Худажественная культура древнего и средневекового Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:59, реферат

Описание работы

История. ДИНАСТИЯ ШАН-ИНЬ. ДИНАСТИЯ ЧЖОУ. ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И ХАНЬ. КУЛЬТ ПРЕДКОВ.

Работа содержит 1 файл

История китая.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

      ПРОНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА

      Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.

      Буддизм начал распространяться в Китае примерно в то же время, что и христианство в Европе. Однако христианству в Европе пришлось вступить в сложные взаимоотношения с племенными религиями европейских народов, а в дальнейшем — с VII в. — столкнуться с сопротивлением ислама. А в Юго-Восточной Азии религиозная ситуация была иной. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

      

      Вместе  с буддизмом из Индии в Китай  проникает скульптурное изображение человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня сохранились величественные памятники китайской монументальной скульптуры VIII—V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в. до н. э. существовала и поощрялась историческая и портретная живопись. Некоторое представление об этом искусстве дают шаньдунские рельефы, украшающие гробницы. На них изображены: скачущая конница, выезды на колесницах, торжественные приемы у императора. 

      КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС

      Во  второй половине VIII в. в культурной жизни Танской империи возникло движение, получившее название китайского ренессанса. Оно вызвало к жизни свою философию и эстетику, художественную литературу и искусство, свою науку и публицистику. Его крупнейшими представителями были выдающиеся поэты, писатели, публицисты, философы, историки, общественные и государственные деятели. Развивалось это движение под лозунгом обращения к «древнему просвещению», т. е. к культуре древнего царства Чжоу и династии Хань. 

      ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЭТА

      Поэзия  первой возвестила о новых веяниях  в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта  — Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.

      Ли  Бо (701—762) — первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой дружбы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.

      Совсем  иным — и человеком, и поэтом —  был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи  о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй  был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.

      Главная тема поэзии третьего великого поэта  китайского ренессанса Ду Фу (712—770) — человеческие страдания и переживания. Через человека своей страны и своей эпохи Ду Фу начинает видеть человека как такового. Он становится поэтом-гуманистом в истинном значении этого слова. 

      ХАНЬ  ЮЙ – ПЕРВЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ  КИТАЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

      Первым  выдающимся ученым и мыслителем нового времени был Хань Юй (768—824). Его  имя стоит первым в списке «восьми  великих людей времен Тан и  Сун», т. е. VII—XIII вв. истории Китая.

      

      Хань  Юй считал, что «человеческое в  человеке» — это «любовь ко всем». Это свойство присуще человеку в силу его общественной природы. Хань Юй был ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию  нирваны как высшей и конечной цели эволюции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конкретную и вполне понятную людям: создание правильно управляемого государства, жители которого неустанно стремятся к совершенствованию своей личности. Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и цивилизации был неприемлем.

      Эпоха Тан — один из блестящих периодов расцвета китайского искусства. 

      ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА

      Художественная  культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

      Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

      В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

      Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику. 
 
 

      СКУЛЬПТУРА

      Китайская скульптура была тесно связана с  религиозными культами. Найдено множество статуэток Танской эпохи, которые клали в могилы умершим. В многочисленных пещерных храмах сохранились памятники ранней буддийской скульптуры. Найдены изображения Будды, высеченные в скалах. В отличие от индийского Будды, отрешенного от всего земного, в китайском Будде при всей его одухотворенности гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое начало. 

      КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ

      В пещерах сохранилась настенная  живопись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески поражают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых и розовых оттенков.

      Китайские художники охотно рисовали пейзажи на шелке. В некоторых картинах поражает одна особенность: например, на фоне величественных гор фигурки людей чрезвычайно малы. Эта несоразмерность вытекала из даосистского мировоззрения художников. Согласно философии даосизма, человек незначителен по сравнению с первопричиной мира — дао, воплощенной в величественных явлениях природы. Определенное своеобразие придавали китайской живописи на шелке текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной китайской мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими кисточками, специально предназначенными для каллиграфических надписей. Рисунок и текст в китайской живописи на шелке всегда были настолько связаны по смыслу, что воспринимались зрителем как единое целое. 

      ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

      В Китае начался новый подъем в  сфере экономики, управления, культуры. Этому способствовало появление  печатной книги. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления каменных печатей с надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркального отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопечатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.

      В правление династии Хань во II в. н. э. на камень были переведены все сочинения Конфуция. Однако прошло, по крайней мере, еще два столетия, пока было освоено размножение текста с каменных или медных матриц путем изготовления их глиняных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилография). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным отображением текста.

      Самая древняя в мире печатная книга  — «Сутра Праджна», сборник буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский  печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г.

      В X в. таким же способом с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Однако это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки.

      Следующим шагом в книгопечатании стало изобретение набора подвижных глиняных литер, которые можно было переставлять. Большие затруднения пришлось преодолеть в связи с развитием иероглифической письменности. Наборщик должен был оперировать тысячами иероглифических знаков, что значительно затрудняло изготовление типографских матриц. Но упорные китайцы все же пошли на изготовление тысяч отдельных переставляемых иероглифов. Это произошло в XI в. — за 400 лет до изобретения Гутенберга в Европе. Работа наборщика с таким огромным количеством знаков была адским трудом. С 1400 г. регулярное книгопечатание по китайским рецептам началось в Корее. Книги распространялись по всем крупным городам Китая, расширялся круг читающих, появились частные собрания книг и библиотеки. 

      ПЕКИН – СТОЛИЦА КИТАЯ

      В 1421 г. минский император Чжу Ди (1403-1424) перенес столицу Китая  из Интяна в Пекин, который еще при монголах был правительственной резиденцией. Во время правления династии Мин Пекин был значительно расширен. Его строгая планировка сохранилась и доныне, улицы были ориентированы по компасу — с севера на юг и с востока на запад — и пересекались взаимно перпендикулярно. В центре находился «Запретный город», обнесенный красной стеной, — резиденция императора. Другой достопримечательностью Пекина был мраморный зал для жертвоприношений в «Храме Неба». Здесь император как Сын Неба приносил жертву, дабы способствовать зимнему повороту солнца на весну и лето. Считалось, что без такой жертвы поворот солнца на лето может затянуться. 
 
 

      ГРОБНИЦЫ  ИМПЕРАТОРОВ

      Самые крупные памятники этой поры —  императорские гробницы минской  династии близ Пекина. В них как  бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. К гробницам 13 императоров династии Мин ведет дорога, по краям которой стоят каменные изваяния животных и людей. Сановники и воины словно пришли сюда, чтобы отдать последний долг своему повелителю.

      О времени правления династии Мин с ее благоволением к трудам Конфуция молва уже тогда говорила, что Китаем правят философы. Известные ученые-конфуцианцы, знатоки древних книг, формулировали основные принципы политики минского двора. Но не только философствующими властями и чиновниками славился Китай при династии Мин. Широкое развитие получили художественные ремесла и искусство. 

      ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ПРОМЫСЕЛ

      К художественным промыслам Китая того времени следует отнести резьбу по камню (преимущественно по нефриту), живопись по шелку, изготовление лакированной мебели и других изделий. Ремесленники работали с серебром и золотом, полудрагоценными цветными камнями. Эти материалы также широко использовались ремесленниками в Индии, Персии и многих других странах, но поделки из нефрита, живопись по шелку и лакировка были китайской спецификой. К этому следует добавить тончайший полупрозрачный китайский фарфор. Изделия из фарфора изготавливали во многих странах Востока, но такого мастерства, как китайцы, в этом искусстве не достиг никто. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Худажественная культура древнего и средневекового Китая