Философия культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Описание работы

Философский (категориальный) образ культуры. Натуралистическая и антинатуралистическая тенденция в философии культуры и культурологии. Теснейшие связи между культурологией и философией культуры.

Работа содержит 1 файл

философия культуры.docx

— 19.67 Кб (Скачать)

Культурология – становящаяся дисциплина, и потому ее соотношение с другими дисциплинами, соотношение ее внутренних компонентов  и применяющихся в ней подходов нуждается в тщательной рефлексии. А последняя, как известно, есть собственное  дело философии. И исполнение этого  назначения – первейшая задача философии  культуры. Только на пути ее решения  можно в какой-то степени преодолеть наблюдающееся в настоящее время  смешение философии, теории и идеологии культуры. Каждая из них необходима, а вместе они необходимы и достаточны для целостного понимания феномена культуры. Без соответствующего философского анализа нельзя удовлетворительно решить и вопрос о критериях выбора «подлинных» и «неподлинных» идеалов, об отношении того, что должно быть, к тому, что есть на самом деле.

Философский (категориальный) образ культуры отражает ее как одну из универсальных характеристик, как атрибут человеческого бытия. Нет человека и общества без культуры. Другой вопрос, развитая она или  не развитая, хорошая или плохая и каковы объективные критерии ее оценки.

Философия рассматривает сущность культуры, т. е. те ее принципиальные возможности, которые  отличают ее от других сторон жизни  человека и составляют внутреннее основание  всех ее проявлений.

На протяжении всей истории философская мысль  обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано  человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии.

Начиная с  античности, именно философия становится для человека основной формой осознания  им своей культуры, что отличает европейскую культуру от других культур, где подобную функцию выполняют  мифология и религия. В этом смысле философию культуры можно назвать  культурным самосознанием европейского человека, его знанием о собственной  культуре. Само возникновение философии  культуры явилось следствием ее отделения  от религии (секуляризация) в новое  время. Именно европейская культура в ее секуляризованном виде сделала  философию главным органом своего самопознания и самоосмысления. В более узком значении философия культуры возникает в составе классической философии нового времени, когда понятие культуры из термина обыденного языка становится самостоятельной философской категорией. Уже в эпоху Просвещения слово «культура» используется (Аделуигом, Гсрдером, Кантом) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь - синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, тоесть, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя пред собой задачу детального и подробного изучения этой истории, философы стремились лишь к выработке общей «идеи культуры», объясняющей им смысл и направленность всей человеческой истории. . По степени приближения истории к этой «идее» судили о порядке, связности, последовательности исторического процесса, об уровне исторической зрелости (прогрессивности) стран и народов.

Философия культуры, представляющая собой одну из важнейших сфер современной философской  науки, сыграла исключительную роль в процессе возникновения и становления  культурологии.

Натуралистическую тенденцию в философии культуры и культурологии можно охарактеризовать как стремление максимально сблизить сферы культуры и природы, показав зависимость первой от второй. Культура рассматривается здесь как форма или часть природы, пусть и специфическая. Отсюда следует, что человеческие общество и культура живут по законам природы, например, по закону борьбы за существование и естественного отбора. Культура способна лишь частично подавлять природные влечения человека, придавать им завуалированную форму или искажать их почти до неузнаваемости, но все же именно они руководят поступками людей. Такие идеи прослеживаются от философских учений XVII века до социобиологии второй половины XX века, которая изучает человечество как популяцию, типологически сходную с популяциями животных. Для объяснения социальных и культурных явлений социобиология использует эволюционные биологические теории, генетику т.п. 

Антинатуралистическая тенденция в исследованиях культуры предстает как стремление провести четкие границы между культурой и природой, показать их принципиальные различия, а иногда и противопоставить их. Здесь культура рассматривается как самостоятельная, автономная по отношению к природе сфера бытия, пусть и имеющая с природой многообразные связи, но живущая по своим законам. 

Своеобразно соединяя натуралистические и антинатуралистические тенденции, ряд мыслителей XVIII-XX вв. (например, Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейд) выступили с различными вариантами «критики культуры». Они видели в культуре своего рода «извращение» природы и полагали, что культура, подавляя природные влечения человека, делает его несчастным. «Критика культуры» в том или ином виде призывает к «возврату к природе». При всех своих недостатках, концепции такого рода стимулировали развитие культурологических знаний. 

Философией  культуры были поставлены вопросы об отличии культуры (цивилизации) от докультурных форм человеческой жизни (дикости, варварства), об историческом развитии культуры, о типологических различиях между культурами разных времен и народов (древние и новые культуры, культуры Запада и Востока). Эти и многие другие проблемы философии культуры вошли в сферу культурологической проблематики. 

Сохраняющиеся вплоть до наших дней теснейшие связи  между культурологией и философией культуры нельзя объяснить лишь философскими «корнями» культурологии. При всей своей специализации, приближающей их к точным наукам, культурологические исследования вновь и вновь возвращаются к главному предмету философского познания - человеку. Гуманитарные науки, в том числе культурология, были и будут формами самопознания человека, а это приводит их к философии.

Необходимо добавить к сказанному, что содержание культуры крайне разнородно ,она ведь включает в свое поле и материальные, и духовные, и художественные разновидности человеческой деятельности; ее процессы, продукты, проявления в самом человеке, в его «сущностных силах», то станет понятным, почему в изучение культуры включены самые разные науки, а каждой из них свойственно своеобразное отношение к культуре.  Так, этнограф и социолог, психолог и технолог, искусствовед и педагог смотрят на культуру разными глазами и видят в ней разное.

Охватывая общим взглядом это многообразие проявлений современного культурологического  знания и учитывая в полной мере взаимодействие всех его основных форм и их разнообразные скрещивания, нельзя в то же время не видеть и  не оценивать должным образом  особенности философии культуры, тем более, что ее ценность часто подвергается сомнению представителями конкретных наук.

Какой бы объем  знаний о культуре ни добывался всей совокупностью наук, изучающих ее конкретные исторические, этнические, социальные и профессиональные формы (скажем, античную и средневековую, полинезийскую и бушменскую, народную и рыцарскую, научную и художественную), вскрывающих те или иные механизмы  функционирования культуры (экономические  и технико-технологические, социологические  и социально-психологические, семиотические  и педагогические), он не содержит ответов  на серию существеннейших вопросов: что есть культура? почему и для чего возник такой не известный природе способ существования? как «устроена» культура, каковы ее архитектоника и механизмы функционирования? какие законы управляют ее историческим развитием? как связаны в этом процессе судьбы культуры и жизнь природы, и изменения общественных отношений, и метаморфозы человеческого сознания? Ни одна из конкретных наук не может найти ответа на эти вопросы — масштаб содержания, универсальность выводят их за пределы компетенции всех частных наук; между тем без знания этого общего нельзя понять конкретное. Как бы ни были они развиты, потребность в философском осмыслении культуры сохраняется, ибо за нее ни одна другая наука не решит рассматриваемых ею теоретических проблем. 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

Белый А. Пути культуры // Вопросы философии, 1990. № 11. С. 91.

Каган М.С. Философия  культуры: становление и развитие.

Философская концепция культуры Г. Гегеля.

Зиммель Г. Философия культуры. – Избр. соч. в 2 т., т. 1. М., 1996;

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991;

Информация о работе Философия культуры