Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:16, реферат
Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории часто противопос-тавляют друг другу. В действительности, акцентируя различные составляющие историческо-го процесса, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие. Так, рассмотренные нами периодизации истории на основе формационного и стадиально-цивилизационного подходов не противоречат друг другу, что хорошо иллюстрирует таблица. 
 
Как видно из таблицы, стадиально-цивилизационная периодизация позволяет лучше понять внутреннюю историческую динамику, происходящую в рамках первобытнообщинной формации и выражающуюся переходом от «дикости» к «варварству». И наоборот, формаци-онная периодизация предлагает более детальный анализ исторических изменений, происхо-дящих в рамках аграрной цивилизации и связанных с переходом общества от системы рабо-владения к феодализму. Следует отметить, что совмещение на схеме «коммунисти
Формационный и 
цивилизационный подходы к изучению истории 
часто противопос-тавляют друг другу. 
В действительности, акцентируя различные 
составляющие историческо-го процесса, 
они соотносятся не как взаимоотрицающие, 
а как взаимодополняющие. Так, рассмотренные 
нами периодизации истории на основе формационного 
и стадиально-цивилизационного подходов 
не противоречат друг другу, что хорошо 
иллюстрирует таблица. 
 
Как видно из таблицы, стадиально-цивилизационная 
периодизация позволяет лучше понять 
внутреннюю историческую динамику, происходящую 
в рамках первобытнообщинной формации 
и выражающуюся переходом от «дикости» 
к «варварству». И наоборот, формаци-онная 
периодизация предлагает более детальный 
анализ исторических изменений, происхо-дящих 
в рамках аграрной цивилизации и связанных 
с переходом общества от системы рабо-владения 
к феодализму. Следует отметить, что совмещение 
на схеме «коммунистической формации» 
и «постиндустриальной цивилизации» весьма 
условно, поскольку эти понятия носят 
большей частью прогностический характер 
и имеют ввиду историческую перспективу 
человечества, предпосылки перехода к 
которой только лишь вызревают на современном 
эта-пе. 
В обществознании утвердилось мнение 
о том, что формационная периодизация 
имеет очень ограниченную сферу применения, 
соответствует, в основном, лишь европейской 
исто-рии и «не работает» за ее пределами, 
в то время как стадиально-цивилизационная 
периоди-зация является более универсальной 
и применима по отношению к любому обществу. 
Боль-шая универсальность цивилизационного 
подхода, по мнению многих ученых, связана 
с тем, что он более всесторонне рассматривает 
развитие общества и тем самым позволяет 
преодо-левать однобокость экономического 
детерминизма, свойственного формационному 
подходу. 
Сопоставляя формационный и локально-цивилизационный 
подходы к изучению исто-рии, необходимо, 
прежде всего, уяснить, насколько по-разному 
ими решаются ключевые во-просы методологического 
характера. Так, различное решение получает 
вопрос о соотноше-нии объективных и субъективных 
факторов общественно-исторического развития. 
Со-гласно формационному подходу, объективные 
законы общественно-исторического развития, 
хотя и прокладывают путь через сознательную 
деятельность людей, носят всеобщий харак-тер, 
непреложны и очищены от исторических 
случайностей и фиксируют абстрактно-теоретическую 
модель формации. Отражение реальности 
происходит на уровне сущности, в обобщенной 
теоретической форме, которая не учитывает 
специфику истории того или иного народа. 
В рамках же цивилизационного подхода 
считается, что единственным субъектом 
ис-тории является человек. Именно его 
живое социально-историческое творчество 
в виде мно-гообразных форм и продуктов 
трудовой, социальной и политической деятельности 
составля-ет содержание исторического 
процесса. 
По разному осмысливается и соотношение 
роли материальных и духовных факто-ров 
общественно-исторического развития Согласно 
формационному подходу, решающую роль 
в развитии общества играют материальные 
(экономические) факторы, так как в соот-ветствии 
с принципом экономического детерминизма 
устанавливается причинная обуслов-ленность 
всех явлений, в конечном счете, уровнем 
развития производительных сил. Сторон-никами 
же цивилизационного подхода все факторы 
общественно-исторического развития признаются 
равнозначными, но с приматом духовных 
ценностей, которые, в ряде случаев, даже 
определяют материальные условия жизни. 
Принципиально различается понимание 
направленности исторического развития. 
В формационном подходе – это так называемое 
линейное построение, в соответствии с 
кото-рым движение истории происходит 
поступательно от низшей формации к высшей. 
В цивили-зационном подходе абсолютизация 
линейности неприемлема, здесь история 
развивается по линейно-концентрическим 
циклам. 
Формационный и цивилизационный подходы 
несут в себе различные трактовки по-нятия 
«прогресс». С формационной точки зрения, 
прогресс определяется материальным производством, 
в связи с чем главным критерием прогресса 
считается степень развития про-изводительных 
сил и экономического строя. При этом прогресс 
абсолютизируется, так как его развитие 
считается необратимым, а сфера его проявления 
– неограниченной, включаю-щей в себя 
не только экономику, но и науку, культуру, 
личность. С цивилизационной точки зрения, 
основой прогресса является развитие 
духовной сферы, формирующих ее общечело-веческих 
ценностей, критерием прогресса – степень 
духовной свободы человека. Прогресс рассматривается 
как относительное явление, периодически 
сменяющееся регрессом. 
 
Достоинства и недостатки формационного 
и цивилизационного подходов к изучению 
истории лучше всего выявляются в ходе 
той взаимной критики, которая нередко 
происходит между сторонниками этих подходов. 
Так, по мнению сторонников формационного 
подхода, его преимущества заключаются 
в том, что он позволяет: 
- увидеть то общее, что было в историческом 
развитии различных народов; 
- представить историю человеческого общества 
как единый процесс; 
- установить определённые закономерности 
исторического развития общества;  
- предложить определенную периодизацию 
всемирной истории и истории отдельных 
стран. 
Напротив, цивилизационный подход, по 
их мнению, имеет следующие недостатки: 
- при своем последовательном применении 
ведёт к тому, что становится невозможным 
взгляд на всемирную историю как единый 
процесс исторического развития человечества 
в целом; 
- создает возможность полного отрицания 
единства человеческой истории, изоляции 
целых народов и обществ;  
- сводит к минимуму возможности исследования 
закономерностей исторического развития 
человеческого общества. 
В свою очередь, сторонники цивилизационного 
подхода видят его преимущества в том, 
что он дает возможность решить следующие 
проблемы: 
- позволяет глубоко изучать историю конкретных 
обществ и народов во всем их мно-гообразии 
и специфике; 
- ориентирует на изучение тех сторон общественной 
жизни которые обычно выпада-ют из поля 
зрения сторонников формационного подхода 
(ценности, национальные особенно-сти, 
духовная жизнь, психология и др.);  
- ставит в центр исследования человеческую 
деятельность и человека. 
По мнению сторонников цивилизационного 
подхода, недостатки формационного подхода 
заключаются в следующем: 
- многие народы не проходили в своем развитии 
через все и даже через большинство формаций; 
- большинство процессов политического, 
духовного, идейного, культурного порядка 
не могут быть без искажений и упрощений 
объяснены с чисто экономических позиций; 
- последовательное применение формационного 
подхода неизбежно отодвигает на задний 
план роль человеческого фактора, человеческого 
фактора, человеческую деятель-ность;  
- недостаточное внимание уделяется своеобразию, 
уникальности, неповторимости отдельных 
обществ и народов. 
Таким образом, аргументы и контраргументы, 
выдвигаемые в споре между сторонни-ками 
формационного и цивилизационного подходов, 
лишний раз доказывают то, что пре-имущества 
того и другого подхода носят взаимодополняющий 
характер, ибо именно их со-четание будет 
способствовать более глубокому и всестороннему 
пониманию истории. 
 
Исторические личности: 
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 
гг.) – российский публицист, социолог; 
идеолог панславизма; его взглядам на 
историю были сваойственны элементы расизма: 
в предложенной им типологии цивилизаций 
народы по природе своей не признаются 
в равной мере способными к культурно-историческому 
творчеству; главный труд – «Россия и 
Европа. Взгляд на культурные и политические 
отношения славянского мира к германскому». 
Ибн-Хальдун Абу ар-Рахим Абу Зейд (1332-1406 
гг.) – арабский историк и философ, государственный 
и общественный деятель, игравший видную 
роль в политической жизни мусульманских 
государств Магриба; задолго до появления 
в европейской науке цивилизаци-онного 
подхода предвосхитил его основные концептуальные 
идеи, его социальная филосо-фия явилась 
первой попыткой создания самостоятельной 
науки об обществе, которая послу-жила 
бы методологической основой для исторической 
науки и политической практики; глав-ный 
труд – «Книга назидательных примеров 
и сведений из истории арабов, персов, 
берберов и других современных им могущественных 
народов». 
Маркс Карл Генрих (1818-1883 гг.) – немецкий 
социолог, философ, экономист и обще-ственный 
деятель; создатель концепции исторического 
материализма и составляющего его сердцевину 
учения об общественно-экономических 
формациях (марксизма); работы, специ-ално 
посвящённые формационному подходу к 
изучению истории, отсутствуют; главные 
ра-боты, в которых раскрываются основные 
положения исторического материализма 
– «Не-мецкая идеология» (совместно с 
Ф. Энгельсом), «Нищета философии», «Манифест 
коммуни-стической партии» (совместно 
с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера 
Луи Бонапарта», «Капитал».  
Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975 гг.) – британский 
историк, общественный дея-тель, профессор 
Лондонского университета и Лондонской 
школы экономических наук, экс-перт на 
международных конференциях во время 
первой и второй мировых войн; считается 
основоположником цивилизационного подхода 
к изучению истории; его взгляд на мировую 
историю глубоко гуманистичен, ибо, констатируя 
интеллктуальное неравенство людей («творческое 
меньшинство» и «инертная масса»), он был 
решительным противником расиз-ма с его 
утверждением одних и неполноценности 
других народов; главный труд – «Изучение 
истории» (в 12 тт.). 
Шпенглер Освальд (1880-1936 гг.) – немецкий 
философ и историк; в 1920 гг. выступал как 
публицист консервативно-
Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – немецкий 
философ, социолог и общественный дея-тель; 
соавтор (вместе с К. Марксом) концепции 
исторического материализма и составляюще-го 
его сердцевину учения об общественно-экономических 
формациях (марксизма); главные работы, 
в которых раскрываются основные положения 
исторического материализма – «Не-мецкая 
идеология» (совместно с К. Марксом), «Манифест 
коммунистической партии» (со-вместно 
с К. Марксом), «Происхождение семьи, частной 
собственности и государства». 
 
Ключевые даты: 
IX-VI тыс. до н.э. – «неолитическая революция» 
– произошедшие в районах Юго-Западной 
Азии кардинальные изменения во взаимодействии 
человека с природой: совершен-ствование 
технологии изготовления каменных орудий 
(шлифовка, сверление), изобретение колеса, 
лодки, керамики, ткачества, индивидуальных 
средств охоты (лука и стрелы), появле-ние 
производящего хозяйства (земледелия, 
скотоводства); эти изменения обеспечили 
спе-циализацию ремесел и развитие торговли, 
переход к оседлому образу жизни, увеличение 
на-селения и рост его благосостояния, 
что создало предпосылки для дальнейшего 
прогресса.  
VIII-сер. VII тыс. до н.э. – появление первых 
известных науке городов Иерихон (Ближний 
Восток) и Чатал-Хююк (Малая Азия), которые 
являлись центрами торговли, ре-месла 
(ткачества) и земледелия, имели развитые 
фортификационные сооружения. 
IX- XII вв. – расцвет мусульманской арабо-персидской 
цивилизациии, ее лидирующее положение 
в мире, связанное с распространением 
ее культурных, экономических и техноло-гических 
достижений.  
XV-XVII вв. – переход роли мирового лидера 
от мусульманской к европейской циви-лизации, 
связанный с Великими географическими 
открытиями европейцев и развитием в Ев-ропе 
буржуазных отношений. 
Середина XX в. – начало научно-технической 
революции – качественного преобразо-вания 
современных производительныъх сил под 
влиянием крупнейших научных открытий, 
взаимодействия науки и техники, превращения 
науки в непосредственную производитель-ную 
силу, в результате чего изменился характер 
труда и возникла необходимость в соответ-ствующем 
изменении форм организации общества, 
включая его политические структуры. 
 
 
 
Основные понятия: 
Базис и надстройка – категории исторического 
материализма, характеризующие структуру 
общественно-экономической формации. 
Базис – совокупность исторически опре-деленных 
производственных отношений между людьми, 
т.е. отношений, возникающих в процессе 
производства, распределения, обмена и 
потребления материальных благ. Над-стройка 
– совокупность политических, правовых, 
идеологических и др. отношений, которые 
включают в себя государство, политические 
партии, общественные организации, а также 
идеологию и психологию различных социальных 
групп или общества в целом,связанные 
с ними взгляды, теории, представления, 
иллюзии. 
Класс общественный – категория исторического 
материализма; означает большую группу 
людей, различающуюся по месту в определенной 
системе производства, по их отно-шению 
(большей частью закрепленному и оформленному 
в законах) к средствам производ-ства, 
по их роли в общественной организации 
труда, а следовательно, по способам получе-ния 
и размерам той доли общественного богатства, 
которой они располагают. 
Ментальность – используемое в теориях 
локальных цивилизаций понятие, означаю-щее 
общие для людей того или иного общества 
тип мировоззрения, способ мышления и 
пси-хологический склад, которые предопределяют 
присущие только им особенности восприятия 
и осознания внешнего мира и самих себя. 
Модернизация – процесс исторического 
перехода общества от аграрной к индустри-альной 
стадии цивилизации, включающий в себя 
взаимообусловленные институциональные 
политические, экономические и социокультурные 
изменения: утверждение системы парла-ментской 
демократии, рыночной экономики и самостоятельной 
автономной личности. 
Революция социальная – категория исторического 
материализма, используемая для обозначения 
способа перехода от исторически изжившей 
себя общественно-экономической формации 
к более прогрессивной, коренной качественный 
переворот во всей социально-экономической 
структуре общества; экономическая основа 
революции – углу***ющийся конфликт между 
ростом производительных сил общества 
и устаревшей, консервативной системой 
производственных отношений, который 
проявляется в обострении социальных 
ан-тогонизмов, в усилении борьбфы между 
господствующим классом, заинтересованным 
в со-хранении существующего строя, и угнетенными 
классами. 
Формация общественно-экономическая – 
центральная категория в историческом 
ма-териализме; означает: во-первых, исторически 
определенный тип общества, который пред-ставляет 
собой особую ступень в его развитии и 
характеризуется определенным способом 
производства и обусловленными им производственными, 
социальными и политическими от-ношениями, 
юридическими нормами и учреждениями, 
идеологией; во-вторых, определен-ную структуру 
общества, позволяющую видеть все его 
отмеченные выше элементы и отно-шения 
в системе. 
Цивилизация – центральная категория 
в цивилизационных концепциях истории; 
раз-личают два значения этого понятия: 
1) социальная организация общественной 
жизни, сло-жившаяся в отдельном регионе 
планеты, охватывающая длительный период 
исторического существования и основанная 
на единой ментальности и культуре; 2) уровень, 
ступень обще-ственного развития материальной 
и духовной культуры, следующая за варварством 
(в трех-звенной периодизации мировой 
истории).