Художественная культура Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:13, доклад

Описание работы

Индию называют колыбелью древнейших цивилизаций. В IV – II тысячелетие до нашей эры в долине реки Инд возникла мощная Хараппская цивилизация, оказавшая влияние на всю последующую культуру этой страны.

Работа содержит 1 файл

Художественная культура Индии.docx

— 16.62 Кб (Скачать)

Художественная культура Индии.

Индию называют колыбелью  древнейших цивилизаций. В IV – II тысячелетие до нашей эры в долине реки Инд возникла мощная Хараппская цивилизация, оказавшая влияние на всю последующую культуру этой страны.

В конце II – середине I тысячелетия до нашей эры здесь были созданы книги «Веды», в которых был представлен огромный пантеон индийских божеств.

В VI – V веках до нашей эры здесь сложилась одна из мировых религий – буддизм.

Традиционная индийская  культура целостна и универсальна. В её основе лежала идея единства, неделимости  мира и вечной жизни.

 

Шедевры архитектуры.

Буддизм всегда поощрял строительство  культовых сооружений: храмов (чайтья), монастырей (вихара) и мемориальных комплексов (ступа и стамбха).

Ступа (погребальный холм) внешне напоминала купол современного планетария. Главное назначение – хранение священных реликвий Будды. Основные элементы композиции – монолитная полусфера на квадратном возвышении, реликварий, символические зонты, резная изгородь и ворота.

Ступа в Санчи – один из известнейших комплексов Индии, по преданию воздвигнутый на месте захоронения  Будды. Лаконичная простота и монументальная мощь  отличают её внешний архитектурный  облик. В сферическом куполе высотой 16, 5 метров и диаметром 36, 5 метров отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий. Из вершины ступы в небо устремлён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Ворота, украшенные символическими рельефами и круглой скульптуры, представляют собой синтез архитектуры и пластики. Все изображения расположены таким образом, что между ними остаются узкие, но глубокие и затенённые промежутки. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды. Во всём поразительная жизненность, естественность и свобода в передаче повадок и облика живых и мифических существ.

Чайтьи (пещерные храмы) –  один из древнейших видов буддийской архитектуры; вырубались в глубоких недрах скалистых гор; там совершались  культовые обряды и священные таинства. Первые такие храмы имели трёхчастную структуру: вестибюль, прямоугольный зал для моления, круглое святилище со священной ступой в центре. Самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 метров – Чайтья в Карли. Мощные колонны, по 15 в ряд, делили зал на центральный и два боковых нефа. Вход обрамлён огромной килевидной аркой, окружённой более мелкими арочками. Фасады украшены рельефами и скульптурными группами.

В индийском зодчестве  различают два типа храмов – на севере Индии, где климат более дождливый, храм имел форму заострённой высокой  башни, с которой легко могла  стекать вода; на юге – многоярусная пирамида, увенчанная небольшим куполом  или двускатной крышей. Многоступенчатость индийских храмов символически передавала идею постепенного восхождения к  небу. Храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре – архитектурный шедевр мирового значения, жемчужина индийского зодчества. Он, подобно статуе, высечен из сплошной скалы. По величине и мощи его можно сопоставить с греческим Парфеноном. Очень роскошное скульптурное убранство храма. Фигуры львов, слонов, тигров несут на себе храм. Великолепен фриз на фасаде с изображением слонов (грудь, передние ноги и голова), которые хоботами берут лежащую перед ними пищу.

После завоевания Индии мусульманами, на юге продолжали развивать местные  архитектурные традиции, а на севере началось широкое строительство  новых культовых сооружений, связанных с исламом – минаретов, мечетей и мавзолеев.

 

Изобразительное искусство.

Носило прикладной характер и было взаимосвязано с религиозными вероучениями, народными ремёслами, фольклором и мифологией. Скульптура, фресковые росписи, книжная миниатюра создавались в честь многочисленных божеств. Отличительные черты: пластическая выразительность, эмоциональность, экспрессия, динамизм. Значительных высот достигли индийские живописцы, об утончённом мастерстве которых слагали легенды по всему Востоку. Росписи в пещерных храмах Аджанты принадлежат к выдающимся достижениям изобразительного искусства. 29 пещерных храмов представляют собой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Высечены в скалистом береге горной речки. На стенах пещерных храмов предстаёт панорама жизни Индии. Художники использовали коричневую, белую, красную, синюю, зелёную и жёлтые краски. Их богатство в сочетании и разнообразии оттенков и полутонов. Краски светились даже в полумраке (возможно в них добавлялась известь). Мировую известность получила книжная миниатюра, иллюстрирующая буддийские книги и произведения индийского эпоса «Махабхарату» и «Рамаяну». Создание больших циклов миниатюр требовало участие многих художников. Каждый специализировался на изображении определённых элементов: деталей архитектуры, пейзажа, костюмов. Отличаются чёткостью рисунка, богатством оттенков, утончённостью художественного вкуса. Художники писали тонкой кисточкой, а золотые и серебряные краски добавляли в самом конце, используя коготок медведя или тигра. Работа напоминала искусство ювелиров.

 

Музыка и театр.

В основе индийской музыкальной  культуры лежат ритм (тала) и мелодия (рага). Рага – это изначальная  мелодическая идея, подчинённая точным правилам восхождения и нисхождения  тона, имеет предписанные места пауз и характерные фразы. Темы раги связаны с конкретным временем суток или года. Главный и непревзойдённый инструмент индийской музыки – человеческий голос, которому всегда придавали особое значение. Большинство струнных и духовых инструментов повторяют определённые качества или особенности человеческого голоса. Излюбленный инструмент – вина, напоминающая по форме напоминающая лиру или арфу. Также широко распространены щипковый ситар, флейта, шанкха (инструмент, похожий на трубу в виде раковины), используемые в основном для подачи сигналов. Театральное искусство Индии восходит к глубокой древности. Миф о происхождении театра излагается в первой главе «Натьяшастры» («Трактата о драматическом искусстве») – подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства, приписываемой мудрецу по имени Бхарата. Вершиной развития театра является классическая драма «Шакунтала».

 


Информация о работе Художественная культура Индии