Храмовое зодчество Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:10, реферат

Описание работы

Цель моей работы - рассмотреть своеобразие храмового зодчества Византии. Для осуществления это цели я ставлю несколько задач: проследить эволюцию этой архитектуры, определить характерные черты, стилистические особенности, художественные принципы, новаторские приемы каждого из трех основных этапов развития византийского искусства.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
I глава. Ранневизантийский период (V-VIII вв.)..........................................5
Истоки византийской храмовой архитектуры............................................5
«Золотой век». Софийский собор в Константинополе..............................6
II глава. Средневизантийский период (VIII-XIII вв.)..................................11
Начальный этап складывания крестово-купольной системы.................11
Формирование центричной композиционной структуры......................13
Совершенствование архитектурных форм...............................................15
Специфика греческого храмового зодчества...........................................18
III глава. Поздневизантийский период (XIII-XV вв.)..................................22
Заключение.................................................................................................24
Библиография.............................................................................................25

Работа содержит 1 файл

Храмовое зодчество Византии.docx

— 50.61 Кб (Скачать)

      Специфика греческого храмового  зодчества.

      Новый стиль в архитектуре к началу XIII в. выступает в уже сложившемся виде. Его значение заключается в том, что он был свойствен не только самой Византии, но и зодчеству других стран, как соседних с Византией, так и отдаленных.

      Например, зодчество в Греции - византийской провинции развивалось в том же направлении, что и в столице империи, но с течением времени сказывались все сильнее специфические и своеобразные качества.

      Для раннего этапа характерна церковь  Успения в Беотии, построенная в 873—874 гг. Она крестово-купольная в основе, но с ясно выраженной базиликальной протяженностью, т.е. в здании как бы сочетаются две различные композиционные темы.

      Последующая архитектура Греции дает уже развитую композицию, выработанную в столичной архитектуре к началу Х в. Ярким памятником является северный храм в монастыре Луки в Фокиде, построенный во второй половине Х в. Уже ясно ощущаются пространственное единство и слитность интерьера, но фасады еще массивны. Наиболее существенная особенность этого храма - это отсутствие галереи-обхода, типичной для столичной архитектуры. Это объясняется некоторой упрощенностью богослужения в Греции, поэтому такая особенность сохранялась и во всей последующей греческой монументальной архитектуре.

      Развитые образцы крестово-купольной также представляют храм в монастыре Петраки в Афинах Х в. и церковь в монастыре Касариани в Аттике XI в., два храма в Афинах (Екатерины и Капникареа) и другие. интересно, что в Арголиде находятся три совершенно аналогичные церкви XII в., одинаковые и по размеру - 8,5х16 м и имеющие общие черты.

      Новое и выдающееся явление в средневековой  архитектуре -  католикон монастыря Луки, с широким куполом, покоящимся на восьми устоях. Этот тип церковного здания с теми или иными вариантами воспроизводили вплоть до самого конца XIII столетия – это католикон монастыря Дафни конца XI в., церкви Панагии Ликодиму в Афинах, церковь-усыпальница Николая в Беотии середины XII в. и некоторые церкви XIII в. (Софии в Монемвасии и Феодоры в Мистре). Особой интерпретацией стала небольшая церковь Нового монастыря (Неа Мони) на островеве Хиос, в архитектуре которой ясно проявились основные черты нового стиля (центричность, подчеркнутые вертикали и глубоко расчлененные фасады).

      Конечно, формирование нового стиля в зодчестве  Греции было сложным и противоречивым процессом, на пути его стояли давние строительные традиции и более скромные материальные возможности сельских и городских общин. Сохранились многочисленные Небольшие общинные церкви, строившиеся преимущественно в XI и последующих столетиях и представляющие собой упрощенные крестово-купольные церкви. Они в своей архитектуре неотступно следовали сложившемуся типу, что порождало упрощенность их облика.

      Интенсивное развитие нового архитектурного стиля  в Греции было повторением того, что создавалось в Константинополе. Однако, например, стремление к ажурности фасада, столь ясное в столичной архитектуре, в Греции было значительно сдержаннее, да и расчлененность его сказывалась в меньшей степени. В этом убеждают такие памятники, как храм Дафни, храм Панагии Ликодиму в Афринах (середина XI в.), Николая в Беотии (середина XII в.). Их фасады скромны, редко расставлены двойные окна, выделено лишь среднее звено.

      Таким образом, архитектура Греции XII в. не внесла в этом отношении чего-либо нового, сохраняя гладь стены и лаконичную разработку фасадов.

      Но фасад в монументальной архитектуре Греции отличает одна черта, получившая неизмеримо большую популярность и значение. Это кирпичное узорочье, которое восполнило однообразие архитектурной плоскости. Благодаря узорочью фасады заиграли новыми красками и стали в полном смысле слова живописными. Цветной орнамент стал основным элементом наружного декора и новым аспектом архитектурного стиля. Кирпичное узорочье достигло в Греции в XI—XII вв. высокой степени разнообразия, изощренности и виртуозности. Например, кладка с декоративным чередованием тонких рядов светлого камня и контрастно сочетающихся с ними рядов кирпича. Затем появился плоскостный, но красочный кирпичный узор. На протяжении X—XII вв. прослеживается несомненное усиление живописности фасадов средствами одной лишь кладки.

      Наряду с такими кирпичными наличниками появляется и более сложный кирпичный узор в виде фриза, состоящего из П-образного орнамента. Впервые он встречается в конце XI в. в Дафни, а в XII в. он становится весьма популярным. Этот прием этот существенно отличается от системы глубокого расчленения фасадов в аристократической архитектуре византийской столицы, но сокровенный смысл такой разработки фасадоа был тот же: преодолеть однородность архитектурной плоскости.

      Другой пример полихромного декора в архитектуре Греции -включение в фасад ярких фризов из глазурованных плиток (и даже блюд) и рельефных крестов (церкви в Беотии, Элиде, Арголиде XII в.

      Все рассмотренные аспекты нового архитектурного стиля Греции отмечены самобытными чертами, как и архитектура в других областях Византии. Но все они следовали тем же художественным концепциям, что и Константинопольская школа, что проявляет закономерность развития средневекового монументального искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III глава. Поздневизантийский период (XIII-XV вв.)

      Короткий  поздневизантийский период характеризуется  довольно существенными изменениями  в архитектуре. Византийская империя  доживала свои последние дни. В поздневизантийское время даже в лучших постройках Константинополя  отражался недостаток средств, обусловленный  тяжелым экономическим положением Византийской империи в последний  период ее существования. Почти все  более крупные постройки Константинополя  конца XIII-XV вв. представляют собой реставрацию  сооружений более старого времени, обычно сопровождаемую дополнением  новых частей или надстройкой. С  подобными пристройками к уже  ранее существовавшим зданием связан общий живописный характер поздневизантийского  зодчества.

      Одной из первых построек после освобождения Константинополя от крестоносцев была гробница династии Палеологов, пристроенная к средневизантийской церкви монастыря  Липса. Вновь сооруженный комплекс состоит из церкви, симметрически  окруженной галереей с погребениями в нишах, которая прикреплена к старому зданию.

      Выдающимся  произведением поздневизантийской столичной архитектуры является церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), построенная придворным вельможей Федором Метохитом. Она также представляет собой перестройку более раннего здания, от которого остались только фрагменты средней части и трех апсид. Особенностью здания является асимметричное расположение трех малых куполов по отношению к главному куполу. 

      В поздневизантийское время в Константинополе  сложился очень своеобразный заключительный этап развития византийского зодчества. В это трудное время средств хватало только на то, чтобы восстанавливать и частично перестраивать старые здания. Образовался вкус к достройкам, к прибавлению новых небольших помещений, к постепенному расширению построек. Поздневизантийское зодчество обладает всеми чертами конечного этапа развития изжившего себя исторического цикла. Последний этап развития византийской архитектуры накануне гибели империи обнаруживает в основном изживание  традиционных принципов византийского зодчества и заключает в себе только очень незначительные ростки возможного дальнейшего развития, которому так и не суждено было осуществиться.

 

  

Заключение.

      Подводя итоги работы, важно сказать, что  Византия - одна из величайших цивилизаций, культурный вклад которой в мировое наследие нельзя переоценить. Византийская архитектура была своего рода узловым пунктом развития зодчества между античностью и Средневековьем и существенно повлияла на архитектуру Нового времени в Европе и мусульманскую архитектуру. Главным достижением византийского зодчества является разработка центричной крестово-купольной системы, которая активно распространилась в других православных государствах.

      Совершенно  особое место занимает храм святой Софии в Константинополе, восхищавший  не только на современников, людей последующих  столетий и даже последующего тысячелетия.

      Византийская  культура – закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, имевший свои уникальные и неповторимые типологические особенности, представляя собой синтез культур Востока и Запада.

 

  

Бибилиография.

  1. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. -  М.: Просвещение, 1979.
  2. Культура Византии второй половины VII-XII вв./Отв. Ред. Удальцова, Литаврин. – М.: Наука, 1989.
  3. Удальцова З.В. Византийская культура/Отв. ред. Гутнова. – М.: Наука, 1988.
  4. Энциклопедия «Кругосвет»/Ред. А.В. Добровольский. – электрон. дан. – 2006. – Режим доступа:  http://www.krugosvet.ru, свободный.
  5. Якобсон А.Л. Архитектура//Культура Византии второй половины VII-XII вв./Отв. Ред. Удальцова, Литаврин. – М.: Наука, 1989.

Информация о работе Храмовое зодчество Византии