Гениальный русский скульптор Ф.И.Шубин

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

В ряду художников, составивших славу русского искусства, Федот Иванович Шубин занимает одно из самых почетных мест. Замечательноый скульптор-портретист — "чародей формы, поэт изящного реализма!", как писал о нём Н.Врангель[1] донес до нас живое и одухотворенное лицо своей эпохи.
Он жил в XVIII веке и был одним из первых выпускников петербургской Академии художеств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Начало творческого пути…………………………………………………4
Глава 2. Путешествие за границу……………………………………………….…8
Глава 3. Возвращение в Петербург……………………………………………….14
Глава 4. Последние годы жизни………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 116.50 Кб (Скачать)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Факультет управления

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему:

Гениальный русский скульптор Ф.И.Шубин

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2011

Оглавление:

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Начало творческого пути…………………………………………………4

Глава 2. Путешествие за границу……………………………………………….…8

Глава 3. Возвращение в Петербург……………………………………………….14

Глава 4. Последние годы жизни………………………………………………..…18

Заключение………………………………………………………………………...21

Список использованной литературы…………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В ряду художников, составивших славу русского искусства, Федот Иванович Шубин занимает одно из самых почетных мест. Замечательноый скульптор-портретист — "чародей формы, поэт изящного реализма!", как писал о нём Н.Врангель[1] донес до нас живое и одухотворенное лицо своей эпохи.

Он жил в XVIII веке и был одним из первых выпускников петербургской Академии художеств. Нередко в приложении к нему можно услышать слова «русский Гудон». Но Шубин может быть назван русским Гудоном в той же мере, в какой его современник - автор знаменитой статуи Вольтера и целой галереи портретов замечательных деятелей Просвещения - может быть поименован «французским Шубиным».

Расцвет творчества Шубина приходится на последнюю треть XVIII века. Ваяние на Руси не имело столь долгой и развитой традиции, как архитектура или живопись. Таких распространенных в скульптуре жанров, как монумент и портрет, до XVIII века русское искусство практически не знает. А вот истоки резной и литой барельефной пластики можно найти в глубине истории домонгольской Руси.

Целью работы является изучение биографии гениального русского скульптора Ф.И.Шубина.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1.      Изучить начало творческого пути Ф.И.Шубина;

2.      Рассмотреть обучение и работу Ф.И.Шубина за границей;

3.      Проанализировать деятельность Ф.И.Шубина после возвращения в Петербург;

4.      Изучить последние годы жизни Ф.И.Шубина.

 

 

 

Глава 1. Начало творческого пути

 

Выдающийся русский скульптор Ф.И. Шубин родился 17 (28) мая 1740 года в деревне Тючковской Двинского уезда Куроостровской волости Архангельской губернии. Поскольку эта деревня находилась практически против Холмогор, отец Ф.И. Шубина, крестьянин-помор Иван Афанасьевич Шубный (или Шубной) хорошо знал семью Ломоносовых. Иван Шубный был черносошным, т.е. государственным крестьянином, не крепостным, знал грамоту и, по преданию, был первым учителем М.В. Ломоносова. А брат Ивана Афанасьевича - Фома - снабдил Ломоносова тремя рублями и "китайчатым полукафтаньем" в дорогу при отъезде в Москву. Дружеские и добрососедские связи этих семей прослеживаются еще до начала XVIII века, но, возможно, уходят своими корнями много глубже. Появление двух гениев из "одного гнезда" - не случайное совпадение и не чудо. Русский Север дал в XVIII столетии целый ряд замечательных деятелей, ибо был этот край и экономически, и культурно одним из наиболее развитых в России.

В семье Шубных занимались рыбным промыслом, резьбой по кости и перламутру. С детства увлекался резьбой по кости и Федот Шубной. Зимой 1759 года, когда Федоту было 19 лет, умер его отец. Юноша, подобно своему великому земляку Ломоносову, покидает родные места и с обозом трески отправляется в Петербург. Два года Ф.Шубной кормился тем, что резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в столице. При этом он не только продавал готовые изделия, но и выполнял заказы - "услуживал своей работой в резьбе на кости некоторым персонам". О ранних годах Шубина в Петербурге известно мало. Прожив два года "вольным ремесленником", в 1761 году он оказался придворным истопником. Причины такого изменения в жизни Шубина объясняются по-разному и лишь предположительно. Истекал срок паспорта, полученного при отъезде в Петербург, и служба при дворе могла помочь уберечься от насильственного возврата на родину: за государственного крестьянина подати платили в таких случаях его родственники, но паспорт выдавался на срок, и продлить его было не просто.

Шубин не сразу поступает в Академию художеств, возможно, "некие особы" ждут случая рекомендовать его куратору и первому попечителю Академии И.И. Шувалову. Почему же Ломоносов, наиболее вероятный опекун молодого мастера, не берет Шубина к себе? Ведь именно в эти годы он набирает учеников по мозаичному делу. Видимо, с самого начала ясно, что судьба Шубина - не живопись и не мозаика, а ваяние. Почему Шубина устраивают придворным истопником? Едва ли это выяснится когда-либо, но не стоит забывать, что должность открывала перед ним двери царских резиденций, богатых самой разнообразной резьбой и скульптурой. Рельефы оживляли фронтоны зданий, декоративные скульптуры стояли в нишах, белели в листве парадных парков - мраморные и гипсовые, «но путем особой обработки столь гладкие и блестящие, как из прекраснейшего мрамора»[2]. На строительстве нового Зимнего дворца через год после приезда Шубина в Петербург начали высекать декоративные скульптуры из местного пудостского камня. В истории искусства давно принято не подтвержденное документально предположение, что именно Ломоносов рекомендовал Шубина И.И. Шувалову. Мог ли Ломоносов не оценить таланта молодого костореза - ведь он готов был поддержать всякого, внушающего надежду стать одним из российских "Платонов и быстрых разумом Невтонов". Если учесть, что в эти годы Ломоносов активно занимается проблемами искусства и множеством нитей связан с Академией художеств, можно с достаточной долей вероятности утверждать, что именно под его влиянием сложились основы мировоззрения скульптора.

Относительно вольное положение крестьян-поморов, не знавших крепостного права, сказывалось и на формировании их характеров. Независимость, даже дерзость, присущие Ломоносову, были свойственны и Шубину. Их связывало многое. Вспомним: Ломоносов стоит у истоков русского Просвещения с его вольнолюбием, представлением о монархе как первом гражданине Отечества, рачительном отце своих подданных. Можно предположить, что идеи эти были усвоены и Шубиным в годы его обучения в петербургской Академии художеств. Особое, вдохновляющее значение для него должна была иметь та патриотическая ориентация Ломоносова, которая буквально пронизывает все его начинания, звучит в каждом слове. "Благополучны вы, сыны российские, исполненное надежды юношество, - говорил на собрании Академии 10 октября 1763 года избранный ее почетным членом-"оратором" М.В. Ломоносов, - что можете преуспевать в похвальном подвиге ревностного учения и представить пред очами просвещенные Европы проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа"[3]. Среди слушавших его был и Федот Шубин.

В дошедшей до наших дней "Промемории из Санкт-Петербургской Академии художеств в придворную ея императорскаго величества контору", подписанной И.И. Шуваловым и датированной 23 августа 1761 года, изложено требование "уволить от двора" и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного, "которой своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером". В ноябре 1761 года по Высочайшему повелению Федот Шубной определяется в Академию художеств и вносится в списки учеников под именем Федота Шубина. В общем, конечно, Шубину повезло: опоздай он на два-три года и неизвестно, как сложилась бы его судьба.

Шувалов И.И., большой почитатель М.В. Ломоносова, нередко своей властью проводил идеи великого русского ученого. Куратор Академии художеств, он отбирал учеников по способностям и без проволочек зачислял их. С коротким периодом существования шуваловской Академии (1757-1762 годы) связаны блистательные имена: Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и другие. В "Ордере" инспекторам Академии уже перед самым уходом с поста куратора И.И. Шувалов снова подчеркивает необходимость ученика "не прежде принимать, пока в нем склонность и охота примечены будут", и предлагает даже установить своего рода испытательный срок. Вступившая на престол в 1762 году Екатерина II объявила Академию Шувалова "партикулярной" - частной, куратора отправила за границу - в почетную ссылку, и Академию художеств открыла вторично - на новых основаниях. Теперь в Воспитательное училище при Академии набираются малолетки - пяти-шестилетние дети, из которых надеются вырастить "новую породу" людей - образцовых представителей "третьего сословия".

Повезло Шубину и с учителем. Среди случайных иностранцев, приезжавших в Россию за легкой наживой и неохотно принимавших на себя педагогические обязанности, Николя-Франсуа Жилле выделялся преданностью долгу наставника. Почти двадцать лет он отдает скульптурному классу петербургской Академии художеств, разрабатывает - по образцу французской - систему профессиональной подготовки, и в итоге выпускает блестящую плеяду русских скульпторов. Среди них, кроме Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос и другие. Сумев сохранить индивидуальность каждого из своих учеников, признанный мастер декоративной скульптуры и отличный портретист передал им пространственное понимание формы. Они постигли значение различных способов обработки камня, научились применять инструменты, варьируя характер их использования так, чтобы сама фактура материала становилась средством художественной выразительности. Шубин проходит вместе с другими все этапы академического обучения; копирование с образцов и гипсов, рисование и лепку с натуры.

До 1763 года режим в Академии был достаточно свободный. Вступивший на пост президента И.И. Бецкой одним из первых "Ордеров" требует "крепко наказать, чтоб никто и никуда из академии выпущаем не был, разве за какою-либо крайнею нуждою, и то с позволения имеющего надзирание над оными". Усердный, проявивший "хорошие успехи и поведение", Федот Шубин едва ли позволял себе бесцельные шатания по городу. Расписание занятий времени для безделья не оставляло. С шести утра до восьми вечера с двумя часовыми перерывами ученики по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам занимались в специальных и "язычных" классах, по средам и субботам в те же часы - математикой, правописанием и катехизисом.

В архивных материалах, относящихся к первым годам пребывания Шубина в Академии, имя его встречается нечасто. Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка "Валдайка с баранками" и "Орешница с орехами", до нас не дошли. На публичной выставке 30 июня 1764 года среди награжденных Малой серебряной медалью за программу первым по списку значился Ф.Г. Гордеев, Федот Шубин - седьмым[4]. "Журнал публичного собрания Академии" 21 сентября 1765 года отмечает: за рисунок с натуры Большая серебряная медаль присуждена ученику пятого возраста Федоту Шубину[5]. Наконец, 10 июля 1766 года за барельеф по древнерусской истории "Об убиении в Киеве Олегом Аскольда и Дира" Шубину присуждена Большая золотая медаль, дающая право на пенсионерскую поездку за границу.

Все годы, пока Шубин овладевал мастерством ваятеля в Академии, тянулась неспешно, но упорно переписка Архангельской губернской канцелярии с Петербургом о крестьянине Федоте Шубине, который почитался в бегах состоящим.

 

Глава 2. Путешествие за границу

 

Привилегия для оканчивавших Академию художеств состояла в том, что они получали полную свободу и вольность, однако и после окончания Шубиным Академии переписка о нем тянулась не один год - слишком медленными были колеса российской бюрократической машины. 7 мая 1767 года на собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину в числе прочих выпускников был вручен "Аттестат со шпагою", что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства, громогласно прочитано и принято определение: "Удостоившихся за хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение из учеников Петра Матвеева сына Гринева, Федота Иванова сына Шубина, Ивана Алексеева сына Иванова отправить морем во Францию, написав с ними рекомендации в две французские королевские академии, к господам почетным членам его сиятельству князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну и почетному вольному общнику господину Дидро дать дозволение письменное ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах, на три года"[6]. Трем пенсионерам выдают на дорогу по 150 рублей, дают указание голландскому комиссионеру Академии переводить им по 400 рублей в год. По реестру им вручают приданое: по 6 рубах верхних, по 3 исподних, по 6 галстуков, по 6 простыней, по 3 наволочки и прочее, включая верхнее платье и башмаки.

Одетые во все новое, при шпагах, пройдя таможенный досмотр, свободные от долгов, "в вечные роды" вольные, 23 мая 1767 года входят три российских пенсионера на корабль - в их паспортах "божиею милостью самодержица всероссийская" предписывала всем и каждому "не токмо свободно и без задержания везде пропускать" молодых художников, "но и всякое благоволение и вспоможение" им оказывать[7]. Рапорты пенсионеров донесли до нас все подробности путешествия, продолжавшегося около полутора месяцев с 12 июня по 23 июля 1767 года, когда молодые художники прибыли в Париж и поселились в гостинице "Туринский крест" на улице Гране. Неделю ждали возвращения князя Голицына с королевской охоты, были им приняты и вручили запечатанный малой академической печатью диплом почетного члена Академии художеств. Такой же диплом привезли и Д.Дидро.

Восторженный тон первых отчетов доносит до нас атмосферу радостной новизны отношений между художниками и людьми ранга Дидро и Голицына - отношений, характерных для Франции эпохи Просвещения и совершенно неожиданных для тех, кто по-прежнему привычно подписывается под рапортом в Академию: "всепокорнейший и всепослушнейший раб". Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, 29 июля Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю - весьма уважаемому мастеру Ж.-Б. Пигалю. Начинается новый период жизни скульптора. Жан-Батист Пигаль - один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов, которые дадут впоследствии основания назвать его "беспощадным". В мастерской учителя Шубин лепит с натуры - нередко рядом с маэстро и с той же модели, - копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля. Принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV. Во второй половине дня ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. "Ни единого в Париже места примечательного и достойного, касающегося для нас, не пропускаем и употребляем старание в приращении разума", - писал Шубин в Петербург.

Информация о работе Гениальный русский скульптор Ф.И.Шубин