Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:50, доклад
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.
1.А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес к чтению
2.Приемы и  методы формирования интереса  к чтению у школьников
3.Совершенствование  навыков чтения
4.Вывод
5.Список использованной  литературы
                    
Министерство Образования и 
                   
Луганск , Национальный университет 
имени Тараса Шевченко 
 
 
 
 
 
Тема :»Формирование у школьников интереса к
                 
чтению» 
 
 
 
 
 
                              
                              
                              
                              
                              
 
                              
1.А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес к чтению
2.Приемы и методы формирования интереса к чтению у школьников
3.Совершенствование навыков чтения
4.Вывод
5.Список использованной 
литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес к чтению
Одной 
из главных задач обучения в начальной 
школе является формирование у детей 
умения читать. И хотя усилий в этом 
направлении прилагается 
Кроме 
того, формирование интереса к чтению 
у учащихся следует рассматривать 
не как отдельную, самостоятельную 
решаемую психолога - педагогическую задачу. 
Интерес к чтению — это оборотная, 
познавательно-эмоциональная 
Недостатки 
процесса чтения могут быть обусловлены 
дефектностью формирования любого уровня 
обеспечивающих его психологических 
когнитивных структур, однако в педагогической 
практике при объяснении причин низкого 
качества чтения до сих пор не просто 
недооценивают вклад 
В связи с этим даются рекомендации, являющиеся на деле малоэффективными: если ученик медленно читает и нечетко произносит звуки, советуют читать больше, добиваясь нужной скорости и качества прочтения; если плохо понимает прочитанное содержание, то рекомендуют ученику делать соответствующие умственные усилия. Однако еще в начале прошлого века отечественный психолог А. П. Нечаев ясно и определенно указывал, что способность к осмысленному чтению с необходимостью предполагает наличие определенного уровня душевного развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости. Более того, он высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы. Поэтому А. П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы. Для детей необходимо предварительно, до обучения их чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическое развитие. Какие же упражнения, и на каких уроках следует, по мнению А. П. Нечаева, выполнять с детьми для обеспечения необходимого и достаточного уровня их общего развития и каким образом эти упражнения подготавливают детей к успешному овладению чтением? Наиболее важными для этой цели А. П. Нечаев считал занятия природоведением, в ходе которых дети учатся воспринимать окружающее, знакомятся с его свойствами, пытаются судить о них, строить разнообразные предположения. Одновременно с этим у детей развивается речь, так как им приходится связывать с воспринимаемыми явлениями их названия, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли. Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений и восприятия, чему способствует показывание разных предметов и картин, рассказывание детям сказок, беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и оценить это. В плане подготовки к овладению не только письмом, но и чтением большое значение имеют занятия рисованием.
Срисовывание с натуры или воспроизведение каких-либо предметов по памяти позволяет углубить восприятие, суждения, соображение, что и составляет основу процесса чтения. Наконец, для успешного овладения грамотой, в том числе и чтением, важная роль, по мысли А. П. Нечаева, принадлежит подвижным играм и другим физическим упражнениям, заставляющим детей преодолевать инертность своего внимания, менять его направление в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями. Рассматривая рекомендации А. П. Нечаева о содержании подготовки детей к чтению с точки зрения наших представлений о психологических причинах разного рода трудностей, возникающих у детей при овладении чтением мы находим, что они не только согласуются друг с другом, но и могут рассматриваться в контексте психопрофилактики возможных в будущем трудностей при овладении чтением, поскольку именно эти рекомендуемые
Нечаевым упражнения и позволяют заложить психологическую основу сложнейшего умения — умения читать: в самом деле, наблюдения за природной этой наиболее доступной для понимания ребенком шести-семи лет сферой окружающей действительности, создают благоприятные условия для развития восприятия.
Приемы и методы формирования интереса к чтению у школьников
       
Чтобы школьник научился бегло читать 
и при этом вникать в суть прочитанного 
материала, анализировать текст да еще 
эффективно его усваивать, необходимо 
сначала выработать у него стойкий интерес 
к чтению и потребность в нем, а затем умение 
понимать смысл текстовой информации, 
распознавать ее. 
       Действенный прием, 
способствующий выработке интереса к 
чтению у младшего школьника, – прервать 
рассказ или чтение на самом интересном 
для ребенка моменте под каким-либо предлогом 
и предложить тому дочитать  самостоятельно. 
Практика показывает, что прием работает 
безукоризненно.     Мы специально 
придумываем истории с захватывающими 
ситуациями.  Родители, учителя, психологи, 
воспитатели распечатывают их и по изложенному 
выше принципу работают с ними. Посмотрите 
вот эти истории: Новогодний 
детектив, Новогодняя история, Ожидание 
сна, Мечта и реальность. 
Кто кого? Настоящий защитник, Подснежники 
к 8 Марта, Первоапрельская шутка, Гвоздики 
к Дню Победы, Простые слова, Прерванный 
рассказ, Необычный сюрприз, Путешествие 
во времени. 
Еще один прием, который вырабатывает 
к тому же и потребность в чтении – сочинять 
и публиковать собственные истории под 
своим именем, даже участвовать в конкурсе. 
Большинство детей вовлекаются в подобную 
работу и самостоятельно читают многие 
истории. Задача взрослого – помочь найти 
ребенку соответствующие его возрасту 
рассказы. 
       Огромную роль в воспитании 
культуры чтения школьника играют родители 
и педагоги. Если человек, пользующийся 
у ребенка авторитетом (а таковым у младших 
школьников является и родитель, и учитель) 
постоянно демонстрирует бережное, трепетное 
отношение к книгам, к чтению, искренне 
и эмоционально выражает восхищение, делится 
впечатлением и призывает к обсуждению 
прочитанного, – редкий ребенок не заразится 
чтением. 
       
Самый беспроигрышный прием формирования 
интереса к чтению у школьника любого 
возраста – выявить его наклонности и 
ненавязчиво предлагать ему сначала небольшие 
истории или статьи на интересующую его 
тему, а затем текст большего объема и 
не сильно привязанный к любимой теме. 
       Для формирования 
потребности в чтении необходимо перед 
школьником  ставить такие задачи и моделировать 
такие проблемные ситуации, решение которых 
он находил бы на страницах сначала предложенных 
взрослыми книг и даже, возможно, при участии 
наставников, а затем совершенно самостоятельно.  
       Бывают случаи, когда 
сам процесс чтения вызывает у школьника 
раздражение, а иногда и отвращение (такое 
у психически здоровых детей происходит, 
в основном, в связи с серьезной педагогической 
запущенностью). Как помочь таким детям? 
Школьников любого возраста заинтересует 
игра, описанная в статьях Играю читая и Читаю 
играя. Для 
начала нужно обязательно подобрать очень 
простой текст на интересующую ребенка 
тему и поступить так, как показано в статьях. 
Этот прием позволяет сформировать не 
только интерес к чтению, но и умение понимать 
смысл прочитанного, анализировать информацию 
и эффективно ее усваивать.  
Подобным образом гораздо легче усваивать 
и учебный материал гуманитарного и естественно-научного 
цикла. Именно в младшем школьном возрасте 
семимильными шагами идет накопление 
чувств и переживаний. Поэтому младшие 
школьники ищут в чтении занимательности, 
сильных эмоциональных переживаний. Их 
воображение захватывают остросюжетные 
произведения, героические подвиги кажутся 
нормой жизни, а любимые герои - это, прежде 
всего, герои действия.
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.
Совершенствование навыка чтения.
Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?
Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т. е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.
Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.
                              
Формирование 
у младших школьников познавательного 
интереса к чтению является главной 
задачей учителя. Если книги, предлагаемые 
учителем для совместного освоения 
в классе или самостоятельной 
работы дома, способны привлечь ребят, 
разбудить в них желание 
Моральный долг учителя – не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственные качества, но и ограждать малышей по возможности от тех переживаний и трудностей, которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно, и которые отрицательно влияют на формирование их личности, ломают, ожесточают их души, убивают веру в силу доброго поступка, слова, в высшую справедливость.
И нет более 
точного способа определить характер 
внутреннего состояния ребенка, 
чем регулярное, пристальное наблюдение 
учителя за воспитанниками в процессе 
их работы над литературными 
 
 
 
                        
Список использованной 
Информация о работе Формирование у школьников интереса к чтению