Экспрессионизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:45, реферат

Описание работы

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце ХIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Работа содержит 1 файл

Экспрессионизм.docx

— 66.17 Кб (Скачать)

Экспрессионизм 

    Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце ХIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

    «Экспрессионизм как одно из наиболее влиятельных  художественных движений XX века формировался преимущественно на немецкой и австрийской  почве. Возникнув в изобразительном  искусстве (группы „Мост“, 1905; „Синий всадник“, 1912), он обрел свое имя  лишь в 1911 году по названию группы французских  художников, появившихся на выставке берлинского Сецессиона. Тогда же понятие „экспрессионизм“ распространилось на литературу, кино и смежные области  творчества в качестве обозначения  системы, в которой в противовес натурализму и эстетизму утверждается идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутой субъективности творческого  акта, повышенной аффектации, сгущения мотивов боли, крика, и, таким образом, принцип выражения преобладает  над изображением».

    

    Предпосылки возникновения и происхождение термина

    Несмотря  на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного  художественного движения, называющего  себя «экспрессионизмом». Считается, что  экспрессионизм зародился в Германии, и важную роль в его становлении  сыграл немецкий философ Фридрих Ницше, привлекший внимание к незаслуженно забытым ранее течениям в античном искусстве. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, оптимистически трактовавшей древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Он впервые говорит о другой Греции — трагической, опьяненной мифологией, дионисической, и проводит параллели с судьбами Европы. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало - это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Аполлоническое начало противостоит дионисическому как искусственное противостоит естественному, осуждая все чрезмерное, непропорциональное. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Они борются, по мнению Ницше, в художнике, и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении.

    Под влиянием идей Ницше немецкие (а  вслед за ними и другие) художники  и литераторы обращаются к хаосу  чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения.

    Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком  искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм»: «Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … <Экспрессионист отрицает...> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <...и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывет их через простые формулы и символы».

                                                       
 
 

Представители экспрессионизма

Изобразительное искусство

 
  • Ханс (Жан) Арп (1887—1966)
  • Александр Архипенко (1887—1964)
  • Эрнст Барлах (1870—1938)
  • Макс Бекман (1884—1950)
  • Жорж Грос (1893—1959)
  • Отто Дикс (1891—1969)
  • Генрих Кампендонк (1889—1957)
  • Василий Кандинский (1866—1944)
  • Эрнст Людвиг Кирхнер (1880—1938)
  • Пауль Клее (1879—1940)
  • Оскар Кокошка (1886—1980)
  • Альфред Кубин (1877—1959)
  • Август Маке (1887—1914)
  • Франц Марк (1880—1916)
  • Амедео Модильяни (1884—1920)
  • Эдвард Мунк (1863—1944)
  • Отто Мюллер (1874—1930)
  • Эрнст Вильгельм Най (1902—1968)
  • Эмиль Нольде (1867—1956)
  • Макс Пехштейн (1881—1955)
  • Кристиан Рольфс (1849—1938)
  • Жорж Руо (1871—1958)
  • Хаим Сутин (1893—1943)
  • Эрих Хеккель (1883—1970)
  • Осип Цадкин (1890—1967)
  • Эгон Шиле (1890—1918)
  • Карл Шмидт-Ротлуф (1884—1976)
  • Алексей фон Явленский (1864—1941)
  • Конрад Феликсмюллер (1897—1977)
  • Вильгельм Моргнер (1891—1917)

  Архитектура

  • Эрих Мендельсон (1887—1953)
  • Эро Сааринен (1910—1961)
  • Йорн Утцон (1918—2008)

Литература

 
  • Хуго Балль (1886—1927)
  • Эрнст Барлах (1870—1938)
  • Готфрид Бенн (1886—1956)
  • Иоганнес Бехер (1891—1958)
  • Макс Брод (1884—1968)
  • Эрнст Вайс (1884—1940)
  • Франк Ведекинд (1864—1918)
  • Франц Верфель (1890—1945)
  • Вальтер Газенклевер (1890—1940)
  • Георг Гейм (1887—1912)
  • Иван Голль (1891—1950)
  • Рихард Хюльзенбек (1892—1974)
  • Альфред Дёблин (1878—1957)
  • Теодор Дойблер (1876—1934)
  • Георг Кайзер нем. Georg Kaiser (1878—1945)
  • Франц Кафка (1883—1924)
  • Клабунд (1890—1928)
  • Альфред Кубин (1877—1959)
  • Эльза Ласкер-Шюлер (1869—1945)
  • Альфред Лихтенштейн (1889—1914)
  • Густав Майринк (1868—1932)
  • Минона (1871—1946)
  • Райнер Мария Рильке (1875—1926)
  • Эрнст Толлер (1893—1939)
  • Георг Тракль (1887—1914)
  • Фриц фон Унру (1885—1970)
  • Леонхард Франк (1882—1961)
  • Якоб ван Годдис (1887—1942)
  • Курт Швиттерс (1887—1948)
  • Эрнст Штадлер (1883—1914)
  • Карл Штернхейм (1878—1942)
  • Август Штрамм (1874—1915)
  • Казимир Эдшмид (1890—1966)
  • Карл Эйнштейн (1885—1940)
  • Альберт Эренштейн (1886—1950)
  • Курт Хиллер (1885—1972)

Кино

  • Пауль Вегенер (1874—1948)
  • Роберт Вине (1881—1938)
  • Фриц Ланг (1890—1976)
  • Фридрих Вильгельм Мурнау (1888—1931)
  • Георг Вильгельм Пабст (1885—1967)

Музыка

  • Бела Барток (1881—1945)
  • Альбан Берг (1885—1935)
  • Антон Веберн (1883—1945)
  • Густав Малер (1860—1911)
  • Виктор Ульманн (1898—1944)
  • Арнольд Шёнберг (1874—1951)
  • Рихард Штраус (1864—1949)

Информация о работе Экспрессионизм