Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:

Рассмотреть эмоциональное развитие детей школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии.

Задачи:

- проанализировать литературу и периодические издания по данной теме;
- дать характеристику эмоционального развития младших школьников в скс.
- рассмотреть влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

Глава 1. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии.

§1.1.Характеристика эмоционального развития младших школьников в социальной среде.

§1.2. Влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме.

Глава 2. Диагностика эмоционального развития ребёнка в социуме.

§2.1. Методика эмоционального развития детей младшего школьного возраста средствами музыкотерапии.

§2.2. Показатели развития музыкальных способностей и то, как они влияют на адаптацию детей в социуме. Уровни оценки развития способностей младших школьников.

3. Заключение

4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

«Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии».doc

— 273.00 Кб (Скачать)

осознание преподавателями  вокала и родителями необходимости  развития музыкальности 
у детей и их желание работать в этом направлении. Недостатки выявлены 
в организации внеклассной работы школы, которая в большинстве случаев сводится к разучиванию музыкального репертуара к школьным праздникам. Уделяется внимание, в основном, только отработке чистоты интонирования мелодии голосом, поэтому уровень исполнения низок. Фальшиво поющих детей часто не берут для выступлений на мероприятиях, считая, что у них нет музыкальных способностей. Педагогами также отмечена нехватка методических разработок по организации внеклассной музыкальной работы школы.

В формирующем эксперименте решались задачи: выявление лучших физических качеств голоса, раскрытие  его красоты; накопление опыта вокального интонирования, обучение приемам пения, навыкам выразительного исполнения; на основе цветоэмоциональной отзывчивости – обогащение тембровых красок голоса, музыкального слуха; освоение приемов снятия психического 
и мышечного напряжения; расширение знаний об искусстве, певческой культуре.

             Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

      Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

      В связи с этим в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

      Для диагностики предпосылок учебной деятельности используется

комплекс методик, состоящий  из диагностики умения ориентироваться  на систему требований - методика "Бусы", умения ориентироваться на образец - методика "Домик", умения действовать по правилу - методика "Узор", уровня развития произвольности - методика "Графический диктант".

       Дополнительно приводится методики: "Рисование по точкам" для определения сформированности умения ориентироваться на систему требований, методика "Таинственное письмо" для исследования уровня познавательной активности младших школьников, а также методика "Сокращение алфавита".                              

 

Методика "Сокращение алфавита".

 

      Методика предназначена для выявления предметной организации ребенка, помогающей или мешающей ему принимать учебную задачу. Иными словами: методика позволяет определить, сложилась ли у ребенка специфическая предметность учебной деятельности.

      Методика разработана Г. А. Цукермен и предназначена для

индивидуального использования  с учащимися 1-3 классов.

      Материал методики: Два конверта. На одном нарисован мальчик лет 10-15, на другом - девочка. 10 карточек со словами, написанными печатными буквами:

      Смысл работы: дети должны расклассифицировать корточки: разложить их по конвертам. Основание классификации зависит от того, как ребенок понял сформулированную взрослым задачу. (Умеет ли он принимать задачу взрослого или подменяет ее своей собственной задачей, не замечая этой подмены).

      Инструкция.

1. "Назови эти буквы  (пишет Е, Ё, Ю, Я). Верно. А  какую работу эти буквы выполняют  в словах?" (Помочь ребенку вспомнить  примерно следующее: эти буквы  обозначают свой гласный звук и мягкость впереди стоящего согласного).

2. "А как тебе  кажется, можно обойтись без  этих букв, сократить алфавит,  чтобы детям было легче выучиться  читать?" (записать соображения,  которое высказывает ребенок).

3. "Ты считаешь так, а два моих старших ученика ответили на этот вопрос иначе. Они изобрели новое русское письмо, в котором любое слово можно записать без этих букв! Хочешь посмотреть, что они придумали?.. Только вот беда. Мальчик придумал свой способ письма, а девочка - свой. Каждый своим способом написал слова и вложил свои слова в свой конверт. (Показать конверты с картинками мальчика и девочки). А я карточки вынул(а) и перепутал(а). Сейчас ты будешь читать слова, посмотришь, какие два способа письма они выдумали. И разложишь их слова по конвертам: слова мальчика - сюда, слова девочки - сюда. Но первые слова я подскажу сама: я точно знаю, как зовут моих учеников. А вот их имена. Но написанные по-новому. Сможешь прочесть?" (Помочь ребенку произнести согласные

 

мягко, узнать слово, но не объяснять смысл новых письменных знаков.)

4. "Верно, мальчика  зовут Алеша, девочку - Таня. Ты  уже догадался, что они изобрели?" (Записать догадку ребенка, если  ребенок пожимает плечами, подбодрить  его: "Ничего, вот тебе новые  два слова. Прочти их. Скоро все поймешь".) Дать слово (ЛЬЭНТА - МОР*АК). Снова при надобности помочь ребенку их прочесть, попросить разложить по конвертам: какое слово написала Таня, а какое - Алеша. Фиксировать все действия и слова ребенка, за все хвалить: "Отлично. А как ты догадался? Теперь новые 2 слова. Снова разложи по конвертам...".

      Если ребенок до конца работы не сможет сформулировать суть изобретений Тани и Алеши, следует прекратить дальнейшее исследование.

      Если ребенок смог сформулировать новый принцип письма, попросить его изобрести свое собственное письмо, не такое как у Алеши, и не такое, как у Тани, и своим собственным письмом написать слово МЯЧ, ЛЕД.

      Обратить особое внимание на работу ребенка с последней парой слов ПАРУС - БУСЫ. Если ребенок очень долго размышляет над этими словами, слегка помочь ему: "Да, тут трудно правильно сообразить. Но все-таки, как тебе кажется, какое из этих слов написал Алеша?" Как бы сбивчиво и путано ребенок ни формулировал единственно верный ответ: "Этого вообще нельзя определить", помочь ему и очень (!!!) похвалить.

      Обработка: про каждого ребенка решить:

1. Каким способом он  решал задачу (2-4 пары слов):

а) натурально - ориентируясь исключительно на значение слова (слово  МОРЯК написал мальчик, потому что  девочки не бывают моряками...);

б) содержательно - ориентируясь на форму записи (слова со звездочкой написала Таня...);

в) начал решать натурально, перешел на формальное решение (или  наоборот).

 

2. Каким способом была  решена последняя задача (не имеющая  решения).

3. Смог ли ребенок  содержательно сформулировать показанные  ему новые способы обозначения  мягкости согласных на письме.

4. Смог ли ребенок  изобрести свой способ обозначения  мягкости (отказ, повторил в точности  один из двух ему показанных, изобрел свой знак мягкости).

             

 

                                   Методика "Бусы".

 

      Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

      Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:

       Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

       Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать".

      Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в

медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

     Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

      1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

      2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.

      3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.

      4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

                                     Методика «Узор»

      Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного.

      Детям говорят: "Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке

нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут такие три правила:

1. два треугольника, два  квадрата или квадрат с треугольником  можно соединять только через кружок;

2. линия нашего узора  должна идти только вперед;

3. каждое новое соединение  надо начинать с той фигурки,  на которой остановилась линия,  тогда линия будет непрерывной  и в узоре не получится промежутков. 

      Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты".

Затем проверяющий говорит: "Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините  два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с  квадратом" (вводная - тренировочная - серия).

      Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.

      Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: "Теперь мы будем рисовать без подсказок. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, т.е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки".

                          Диктант для первой серии:

    "Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с

квадратом".

      Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, т.к. некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

      После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

                          Диктант для второй серии:

     "Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником".

                         Диктант для третьей серии:

      "Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника".

      Никакой помощи во время выполнения задания детям не оказывается. После окончания работы листочки собираются. Листочки выдаются перед началом обследования. На них уже нарисован образец узора и 4 серии фигур (а, б, в, г). Каждая серия располагается одна под другой и представляет собой три ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2x2 мм).

       Оценка результатов.

Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными  являются соединения, соответствующие  диктанту. Штрафные очки (по

одному) начисляются:

1. за лишние соединения, не предусмотренные диктантом  (кроме находящихся в конце  и в начале узора, т.е. предваряющих  диктант и следующих за ним);

2. за "разрывы" - пропуски "зон" соединения - между правильными  соединениями.

      Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Информация о работе Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии