Европейская культура в 20 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы описать и проанализировать европейскую культуру ХХ века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА 4
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XX ВЕКА 6
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
4. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ А 21
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 22
ПРИЛОЖЕНИЕ В 23
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 24

Работа содержит 1 файл

Европейская культура 20 века.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

               ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА 4

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XX ВЕКА 6

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8

4. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 20

ПРИЛОЖЕНИЕ А 21

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 22

ПРИЛОЖЕНИЕ  В 23

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г 24 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              ВВЕДЕНИЕ 

     XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры

     Общая характеристика XX в. включает в себя торжество науки, человеческого интеллекта. Это эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

     Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода сложно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

     Цель  данной контрольной  работы  заключается в том, чтобы описать и проанализировать  европейскую культуру ХХ века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ  XX ВЕКА 

     В истории европейской культуры XX в. можно выделить три периода:

     1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика  социально-политических процессов,  многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

     2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая  стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической);

     3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая  половина XX в. (время формирования  региональных культур, подъем  национального самосознания, возникновение  международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено [13].

     Структурно европейская культура включает в себя:

     - особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика);

     - специфику способов поведения;

     - модели взаимодействия людей;

     - организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности;

     - формирование человека как культурного существа;

     - часть или подразделение, связанные с «производством», созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.

     Духовная и материальная культура Европы XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

     Прорыв  за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература — декадентские [1].  
 
 
 
 
 
 

     2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ  XX ВЕКА 

     В уходящем XIX веке  культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею.

     В.И. Вернадский писал в своей программной  работе «Научная мысль как планетное  явление» (1938): «В XX в., впервые в истории  Земли, человек узнал и охватил  всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности Человечество своей жизнью стало единым целым» [12].

     Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. С ложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания.

     Человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя:

     — индустриализацию производства и массовое потребление;

     — единые средства передвижения и передачи информации;

       —интернациональную науку и доступное практически всем образование;

     —стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

     Западная  культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ  ЕВРОПЕЙСКОЙ   КУЛЬТУРЫ 

     В общественном сознании XX в. появляются новые  взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:

     - фрейдизм — общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;

     - феноменология — наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;

     - экзистенциализм — поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека. Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913-1960) и Жан-Поль Сартр (1905-1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др.

     Большое влияние на мировую культуру ХХ столетия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976), являющийся одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Он развил учение о бытии (фундаментальная онтология), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности.

     Экзистенциализм в интеллектуальной культуре ХХ века выполнил ту же роль, какую играла в  культуре ХVIII - ХIХ вв. классическая немецкая философия. Она определила фундаментальные ценности и теоретический  горизонт поиска оснований бытия  как в философии, так в литературе и отчасти в музыке.

     Практически все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры XX в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения. В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 20-х гг. XX в. складывались тоталитарные государственные режимы [3].

     Тоталитаризм (лат. totalitas — целый, полный) представляет собой антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека.

     После Второй мировой войны, в условиях «холодной воины», между Западом и Востоком происходит более расширенное употребление понятия «тоталитаризм», которое содержит как политологическую, так и социологическую характеристику данного явления. Однако социокультурный опыт XX в показал не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев устойчивое неприятие насилия и репрессий Развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX в. — свободы человека.

     Не  менее сложной проблемой ушедшего столетия стала и возможность самой жизни человека на Земле. XX в., с его большими и малыми войнами, революциями, слепой верой в научно-технический прогресс, не только стал временем массового уничтожения людей, но и исподволь подготовил сознание оставшихся в живых к разрушению цивилизации в целом. После окончания Второй мировой войны стало ясно, что международное сообщество должно совместно, согласованно разрешить ряд глобальных проблем (от фр global — всеобщий; лат globus — шар), затрагивающих его жизненные интересы. К первоочередным из них относятся:

     - предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранение и упрочение мира;

     - установление справедливого порядка в экономических отношениях между народами;

     - преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности;

     - обеспечение сбалансированного роста народонаселения;

     - защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса;

     - обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т. д.

     Чтобы предотвратить глобальные катастрофы и сохранить положительные тенденции в развитии современной цивилизации, в 1968 г. была создана международная организация, объединившая ученых разных стран и получившая название — Римский клуб [11].  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Европейская культура в 20 веке