Факторы формирования социально-культурных потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:06, реферат

Описание работы

Важность изучения потребностей человека также определяется их динамичным характером. Классификаций и видом потребностей множество, но только физиологические из них имеют более или менее устойчивый характер, остальные определяются как кратковременные и средневременные, продолжительных потребностей не существует. Изменение и формирование потребностей зависит от многих факторов, как социальных (внешних), так и от личностных и психологических (внутренних).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА 4
1.1 Материальные потребности 5
1.2 Духовные потребности 6
II УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 11
2.1 Внешние факторы 11
2.2 Внутренние факторы 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 20

Работа содержит 1 файл

факторы и потребности.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Одним из путей понимания типа личности человека выступает характеристика его личных ценностей - представления человека о жизни и приемлемом поведении. Если, например, в личностные ценности человека входит благородство, то потребностями будут защищать, помогать ближним и нуждающимся.

     Образ жизни отражает деятельность людей, их интересы и мнения. Так, например, если человек ведёт активный здоровый образ жизни, то его интересами могут быть спорт, вигитерианство, природа, а потребностями занятия спортом, защита природы, здоровая пища.

     Стиль жизни постоянно изменяется в  зависимости от потребности человека в осмыслении сигналов, поступающих  из меняющейся внешней среды. Изменения  стиля жизни необходимы человеку для того, чтобы поддерживать его  соответствие ценностям и личности. Если ценности человека обладают относительным постоянством, то стиль жизни меняется довольно быстро, что влечет изменения интересов, мнений и соответственно потребностей. 21

     Психологические факторы. В любой конкретный момент времени человек испытывает несколько разнообразных нужд или потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, то есть являются следствиями таких состояний физиологической напряженности как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е. являются результатами таких состояний психологической напряженности как потребность в признании, уважении, духовной близости, саморазвитии. Нередко из-за ограниченности потребительского бюджета удовлетворение одной потребности происходит за счет другой. Компромиссные решения по поводу удовлетворения различных потребностей порождают мотивационный конфликт.22

     Разрешение  мотивационного конфликта требует, чтобы люди определяли очередность (то есть относительную важность) своих  потребностей. Назначение приоритетов  носит как краткосрочный (выбор  потребности, которая будет удовлетворена в данный момент), так и долгосрочный (потребностей, которые будут удовлетворены в будущем) характер.

     Для описания интенсивности мотивации, того, насколько сильно человек мотивирован  конкретной потребностью, используется концепция вовлеченности. Вовлеченность – это степень существенности объекта или поведения человека. Чем сильнее человек мотивирован к удовлетворению своих потребностей, тем выше его вовлеченность в потенциальный источник ее удовлетворения. Также продукты (услуги), вызывающие наиболее высокую вовлеченность, способствуют усилению мотивации к их приобретению или потреблению.22

     Мотивированный  человек готов к совершению действий, характер которых зависит от восприятия им ситуации, в которой он находится. Люди, находящиеся в одной и той же ситуации, могут действовать отлично друг от друга, поскольку они по-разному ее воспринимают.

     Восприятие  представляет собой процесс упорядочения и истолковывания человеком информации об всем, что привлекает его внимание. Поток информации о ситуации, в которой оказался человек, воспринимается через его органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В то время как потребности и мотивы обусловливают определенные действия человека, а восприятие помогает ему упорядочить информацию, чтобы действие стало возможным.

     Человек, как правило, воспринимают информацию избирательным образом. Избирательное восприятие означает, что люди могут воспринимать одну и ту же информацию по-разному в силу различных потребностей, мотивов и имеющегося опыта. Избирательное восприятие включает в себя три элемента: 23

     1) избирательное внимание,

     2) избирательное искажение

     3) избирательное запоминание.

     Избирательное внимание означает, что человек склонен обращать внимание на ту информацию, которая касается способов удовлетворения существующей потребности, которая совпадает с его взглядами, «питает» его и соотносится с его образом жизни. Избирательное искажение получаемой информации связано со склонностью людей трансформировать информацию так, чтобы она совпадала с их убеждениями, отношениями и согласовывалась с их психологическим настроем. Избирательное запоминание означает запоминание человеком только той информации из общего ее потока, которая более всего соответствует его потребностям, убеждениям, ценностям, отношениям и психологическому настрою.

       В общем, можно сказать, что в течении всей жизни появляются факторы, которые влияя на психику человека, на его разум и интеллект, меняют структуру и направленность его потребностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Когда говорят о человеческих потребностях, о потребностях общества, подразумевают надобность, нужду в чем-либо, которая осознается людьми, требуя своего удовлетворения и организуя тем самым их поведение.

     В науке понятие «потребность»  породило целый ряд терминов, которые можно объединить в определение потребности как источника активности, за счёт внутреннего стимула личности, группы, общества в целом.

     Наличие в обществе человеческих потребностей, а также их трансформация определяются двумя важнейшими факторами:

♦ природным  началом человека - человеку присущи  первичные потребности, среди которых  немало врожденных и неизменных по степени своей актуальности. Среди  первичных потребностей следует  указать на потребность в сохранении безопасной среды обитания, отвечающей физическим параметрам существования человека, а также потребность в еде, питье, отдыхе, в продолжение рода и др.;

♦ важностью  развития социальных и духовно-культурных качеств человека - данный фактор порождает  колоссальный объем вторичных, т.е. социальных и культурных потребностей, которые связаны со стремлением людей воспроизводить себя как субъектов социальных отношений и граждан, желающих познавать окружающий мир, развивать свою духовную сущность, развлекаться и т.п. По своей сущности, механизмам формирования, эти потребности более гибкие и динамичные. На протяжении жизни человека они могут, как интенсивно глубоко развиваться, так и деградировать, угасать.

     Помимо  факторов изменения и существования  потребностей в обществе, учёные различных  специальностей (психологи, маркетологи, экономисты, социологи и т.д.) выделяю также факторы, влияющие на формирование потребностей. К ним относятся социальные факторы, психологические и личностные, либо внутренние и внешние факторы. Изучение и прогнозирование формирования потребностей выступает главной задачей социально-культурной деятельности, так как именно на основе знаний о природе человеческих потребностей организациями СКС реализуются услуги и продукты культурного потребления, способные удовлетворить любые потребности человека, а также появляется возможность самостоятельно  формировать потребности личности, социальной группы и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буева  Л.П. Человек, деятельность, общение: учебное пособие / Л. П. Буева - М.: Мысль, 1978 г.

2. Ершов П.М. Потребности человека: учебное пособие / П. М. Ершов, - М.: Мысль, 1990 г.

3. Здравомыслов  А.Г. Потребности. Интересы. Ценности: монография / А.Г. Здравомыслов, - М.: Политиздат, 1986 г., - с. 12

4. Марченко  Т.А. Потребность как социальное  явление: учебное пособие / Т.А. Марченко – М.: Высшая Школа, 2000 г.

5. Морозова  Е. Я., Тихонова Э. Д. Экономика  и организация предприятий социально-культурной сферы: учебное пособие /  Е.Я. Морозова, Э.Д. Тихонова, - СПб: «Издательство Михайлова В. А.» , 2002 г.

6. Петровский  А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической  психологии: учебное пособие / А.В.  Петровский, М.Г. Ярошевский, - М.: ИНФРА-М, 1998 г.

7. Черников  В.Г. Человек и его потребности: учеб. пособие. / В.Г. Черников, - Рыбинск: РГАТА, 2003 г.

8. Черникова Р.Н. Условия и факторы формирования потребности в социально культурном сервисе / Курс лекций «Социально-культурный сервис» - В.Новгород: СПГУСЭ (н.ф.), - 2010 г.

9. Голубков  Е.П. Изучение потребителей: статья / Глав. ред. Голубков Е.П. // Журнал  «Маркетинг в России и за рубежом» М.: Финпресс, 1998 г., №5

10. Васильева  Е. Факторы, определяющие структуру  и направленность культурных  потребностей человека [Электронный  ресурс]: статья / Электронный портал  «Росчерк клавиатуры», - октябрь, 2004 г. Режим доступа: http://www.vesca.ru

Информация о работе Факторы формирования социально-культурных потребностей