национальности коренится глубже всех прочих».

Мы должны учитывать:

Без традиции – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа!

На человека в современном мире воздействуют очень много факторов, которые вместо того чтобы просвещать и растить здорового человека во всех смыслах губит в нем все человеческое. Огромное влияние СМИ. Телевидение, печатные издания, глобальная сеть «Интернет», все это тесно связано с нашей жизнью. И что же мы там видим, нравственность, патриотизм, духовность? Нет, вместо этого мы видим полную противоположность. Жестокость, насилие, равнодушие к окружающим людям «главное - чтобы у меня все было хорошо, а после меня хоть потом». Да и понятие «хорошо» чаще всего подразумевает жизнь ради материального благополучия, успеха, то есть, по ёмкой формуле Н.А. Нарочницкой, – "жизнь ради смерти" предлагается русскому человеку, всему нашему обществу, всей стране.

И все это в первую очередь  влияет на детей и подростков с еще не установившейся психикой. Если сейчас взять те же самые мультфильмы, которые показывают по телевидению то, что они описывают? Это не добрые советские мультфильмы про дружбу, взаимовыручку и сострадание. Чаще всего - это американские мультфильмы, которые с виду кажутся безобидными, но даже поверхностный просмотр, очень сильно задевает людей ещё нормальной, человеческой культуры не говоря уже о детях. То, что бросается в глаза сразу, это часто ужасная жестокость персонажей мультфильмов друг к другу и, показываемое как героическое, откровенно антисоциальное поведение персонажей мультфильма. Вполне естественно, что если некое чадо возьмётся брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с Законом. Что, прежде всего, видно именно со стороны социально-психологической? Показывается нормальное поведение индивида, ищущего удовлетворения своим сугубо личным устремлениям. Как правило, устремлениям к единоличному лидерству и превосходству над окружающими. Какому превосходству? Прежде всего - превосходству силовому! Причём неважно, какого типа силовому превосходству. Денежному или основанному на физическом превосходстве.

То есть можно смело утверждать, что данная мульт-продукция откровенно учит. Учит конкурентному поведению. Достижению превосходства над окружающими и превосходства любым способом и в любом виде. Даже самом нелепом.

Характерен, в данном контексте, другой часто повторяющийся сюжет в  мультфильмах:

Герои мультфильмового действа  получают по голове удары падающими  наковальнями, совершенно убийственные удары разнообразными предметами, но, почему-то всегда вскакивают, после перенесённых ударов, как ни в чём не бывало. Ну, разве что показывается как нечто очень смешное сильная дурнота или одномоментные страдания такого пострадавшего. В связи с этим в Америке очень участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти детки лупят со всей силы молотками, железяками и прочими тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом очень удивляются, почему их любимая кошечка, расплющенная в кровавый паштет, после такого обращения не вскакивает и не бежит радостно развлекаться дальше.

Беда в том, что к таким  мультикам придраться бывает очень  сложно. Как правило, Любой мультфильм сделанный представителем какой-то вполне конкретной культуры несёт целый ряд таких внутренне присущих его культуре идей, положений и стереотипов. С американскими мультиками беда состоит в том, что они несут откровенно человеконенавистнические идеи: «Падающего подтолкни», «Кто «упал» – того «съели»», «Все люди сволочи» и прочие «милые» идеи.

Мультик есть прямое отражение той  культуры, что преобладает в обществе.

Обратите внимание на основную особенность  наших, советских мультиков –  практически все они построены  на сюжете взаимодействия личности и  коллектива, личности и общества. Причём таких взаимоотношений, когда коллектив и общество являются НЕ враждебной личности средой, как в американских мультиках, а средой жизни.

Они показывали пороки, и показывали их так, как некое отклонение от нормы. Всегда преодолимое и исправляемое отклонение.

Причем, (обратите внимание!), социальное окружение, которое показывается в  мультике, не противодействует активно  и прямо возможному противоправному  поведению личности, а пытается помочь этой личности исправиться! Именно помочь! Под конец, показывалось, как та самая личность ранее «замеченная в антисоциальном поведении» исправляется и принимается радостно коллективом, обществом.

Это считалось нормой.

Ещё одна черта советского мультика это то, что герой показывается как Творец. Он что-то творит и творит для общества. Что-то полезное. И опять таки творит во взаимодействии с обществом. Ему может мешать, какая-то враждебная сила, но эта сила побеждается так же, как правило, коллективными же усилиями.

В любом случае, любой мультфильм, каким бы он развлекательным ни выглядел, всегда был нацелен на научение маленького зрителя чему-то вполне доброму и хорошему. Они все добрые.

В советских мультфильмах невозможно найти такие, которые бы были сделаны «просто так», «для развлечения».

Возьмем еще один аспект в жизни детей – игрушки. Вы никогда не обращали внимание на то, что в русской культуре куклы – это всегда куклы-дети. От грудничков, до малолеток.

Самая же популярная кукла Запада – Кукла Барби. Кукла, изображающая взрослого человека.

Если наши родные игрушки развивают у будущих мам навыки ухода за малолетними детьми, то какие именно навыки будут развивать у девочек игра с куклой Барби? Вы никогда не задумывались об этом?

Посмотрите, что играя делает девочка  с этой самой Барби. Она её одевает, раздевает, наряжает, выводит и заводит целый табун разнообразных хахалей, которые продаются вместе с нарядами для куклы Барби, с домом куклы Барби, интерьером дома куклы Барби и прочее, и прочее и прочее….  Уже из перечисленного можно смело ответить на поставленный вопрос. Девочка, играя с куклой Барби, отрабатывает сразу два стереотипа поведения: Первый – служанка при очень богатой бездельнице; Второй – сама эта бездельница.

Ни о каких жизненно важных навыках  здесь и речи быть не может.

Но тут имеется ещё один очень неприятный «подводный камень». Связан он уже непосредственно с тем, что девочка будет при такой игре копировать и дальше эту самую куклу во всём. В том числе и по внешности. Хотите ли вы, чтобы ваша любимая дочурка выглядела как пособие по анатомии? Нет? Но какое это пособие? Непропорционально длинные ноги (в норме для любого человека – расстояние от талии до макушки равно расстоянию от талии до пяток). Такая аномалия как у куклы в природе встречается редко и считается, в основном, генетическим уродством, и такие «дамы», как правило, либо очень больны, либо откровенно являются бесплодными. Что само по себе очень большое несчастье для человека. Непропорционально короткие руки (в норме для прямо стоящего человека – кончики пальцев вытянутых по швам рук будут расположены на уровне  середины бедра). Чудовищная худоба и часто чисто пацанячье телосложение – широкие плечи и узкие бёдра

Всем этим «прелестям» может  стремиться соответствовать и ваше родное чадо.

Об остальных игрушках западного  происхождения вообще говорить нечего. Характерный состав этой продукции - скелеты, вампиры, разнообразная прочая нечисть, роботы-убийцы, просто убийцы, звероподобные солдаты, военная и прочая техника с увеличенными атрибутами мощи и многое, многое другое. Слишком уж сильно и часто используется образ Смерти в этих «игрушках».

Так что, описывая и показывая такое общество в мультфильме или игрушке создатели даже неосознанно будут переносить свои зверские отношения в сценарии мультфильма. Они так же неосознанно будут способствовать распространению и утверждению такого общества на другие страны и народы, которые попадут под воздействие этой продукции. Они так же неосознанно, даже не желая того будут способствовать укреплению и воспроизведению в поколениях этого животного стиля жизни.

Прервать его воспроизведение  и распространение можем только мы.

И это  затронута лишь малая часть, не говоря уже об остальном. Ведь мы практически не видим развивающих и познавательных программ, не детских передач с примерно идентичным содержанию с мультфильмами, а именно развивающих. А даже если нам и посчастливиться это увидеть то «нужное» воздействие окажет реклама. Дети буквально зомбируются СМИ.

Также сегодня очень остро стала проблема патриотизма. Будучи сложным явлением общественного сознания, патриотизм вобрал систему ценностей, ориентированных на родную землю, на Отечество. Эта особенность подмечена в крылатых изречениях: «И дым отечества нам сладок и приятен» (А.Грибоедов); «Высочайший патриотизм – страстное, беспредельное желание блага родине» (А.Чернышевский); «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А.Пушкин); «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В.Белинский).

Подлинный патриотизм связан с Родиной, а Родина – это, прежде всего, народ. И она, словно мать, бережно растит и духовно поднимает своих граждан, создает условия для их творческой, созидательной деятельности.

Патриотизм как качество личности закладывается с детства. Слушая колыбельные песни, постигая картины  окружающей действительности, заучивая первые стишки, дети инстинктивно привязываются к «своему». Затем эти прекрасные чувства поддерживаются и развиваются в школе, перерастают в осознанную любовь к Отечеству.

И.Ильин в чувстве патриотизма  отмечал, прежде всего, духовность человека. «Именно духовная жизнь, – писал  И. Ильин, – есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. Через нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность».

В 90-х годах кризис патриотизма  проявился с новой силой. Говоря научным языком социологии, его можно свести к следующим основным признакам:

- потеря веры в Бога и в высший идеал человека;

- национальная бесцветность, утрата гордости за свою национальное происхождение;

- утрата любовного, бережного, рачительного отношения к природе, особенно к земле;

Информация о работе Духовно-патриотические основы здорового образа жизни