Феномен массовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:04, реферат

Описание работы

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э. Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….........3
Причины возникновения массовой культуры и определенное понятие самой культуры...........................................................................................................4
Точки зрения на массовую культуру...................................................................12
Феномен...........................................................................................................16
Заключение......................................................................................................19
Список использованной литературы........

Работа содержит 1 файл

СРС по МНК.docx

— 43.31 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….........3

Причины возникновения  массовой культуры и определенное понятие  самой культуры...........................................................................................................4

Точки зрения на массовую культуру...................................................................12

Феномен...........................................................................................................16

Заключение......................................................................................................19

Список использованной литературы...............................................................20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Массовая  культура, будучи одним из самых  ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э. Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным. В данной работе поставлена цель углубленного размышления о социально-функциональных характеристиках массовой культуры в русле этой концепции и соотнесения ее с концепцией социальных субкультур.

Со времени  разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации  в человеческих коллективах и  сложения первых городских цивилизаций  возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных  с их образом жизни, материальными  средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии  и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей  культуры того или иного исторического  сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. В принципе число таких субкультур может  быть соотнесено с числом имеющихся  в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий), но задачи данной статьи не требуют  столь мелкого структурирования культуры. Достаточно выделить лишь несколько  основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью  и функциями в производстве средств  физического и социального существования  человека, в поддержании или нарушении  социальной организации и регуляции  жизни общества (порядка). 
 
 
 
 

3

Причины возникновения массовой культуры и определенное понятие самой культуры

Адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования «взрослые» смыслы переводились на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров и пр., более доступных для детского сознания. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека на протяжении всей его жизни. Современный человек, даже будучи очень образованным, остается узким специалистом в какой-то одной области, и уровень его специализированности (по крайней мере в элитарной и буржуазной субкультурах) из века в век повышается. В остальных областях ему требуется постоянный «штат» комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и иного рода «гидов», ведущих его по безбрежному морю информации о товарах, услугах, политических событиях, художественных новациях, социальных коллизиях, экономических проблемах и т. п. Нельзя сказать, чтобы современный человек стал глупее или инфантильнее, чем его предки. Просто его психика, видимо, не может обработать такое количество информации, провести столь многофакторный анализ такого числа одновременно возникающих проблем, с должной оперативностью использовать свой социальный опыт и т. п. Не будем забывать, что скорость обработки информации в компьютерах во много раз превышает соответствующие возможности человеческого мозга.

Эта ситуация требует появления новых методов  интеллектуального поиска, сканирования, селекции и систематизации информации, прессовки ее в более крупные  блоки, разработки новых технологий прогнозирования и принятия решений, а также психической подготовленности людей к работе с таким объемными  информационными потоками. Можно  предположить, что после нынешней «информационной революции», т. е. повышения  эффективности передачи и обработки  информации, а также принятия управленческих решений с помощью компьютеров  человечество ожидает «прогностическая революция» - скачкообразный рост эффективности прогнозирования, вероятностного расчета, факторного анализа и т. п., хотя и трудно предсказать, с помощью каких технических средств (или методов искусственной стимуляции мозговой деятельности) это может произойти.

Пока же людям требуется некое средство, снимающее избыточное психическое  напряжение от обрушивающихся на них  информационных потоков, редуцирующее сложные интеллектуальные проблемы к примитивным дуальным оппозициям («хорошее-плохое», «наши-чужие» и т. п.), дающее индивиду возможность «отдохнуть» от социальной ответственности, личностного выбора, растворить его в толпе зрителей  

4

«мыльных  опер» или механических потребителей рекламируемых товаров,

идей, лозунгов и т. п. Реализатором такого рода потребностей и стала массовая культура.

Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает  человека от личностной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура  бытия (по крайней мере, той его  части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более  или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми «гидами» по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: «правильный» политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж «классового  борца» или «сексуального символа», кинофильмы, где «наши» всегда правы  и непременно побеждают, и пр.

Напрашивается вопрос: а разве в прежние времена  не возникало проблем с трансляцией  идей и смыслов специализированной культуры на уровень обыденного понимания? Почему массовая культура появилась  только в последние полтора-два  века и какие культурные феномены выполняли эту функцию раньше? По-видимому, дело в том, что до научно-технического переворота последних веков действительно  не было такого разрыва между специализированным и обыденным знанием (как его  до сих пор почти нет в крестьянской субкультуре). Единственным очевидным  исключением из этого правила  была религия. Широко известно, сколь  велик был интеллектуальный разрыв между «профессиональным» богословием  и массовой религиозностью населения. Здесь действительно был необходим  «перевод» с одного языка на другой (причем нередко в буквальном смысле: с латыни, церковнославянского, арабского, древнееврейского и др. на национальные языки верующих). Эта задача и  в лингвистическом и в содержательном планах решалась проповедью (как с  амвона, так и миссионерской). Именно проповедь, в отличие от богослужения, произносилась на абсолютно понятном пастве языке и являлась в большей  или меньшей мере редукцией религиозной  догматики к общедоступным образам, понятиям, притчам и т. п. Очевидно, церковную проповедь и можно  считать историческим предшественником явлений массовой культуры.

Разумеется, какие-то элементы специализированных знаний и образцов из элитарной культуры всегда попадали в народное сознание и, как правило, претерпевали в нем  специфическую трансформацию, приобретая порой фантастические или лубочные формы. Но это трансформации стихийные, «по ошибке», «по непониманию». Феномены же массовой культуры обычно создаются  профессиональными людьми, преднамеренно  редуцирующими сложные смыслы к  примитиву «для необразованных»  или в лучшем случае

5

для детей. Нельзя сказать, что такого рода инфантилизация столь уж проста

по исполнению; хорошо известно, что создание художественных произведений, рассчитанных на детскую  аудиторию, во многих отношениях сложнее  творчества «для взрослых», а техническое  мастерство многих звезд шоу-бизнеса  вызывает искреннее восхищение у  представителей «художественной классики». Тем не менее, целенаправленность такого рода семантических редукций является одним из основных феноменологических признаков массовой культуры.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки  и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные  и иные организации, технологии коллективного  воспитания детей и т. п.), преследующие цели явной или закамуфлированной  стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных  форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных  миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;

массовая  общеобразовательная школа, тесно  коррелирующая с установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;

средства  массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям  населения текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных  специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту  информацию в «нужном» для ангажирующего  данное СМИ заказчика ракурсе, т. е. фактически манипулирующие сознанием  людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам  в интересах своего заказчика (при  этом в принципе не исключается возможность  существования неангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и «независимая армия);

система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания и  пр., контролирующая и формирующая 

6

политико-идеологические ориентации населения и его отдельных  групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах  правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное  электоральное поведение граждан, «мобилизационную готовность» общества к возможным военным угрозам  и политическим потрясениям и т. п.

массовые  политические движения (партийные и  молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т. п.), инициируемые правящими  или оппозиционными элитами с  целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку  которых людей мобилизуют методом  нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза;

массовая  социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, «кумиромания», «шпиономания», «охота на ведьм», провокативные «утечки информации», слухи, сплетни и т. п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций («наши - ненаши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, «барабашки», инопланетяне и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т. п. Это, в конечном счете, освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексия, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище  для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и  иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется  на активное включение или экстатическую  эмоциональную реакцию на происходящее

Информация о работе Феномен массовой культуры