Еврейский праздник

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев... В это чудесное время приходит Песах. Пе́сах (ивр. פֶּסַח‎, букв. «миновал, обошёл», по-гречески и по-русски — Пасха: не путать с нашей пасхой, которую мы празднуем в честь воскрешения Христа) — центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.

Содержание

1. Любимый праздник евреев – Песах .………………………………… 3
2. Название праздника …………………………………………………... 3
3. История праздника ……………………………………………………. 4
4. Ликвидация хамеца …………………………………………………… 4
5. Продажа хамеца ……………………………………………………….. 5
6. Формальный поиск хамеца («Бдикат хамец») ………………………. 5
7. Посуда на Песах ……………………………………………………….. 6
8. Пост первенцев ………………………………………………………… 6
9. Жертва Песах …………………………………………………………. 7
10. Пасхальный Седер ……………………………………………………. 7
11. Четыре чаши …………………………………………………………… 7
12. Маца ……………………………………………………………………. 7
13. Седьмой день Песаха ………………………………………………….. 8
14. Заключение …………………………………………………………….. 8

Работа содержит 1 файл

Этнографическая справка.doc

— 67.00 Кб (Скачать)


Содержание

1.   Любимый праздник евреев – Песах   .………………………………… 3

2.   Название праздника  …………………………………………………... 3

3.   История праздника  ……………………………………………………. 4

4.   Ликвидация хамеца  …………………………………………………… 4

5.   Продажа хамеца  ……………………………………………………….. 5

6.   Формальный поиск хамеца («Бдикат хамец»)  ………………………. 5

7.   Посуда на Песах  ……………………………………………………….. 6

8.   Пост первенцев  ………………………………………………………… 6

9.   Жертва Песах   …………………………………………………………. 7

10.  Пасхальный Седер  ……………………………………………………. 7

11. Четыре чаши  …………………………………………………………… 7

12. Маца  ……………………………………………………………………. 7

13. Седьмой день Песаха  ………………………………………………….. 8

14. Заключение  …………………………………………………………….. 8

 

Любимый праздник евреев – Песах

В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев... В это чудесное время приходит Песах. Пе́сах (ивр. פֶּסַח‎, букв. «миновал, обошёл», по-гречески и по-русски — Пасха: не путать с нашей пасхой, которую мы празднуем в честь воскрешения Христа) — центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля. 
Песах запрещает евреям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. חָמֵץ‎, «хаме́ц» — квасное).

В магазине вы не сможете  купить хлеба, сухие завтраки, пиво – все полки с этими и  им подобным продуктами занавешены белой  тканью. Всё что вам доступно – это маца (опресноки), которую Тора повелевает есть в эти дни.

В Израиле Песах —  семидневный праздник, первый и последний  дни которого — полноценные праздники  и нерабочие дни. Промежуточные  дни называются словами холь а-моэ́д («праздничные будни»). За пределами  Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.

 

 

Название праздника 
 
У праздника «Песах» несколько названий: 
 
1. Песах — от паса́х (ивр. פֶּסַח‎, миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.

2. Хаг а-Мацот —  праздник опресноков — в память  о том, что евреи

питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время  выхода из Египта тесто не успело закваснуть.

3. Хаг а-Авив — праздник весны,  когда отмечается праздник. Месяц  нисан также называется месяц авив.

4. Хаг а-Херут — праздник свободы  — в память об Исходе из  Египта.

 

История праздника

 
Согласно Пятикнижию (Исх.12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог  повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены. 
 
Хаме́ц (ивр. חמץ‎, 'заквашенное', 'квасное'). Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Пригодные для Песаха продукты (на упаковке которых есть надпись «Кошер ле-Песах»), можно есть круглый год. Стоит отметить, что их достаточное количество на полках магазинов и в обычные дни никто не обращает внимания на эту надпись, но за неделю до Песаха евреи начинают покупать продукты только «Кошер ле-Песах».

 
Ликвидация хамеца

 
Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки.

Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). В канун Песаха многие предприятия (особенно продуктовой промышленности) не работают, а все их сотрудники заняты генеральной уборкой цехов и помещений. В армии офицеры проверяют личные шкафчики солдат на предмет наличия хамеца, после чего на всей военной базе также проводится генеральная уборка.

 

 

 

Продажа хамеца

 

«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец» (покупка). Как агент, раввин «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно.

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.

В восточноевропейских местечках  евреи, которые часто содержали  кабаки, продавали весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние просто зайдут в их погреба и выпьют всю водку на законных основаниях, что те часто и делали. Мне кажется, что такой хитрый подход не совсем честен в религиозном плане – это как продажа индульгенций: греши сколько хочешь, а потом купи прощение, здесь же: имей хамеца сколько угодно, главное вовремя «продать» его нееврею.

 

Формальный  поиск хамеца («Бдикат хамец»)

 
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец»). Глава семьи  при этом читает специальное благословение  «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ  — аль биур хамец), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую  фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром Сжигание хамеца («Биур хамец»)

Наутро все квасные  продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец»). Глава семьи объявляет любой «хамец», который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец» будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

 

Посуда на Песах

 
Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских  семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использущие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

 
Пост первенцев

 
На утро, накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

 

 

 

 

 

Жертва Песах

 
Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах» (в русском варианте — «пасха»). Согласно Пятикнижию, каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром. Нельзя было ломать у жертвы кости. До утра от жертвы не должно было ничего остаться. Позднее, во время существования Иерусалимского храма, пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

 

Пасхальный  Седер

 
Центральное событие праздника  — пасхальный вечер. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

 

Четыре чаши

 
Во время Седера существует обязанность  выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне[7], их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следущую часть Седера.

 

Маца 
 
Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

 

 

 
Седьмой день Песаха

 
Всевышний повелевает: «в седьмой  день также священное собрание; никакой  работы не работайте» (Лев.23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

 

Заключение

С чего начинается подлинное  освобождение?.. С того, что в пасхальную ночь Свободы кто-то вдруг признается самому себе в ошибочности старых концепций, кто-то, может быть впервые, скажет сам себе: "Я этого не знаю, у меня нет об этом информации", а кто-то, возможно, и захочет получить эту информацию. Ночь Песаха - лучшее время для подобных размышлений, позволяющих заглянуть себе в душу и обнаружить, что она на самом деле существует.

А теперь - пара полезных советов для тех, кто собирается на пасхальный седер. Идя на седер, сфокусируйте свои мысли на философском, а не гастрономическом аспекте праздника. Знайте, что еду  подадут только через два с половиной - три часа после начала. В противном случае, чтение агады - разговор, раздумья о нелегком пути евреев из рабства к освобождению - останется для вас только прелюдией к застолью. И еще. Ночь Песаха - это не просто красивое собрание за полным столом. Это - концентрация духовной энергии народа на одной теме - теме свободы.

 

 


Информация о работе Еврейский праздник