Элитарная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:10, доклад

Описание работы

Сущность элитарной культуры связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется массовой культуре. Элита рассматривается, как производитель и потребитель этого типа культуры, по отношению к обществу представляет собой высшие, привилегированные слои группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым, утверждается разделение общественной структуры на элиту и остальную массу.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.12 Кб (Скачать)

                                                            Элитарная культура     

Сущность элитарной  культуры связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется массовой культуре. Элита рассматривается, как производитель и потребитель этого типа культуры, по отношению к обществу представляет собой высшие, привилегированные слои группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым, утверждается разделение общественной структуры на элиту и остальную массу.      

Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже  Конфуций видел общество, состоящим  из благородных мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся в постоянном моральном воздействии и руководстве  со стороны этих благородных. По сути дела на элитарных позициях стоял  Платон. Римский сенатор Менений Агриппа большую часть населения относил к "тягловому скоту", для которого нужны погонщики, т.е. аристократы.     

Очевидно с глубокой древности, когда в первобытной  общине стало происходить разделение труда, отделение духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали выделяться не только категории богатых и бедных, но и людей наиболее значимых в каком-либо отношении - жрецы, вожди, родоплеменная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др.     

Группы, сообщества "лучших" избранных выделяются также и по другим признакам. Элитами  считаются наиболее искусные и талантливые  художники, ученые, философы, литераторы. Таким образом, формируются группы интеллектуально-художественной элиты, которые могут быть относительно автономными от политико-экономических  слоев, но могут в определенных ситуациях  взаимопроникать друг в друга.     

Усиление социально-культурного  расслоения способствовало формированию необходимости теоретически обосновать социально-культурное неравенство. В  определенную систему такие теории сложились на рубеже Х1Х-ХХ вв.     

С точки зрения Шопенгауэра, изложенной в работе "Мир как  воля и представление", человечество изначально разделено на две группы: высших - людей гения, способных к  эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и низших - уделом которых  является чисто практическая деятельность. В своих трудах "Человеческое, слишком человеческое Ф.Ницше также утверждает, что высокая культура возможна там, где существует каста принудительного труда и каста свободного труда, противостоящая его "омассовлению", прежде всего в художественной деятельности, в искусстве. Ортега-и-Гассет видит общество как "орден людей выдающихся и орден людей заурядных" . Народ же - это только один из элементов социальной структуры, второстепенный компонент бытия.     

В отечественной  общественной мысли проблемы элиты  и элитарной культуры наиболее последовательно  представлены, например, в работах  Н.Бердяева. По его мнению "всякое государство основано на неравенствах … Непосредственного управления, властвования человеческой массы быть не может… С сотворения мира всегда будет править меньшинство, а не большинство" . Поэтому народовластие, демократия воспринимается им как угроза творческой личности, элите, культуре.      

Еще Н.Бердяев высказывал мысль, что "не только существует аристократия как класс, как социальная группа, но и каждый класс, каждая группа выделяет свою аристократию. Выделяется и подбирается  аристократия крестьянская, купеческая, профессорская, литературная, художественная и т.д."          

Элитарна и русская  дворянская культура петровского времени. Она - дитя культурного раскола, результат  насаждения сверху иноземных эталонов, норм поведения, обычаев. Эта культура оказалась отчужденной и противопоставленной  культуре других слоев населения, прежде всего народной. Здесь в обиходе оказался не русский, а французский язык,  одежда, манеры западного образца, как и формы общественного представительства, официально дозволенного коллективного отдыха, увеселения (ассамблеи, балы, маскарады), новые, импортированные из-за рубежа танцы, которым обучались с детства, новые художественные эталоны. Эти новые культурные нормы отразились в получивших распространение различных руководствах для высшего слоя общества, например, "Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению" и др. В них давались советы, ныне вызывающие улыбку: "… В обществе в круг не плевать, а на сторону, …, перстом носа не чистить,… как свинья не чавкать" и т.д.     

Элитарная культура противоречива. С одной стороны  в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервация, сохранение уже известного, привычного.

Информация о работе Элитарная культура