Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является – исследование формирования рыцарства в Западной Европе, а также соприкосновение с рыцарской культурой, как с неотъемлемой частью всей средневековой культуры. Соответственно, для достижения этой цели, мною были поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику средневековой эпохе.
Ознакомиться с историей возникновение рыцарства.
Изучить ритуалы и символику рыцарей.
Рассмотреть Крестовые походы.
Исследовать рыцарскую литературу.
Описать упадок рыцарства.
Введение.
1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
2. Возникновение рыцарства.
3. Ритуалы и символика рыцарей.
3. 1 Посвящение в рыцари.
3. 2 Лишение рыцарского достоинства.
3. 3 Рыцарские турниры.
3. 4 Одеяние.
3. 5 Гербы.
3. 6 Кодекс чести.
4. Рыцарская литература.
5. Упадок рыцарства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Немецкая рыцарская лирика носит название миннезанг, т. е. «любовная песня» (от слова Minne — «любовь»). Ее древнейшие памятники относятся к 1170-м годам. Около этого времени почти одновременно возникают два направления рыцарской любовной песни. Одно, более архаическое по своему стилю, теснее примыкает к народной песне и еще почти не затронуто новыми идеями рыцарского служения даме. Другое, стоит под непосредственным влиянием поэзии провансальских трубадуров и их французских подражателей. «Народное» направление миннезанга зарождается на юго-востоке, в Баварии, Австрии и Швабии, где еще господствуют архаические, более национальные вкусы и влияние новой, куртуазной культуры носит лишь очень поверхностный характер. Его главные представители — поэты Кюренберг, Дитмар фон Аист и др. «Куртуазное» направление возникает в западных областях Германии, в более передовых прирейнских землях, где раньше распространились пришедшие из Франции идеи и вкусы и рыцарская поэзия перестроилась по новым французско-провансальским образцам. Родоначальники этого направления — прирейнские рыцари Генрих фон Фельдеке и Фридрих фон Хузен. В 1180—1190 гг. куртуазное направление миннезанга распространяется на восток и охватывает всю Германию (Генрих фон Морунген, Рейнмар фон Хагенау и др.). Однако до высших своих достижений рыцарская лирика поднимается лишь в результате синтеза обоих направлений, куртуазного и народного, в творчестве Вальтера фон дер Фогельвейде, величайшего немецкого лирического поэта средневековья.
Песни миннезингеров архаического стиля обычно являются однострофными стихотворениями простейшей метрической конструкции, объединенными парными рифмами, часто неточными; строение стиха определяется числом ударений, тогда как число неударных слогов между ударениями может быть различным (так называемый «акцентный стих»). Все эти формальные особенности, характерные и для немецкой народной песни, в поэзии куртуазного стиля исчезают. Как и в народной лирике, в стихотворениях этого рода всегда наличествует объективный элемент повествования, лирический сюжет или четкая драматическая ситуация. Например, у Дитмара: «Стояла женщина одна и смотрела через поле и ждала своего милого. Вот она увидела пролетающего сокола: «Счастлив ты, сокол! Ты можешь лететь, куда захочешь. Ты выбираешь в лесу дерево, которое тебе нравится. Так поступила и я. Я избрала себе мужа... А теперь мне завидуют прекрасные женщины».
Весьма часто у поэтов «архаического» стиля встречаются «женские песни», один из жанров «объективной лирики», наиболее распространенный в народной поэзии; обычно это жалоба покинутой или одинокой женщины. В ряде случаев мужская и женская строфы объединяются в драматической форме диалога. Многие стихотворения открываются «природным зачином» — описанием прихода весны или осени, которому соответствует душевное настроение поэта, пробуждение любви или любовная тоска. Такой «психологический параллелизм» является типичным признаком народной песни.
Концепция любви этих поэтов, в особенности наиболее архаичного из них, Кюренберга, существенным образом отличается от провансальской доктрины рыцарского служения даме. Песня нередко обращена к девушке, а не к замужней женщине. Любовь не ограничивается возвышенным томлением, а стремится к чувственному удовлетворению. Томление, любовная тоска являются преимущественным уделом женщины, мужчина-поэт обыкновенно остается победителем в любовной борьбе, «Женщину и сокола легко приручить»,— заявляет Кюренберг. «Кто сумеет их приманить, того они сами будут искать». Эти более примитивные любовные отношения, еще лишенные налета куртуазности, вполне соответствуют нормальным бытовым отношениям между мужчиной и женщиной в средневековом обществе.
Таким образом, лирические строфы поэтов «архаического» направления по своему идейному содержанию и стилю заметно отличаются от лирики провансальских трубадуров и их немецких подражателей. Они приближаются к типу простейших двустиший и четверостиший любовного содержания, импровизируемых во время мировых весенних плясок, которые известны с древнейших времен у самых разных народов и, несомненно, издавна существовали у немцев, как они существуют у них и до сих пор под различными названиями (например, так называемые Schnaderhupfel, «частушки», в Баварских Альпах, в Тироле и др.). Литературное влияние провансальской поэзии помогло лишь переоформить в соответствии с новыми сословными идеалами феодального общества те ростки народной поэзии любовного содержания, которые лежат в основе рыцарского миннезанга.
Куртуазное направление немецкой лирики, зарождающееся на Рейне также в 1170-х годах, стоит под непосредственным влиянием провансальских трубадуров. Но лишь в редких случаях это влияние имеет характер прямого заимствования или перевода, обычно оно ограничивается общими особенностями формы и традиционными для куртуазной лирики идеями и мотивами. По своей внешней форме песни нового стиля представляют большие многострофные стихотворения. Строфа имеет сложное строение, рифмы, всегда точные, по примеру романской метрики вводится принцип счета слогов с постоянным числом неударных между ударениями. Эти метрические новшества и усложнения, достигающие у более поздних миннезингеров большой формальной виртуозности, были, очевидно, связаны с новыми, более сложными формами музыкальной композиции, занесенными также из Прованса.
По своим
идеям и темам лирика провансальского
направления всецело
В песнях Генриха фон Морунгена, наиболее блестящего представителя лирики провансальского стиля, традиционная тема «восхваления» дамы приобретает черты индивидуального художественного мастерства, опирающегося на литературные источники — на знакомство с латинской поэзией, классической и средневековой. Если Кюренберг и поэты его группы пользовались для возлюбленной постоянными эпитетами «прекрасная» и «добрая», то Морунген пространно описывает ее красоту: «розовые губы», «богатые радостью», «светлые», «играющие» глаза, «белые лилии и алые розы» на ее лице, «тонкий стан». Она — «венец всех женщин», «нежный, радостный май», «безоблачный солнечный свет». Не менее подробно перечисляет Морунген куртуазные добродетели своей дамы: она «благородная», «воспитанная», «гордая и радостная», «чистая и мудрая», «нежная и веселая», «правдивая без обмана», «ее чистота и добродетель подобны солнцу, которое озаряет мрачные тучи, когда его сияние так светло». Эта изысканность поэтического стиля свидетельствует о дальнейшей аристократизации миннезанга.
Рядом
с рыцарской любовной песнью развивается
м Общая характеристика Средневековой
эпохи оральное изречение, так называемый
шпрух — дидактический жанр, также имеющий
народные корни и сохранившийся по преимуществу
в репертуаре странствующих певцов-профессионалов
нерыцарского происхождения. Собрание
таких однострофных «шпрухов», относящихся
к 1160—1170 гг., сохранилось под именем Сперфогеля.
В состав его стихотворных изречений,
почерпнутых из народной дидактики, входят
басни о животных и о людях, моральные
поучения на бытовые темы, религиозные
стихи, сложенные к праздникам и заключающие
увещание ходить в церковь и любить ближних.
Поэт охотно говорит моральными сентенциями
и пословицами, и все его мировоззрение
покоится на фольклорных представлениях,
которые резко отличают его стиль от дидактической
поэзии ученых-клириков. Биографические
мотивы, заключенные в этих изречениях,
позволяют восстановить социальный облик
бездомного бродячего певца, живущего
милостью знатных покровителей.
5. Упадок рыцарства.
В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с XV века. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая «битва шпор» (11 июля 1302 года), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в XV веке), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.
Отражение
рыцарских нравов в области духовной
культуры открыло ярчайшую страницу средневековой
литературы со своим особым колоритом,
жанром и стилем. Она поэтизировала земные
радости вопреки христианскому аскетизму,
прославляла подвиг и не только воплощала
рыцарские идеалы, но и формировала их.
Наряду с героическим эпосом высокого
патриотического звучания (например, французская
«Песнь о Роланде», испанская «Песнь о
Сиде») появились рыцарская поэзия (например,
лирика трубадуров и труверов во Франции
и миннезингеров в Германии) и рыцарский
роман (история любви Тристана и Изольды),
представлявшие так называемую «куртуазную
литературу» (от французского courtois – учтивый,
рыцарский) с обязательным культом дамы.
Заключение.
Прежде чем поставить точку в нашей курсовой, попытаемся обобщить и подытожить полученные данные.
Вот те задачи, которые нам удалось выполнить в рамках контрольной:
Дать четкое определение средневековому рыцарству довольно сложно. Рыцарство – феномен средневековья, один из наиболее ярких признаков той эпохи, было слишком многоплановым явлением, чтобы сводить его к обложке или к статуе в музее. Легендарные воины – прославились не только своими военными подвигами и походами, но и нравственными и мировоззренческими взглядами, интересными ритуалами и символами, которые стали огромными подарками всей мировой истории и культуры.
Под влиянием рыцарской культуры, сформировалось несколько новых направлений западноевропейской литературы, - появляется куртуазная литература. Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV-XV веках такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские ордена, турниры, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощренную игру.
Увы,
но спустя века, мы можем себе только
представить какими, же были настоящие,
отважные и честолюбивые рыцари, потому
что рыцарство не устояв перед конкуренцией
новой эпохи, потерпело упадок.
Список использованной литературы.
1. Бицилли П.М.
Элементы средневековой
2. Виппер Р. Ю. История средних веков. - С.- П.: ООО «СМИО Пресс», 2000.
3. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана. - Konemann, 1998.
4. Емохонова
Л.Г. Мировая художественная
5. Иванов К. Многоликое Средневековье. М., 1996 г.
6. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 1999.
7. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — М.: Прогресс, 1987.
8. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: «Весь мир», 2001.
9. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие – Мн. – НТООО «Тетра Системс», 1997.
10. Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. М.,1997 г
11. Павленко В.Г.,
Николаев Р.В. Европейское
12. Хёйзинга Й. Рыцарские ордена и
рыцарские обеты
// Хёйзинга Й. Осень средневековья. — М.:
1988.
.
Информация о работе Формирование рыцарской культуры в Западной Европе