Характеристика состояния развития экономики Республики Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:45, реферат

Описание работы

Беларусь считается одним из самых экономически развитых государств СНГ (бывшего СССР). Доля промышленности в белорусской экономике составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности.

Содержание

Введение
1. Экономика Беларуси: анализ, состояние и перспективы
2. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства
3. Развитие современной экономики Беларуси
4. Пути совершенствования экономической и финансовой политики Республики Беларусь
5.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
6. Заключение

7. Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат по ОИБГ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                                 10

регулирования инвестиционной сферы. 
В разрезе макроэкономических параметров продолжится работа по снижению инфляции, стоимости кредитных ресурсов банков, уменьшению совокупной налоговой нагрузки, дальнейшей либерализации ценового регулирования. 

2.Финансовая  политика как составная часть  экономической политики государства.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают как экономика в целом, так и ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения.

Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. При ее разработке следует учитывать  требования экономических законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика  должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Это означает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Задачи финансовой политики:

1)    обеспечение  условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2)    установление  рационального с точки зрения  государства распределения и  использования финансовых ресурсов  с учетом основных пропорций  и приоритетов в развитии отраслей  и сфер народного хозяйства;

3)    организацию  регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

                                                                                                                                 11

4)    выработку инструментов  финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5)    создание эффективной  и максимально деловой системы  оперативного управления финансами.

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих законодательных актах. Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программой социально-экономического развития РБ на 2001-2010 гг., Законом РБ «О бюджете РБ на 2009 год», Концепцией развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. и другими.                                                                                                                   Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. По мнению многих специалистов, финансовая политика выполняет вспомогательную роль и является лишь «средством осуществления государством его экономической и социальной политики». Отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике, о чем свидетельствует печальный опыт нашего государства.

Основной целью  финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства. Большое значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов. Посредством финансовой политики изыскиваются резервы и благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны. Она способствует

                                                                                                                                 12

обеспечению финансовыми  ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических  связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для создания совместных предприятий.                                                                                                                                                                                                                                               Таким образом, финансовая политика может способствовать экономическому росту или сдерживать его. Задача финансовых властей республики состоит в том, чтобы разработать и реализовать финансовую политику, адекватную ситуации в экономике и обеспечивающую выполнение государством своих обязанностей. Финансовую политику выделяют в самостоятельную отрасль, так как она затрагивает специфическую сферу денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Деятельность государства направлена на регулирование процессов движения, распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В условиях роста масштабов производства, к чему стремится наша республика, усложнения хозяйственных и региональных связей возникает необходимость обеспечивать согласованное развитие отраслей и регионов. Для лучшего уяснения содержания, задач и требований к финансовой политике следует разобрать ее самостоятельные составные части: налоговую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную.

3. Развитие  современной экономики Беларуси

Обеспечение устойчивого  экономического роста зависит от эффективности проведения финансовой политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие.

Самостоятельная бюджетно-налоговая политика республики начала формироваться сразу же после  распада СССР (1991г.). Значительно  изменилась структура бюджета и  функции, привязанные к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода.

Согласно основным нормативным документам перед бюджетно-налоговой  политикой в период 2006 – 2010 гг. стоят  цели обеспечения устойчивого экономического роста, снижения налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширения экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Бюджетная политика в 2006-2010

                                                                                                                                 13

гг. направлена на инвестирование бюджетных средств  развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается общая тенденция  роста  доходов и расходов. Большое  значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию  дополнительных источников финансирования государственных расходов.

По результатам  первого полугодия 2008 года уровень  выполнения плана доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период в республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана.  Но существует парадокс, который проявляется в том, что в цифрах жизнь улучшается, а действительность этого не демонстрирует.

Одной из главных  экономических задач современного этапа является  поиск резервов увеличения доходной части бюджета  за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как  традиционные налоговые источники  нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в 2008 году стала: часть прибыли НБ РБ; доходы за пользование банками средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества; доходы СЭЗ. Большое значение имеет повышение эффективности  государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП. Существенным источником экономии бюджетных средств называется сокращение расходов на государственное управление. Оптимизация структуры государственных расходов также призвана повысить эффективность использования бюджетных средств. Предполагается формирование специальной формы поддержки инвестиционных программ и проектов.

В бюджете на 2008 год сохраняется социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составляет 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт.

В области социальной политики намечен ряд приоритетов, на реализацию которых придется задействовать  средства республиканского бюджета. Это 

                                                                                                                                14

ограничение роста  тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление  питания школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты семьям, взявшим их на воспитание, увеличены на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной программы поддержки семей при рождении третьего ребенка.

4. Пути совершенствования экономической и финансовой политики Республики Беларусь

Невысокие темпы  экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования экономической и  финансовой политики.

Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что в Беларуси политика реформ «поспешай медленно» провалилась.

Использование административного ресурса в сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов. Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны. При реформировании финансовой сферы правительству следует укрепить основы финансовой

                                                                                                                                 15

системы – отчетность, законодательную базу, обеспечение  соблюдения соглашений, порядок раскрытия  информации, новые структуры регулирования  и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.

Для повышения  эффективности налоговой системы  необходимо отказаться от оборотных  платежей. Проблема нашей налоговой  системы состоит в том, что  налогооблагаемая база для расчета одних налогов включает  суммы других налогов. На сегодняшний день назрела необходимость снижения налогового давления на заработную плату для снижения общего уровня нагрузки и повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции является снижение общего уровня жизни и дохода населения. Но большое влияние также оказывает сокрытие объекта налогообложения. Поэтому целесообразно снизить подоходный налог по аналогии с российской практикой. В отношении такого важного источника доходов бюджета, как налог на прибыль тоже необходимы преобразования. Эти преобразования должны коснуться правил исчисления налогооблагаемой базы, из которой необходимо исключить все затраты, непосредственно связанные с осуществлением производственной деятельности.

Для нашей налоговой  системы характерно наличие большого числа налоговых льгот, что значительно  снижает поступления в бюджет и снижает стимулы к повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Нельзя отказаться от льгот, связанных со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер и, что особенно важно – выдаваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям и регионам. Систему налоговых льгот в нашей республике необходимо переориентировать от социально-защитных к инвестиционно - стимулирующим льготам.

Основным недостатком  современной бюджетно-налоговой политики РБ является решение повседневных задач по наведению дисциплины в ущерб реализации стратегических планов.

Значительным  достижением в области бюджетной  политики стал отказ с 2004 года от эмиссионного кредитования дефицита государственного

                                                                                                                                 16

бюджета. Прекращение  практики эмиссионного кредитования может  создать условия, как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.

В области бюджетной  политики большое значение имеет  работа по увеличению государственных  доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных  расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

Информация о работе Характеристика состояния развития экономики Республики Беларусь на современном этапе