Художественная маска Велемира Хлебникова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:42, доклад

Описание работы

Русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми», Председатель земного шара.


Касаясь личности Велимира Хлебникова, исследователи, всегда подчеркивают его феноменальность его личности, его неординарность.1

Работа содержит 1 файл

Художественная маска Велемира Хлебникова.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

Художественная  маска Велимира Хлебникова 
 

     Для справки:

     Русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми», Председатель земного шара. 

     Касаясь личности Велимира Хлебникова, исследователи, всегда подчеркивают его феноменальность  его личности, его неординарность.1

     Хлебников умер на тридцать седьмом году жизни, оставив после себя легенду об отвергнутом спасителе, втором Христе.2

     Рассматривая  личность Хлебникова, рассматривая факты  его биографии, встает вопрос, действительно  ли это был глубоко творческий человек, одаренный человек, либо же вся его неординарность – всего  лишь психические отклонения?

     Хлебников происходил из наследственно отягощенной  семьи. Какие-то психотические расстройства наблюдались у дяди Хлебникова по материнской линии и у одного из братьев. Брат этот, как сообщает профессор В.Я.Анфимов, «…изучал артиллерию, готовился к научной деятельности и рано погиб от душевного недуга»3. В числе родственников Хлебникова были лица с ярко выраженными психопатическими чертами характера: чудаки и оригиналы.

           Психическое состояние самого  Хлебникова в его юношеские  годы тоже нельзя было назвать благополучным. Начиная с пятнадцатилетнего возраста, он неоднократно обращался к врачам. У него диагностировали «вегетоневроз» и «неврастению».

          Окончив гимназию Хлебников долго  не мог определиться с выбором  будущей профессии. Он учился в Казанском университете. Сначала на физико-математическом факультете. Затем на естественном. Учебу продолжил в Петербурге. Какое-то время числился студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Не проучившись и года, перевелся на факультет восточных языков (отделение санскритской словесности). Откуда, тоже довольно быстро, перешел на историко-филологический факультет.

           Хлебников учился много и упорно, но органически не был способен  готовиться к экзаменам и сдавать их.

           Метания Хлебникова, во многом, были  связаны с задачей, которую  он перед собой поставил. Хлебников  хотел создать новую синтетическую  научную дисциплину. Некий конгломерат,  опирающийся на лингвистику, математику, историю и поэзию. Что позволило бы ему, в конечном итоге, вывести четкие, как математические формулы, законы истории. Познать исторические судьбы России. Её прошлое, настоящее и будущее.

     Маска Хлебникова сложилась в крохотном, но деятельном кружке русских футуристов.

     Легенда была удобна людям не очень одаренным и совсем бездарным, служила им щитом и знаменем, сообщала силы и агрессивность в борьбе за место под солнцем. Едва она успела оформиться, пришли большевики. Эстетическое помрачение наступило такое, какого история не знала. Художественная тупость новой власти шла дальше всякого вероятия - и оказалась превосходным пьедесталом для хлебниковской легенды. Ничего лучшего и пожелать нельзя было. Хлебникова - будетлянина, большевики не признали - и тем вознесли.

     Маска отвергнутого спасителя была принята  Хлебниковым, благодаря ряду обстоятельств. Футуристы догадывались, что кривизна в искусстве, вслед за революцией в политике и физике вот-вот станет товаром. Поскольку классики, типа Пушкина, Лермонтова отвергались, были, сброшены, нужно было нечто новое, Маринетти оказался чужд, Хлебников же очень подходил. Мысли у него были странные, путанные, но глубокие (или казались таковыми).

     В 1908 году Хлебников пишет из Питера в Казань, что он - подмастерье Михаила Кузмина.4 Через пять-шесть лет он - уже Велимир и председатель земного шара.

     Велимир со своим творчеством, всегда держался особняком, был дружен то Кузминым, то с Маяковским и Бурлюками.

     Мандельштам видел в Хлебникове "божьего человека", юродивого, одержимого, душевнобольного - и, конечно, был не далек от истины.

     Помимо  того,  вокруг личности Хлебникова, и созданной им маски отрешенного  спасителя, ходили и мифы, о якобы созданной им «воображаемой филологии». Хлебников никогда не был занят систематическим изучением какого-либо дела.

     Спустя  время, к 1950-м годам в порядочном обществе имя Хлебникова стало паролем и символом веры. Цветаева и Мандельштам еще не были прочитаны и осмыслены, на эмигрантов первой волны смотрели с презрением. Хлебников наилучшим образом выражал настроения того времени.5

     Вклад Хлебникова (в культуру, не в поэзию) - легенда, та самая упоительная легенда, калькирующая и пародирующая историю Христа (и теперь разошедшаяся во множестве удешевленных копий). Она красива. «На ния Хлебникова приходится-таки однажды взглянуть открытыми глазами. Сняв розовые очки, мы признаем, что в литературном, в собственно литературном отношении Хлебников не сделал ничего - ничего положительного. Король гол…»6

Информация о работе Художественная маска Велемира Хлебникова