Эпоха романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 09:41, реферат

Описание работы

В переводе romantisme означает римский от Roma- Рим.
Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце 18 века романтическим или «романическим» называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтическое- это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, античному.

Содержание

Введение. 3
Причины возникновения романтизма. 5
Главные идеи романтизма. 7
Отличие русского и европейского романтизма. 10
Заключение. 12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 40.15 Кб (Скачать)

Поэт- романтик в своем произведении стремится  прежде всего рассказать нам о  себе, «раскрыть свою душу». Он исповедуется  и приобщает нас к эмоциональным  глубинам и человеческому своеобразию  своей личности. Он ликует от радости  или кричит и плачет от боли, он поучает и обличает, он стремится подчинить слушателя своему чувству жизни.

А вот идея творчества, творимой жизни - центральная в мировосприятии романтиков. Она раскрывает духовное развитие человечества. В первую очередь историзм, выраженный в идее «прогресса».  Чувство культурной уникальности и самобытности каждой эпохи и народа. Романтики ценят новизну и неповторимость по сравнению с прошлым. И хотят определить лицо нового времени в особых свойственных ему чертах.

Идеи  отразились  художниками, в их свободной и  смелой живописной манере, которая  выражается в деформации рисунка  и в дерзких колористических  диссонансах.

Например, Делакруа с увлечением зарисовывает развалины  и гробницы Вальмона, многие пейзажисты поглощены описанием сцен кораблекрушения, а другие стремятся воскресить на своих холстах живописную старину  Франции.

А вот Иван Константинович Айвазовский в картине « Среди  волн» передает восхищение художника  красотой бушующего моря. Стихия не подавляет человека, а напротив, заставляет почувствовать радость  жизни и сладость борьбы.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ОТЛИЧИЕ  РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО  РОМАНТИЗМА.

Романтизм в  России, как в Западной Европе, рождался на грани двух эпох, он был потрясенным  свидетелем гибели старого мира и  деятельным участником установленного нового порядка в сфере политических идей, государственного устройства, экономики, науки и культуры.7

Основной литературной формой европейского романтизма стали  сказки, легенды, фантастические повести, мифы и народные песни. Возникли национальные художественные миры, которые позволили лучше понять мировую литературу и породили интерес к другим народам, их прошлому и настоящему.

Почему В.Шекспир , желая изобразить «значительное  в настоящем», переносил место  действия в чужие страны , где  он сам никогда не бывал. В Данию, Италию? Точно также и немецкие романтики, дабы избегнуть «близости места и времени», равносильной для них банальности, мысленно переносились в Англию, Францию или Италию.

Для немецких романтиков особенно характерным было «видеть  только себя и свои образы, а не реальную действительность».8  В России же иначе. Реальная действительность и то что в стране не было свободы слова, а именно политических и гражданских свобод, выражалось в произведениях писателей и поэтов того времени, как протест и своего рода борьба.

Во Франции  Романтизм как художественное направление  вырос из сентиментализма. Но если сентиментализм это расслабленная мечтательность и как правило слащавая, примитивная слезливость, то Романтизм- глубина и сила познания самых сокровенных тайн человеческой души.

В романтических  произведениях русских писателей  сказочный мир возникает из описания повседневности, бытовой ситуации. Эта бытовая ситуация преломляется и переосмысливается как фантастическая. Наиболее ярко эту особенность произведений русских писателей-романтиков можно  проследить на примере "Ночи перед  Рождеством" Николая Васильевича  Гоголя.

Но главным  приизведением русского романтизма по праву считается "Пиковая дама" А.С.Пушкина. Сюжет этого произведения значительно отличается от сюжета знаменитой оперы Чайковского с тем же названием

"Пиковая дама" - глубоко романтическое и даже  мистическое произведение, воплотившее  в себе лучшие черты русского  романтизма. До наших дней это  произведение пользуется недоброй  славой среди театральных артистов  и режиссеров и окружено многими  мистическими историями, происходящими  с теми, кто ставит на сцене  или играет в этом произведении.

Романтизм у нас становился не просто литературой, но жизнестроительством, особым взглядом на мир, требующим поистине революционного преображения этого мира. На эту  особенность и указывал Аполлон  Григорьев, когда писал со свойственной ему решительностью: «Русский романтизм  так отличается от иностранных романтизмов, что он всякую мысль, как бы она  ни была дика или смешна, доводит  до самых крайних граней, и притом на деле». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Человек романтического поколения, свидетель  кровопролитий, жестокости, трагических  судеб людей и целых народов, рвущийся к яркому и героическому, но заранее парализованный жалкой действительностью, из ненависти к буржуа возводящий на пьедестал рыцарей средневековья и еще острее сознающий перед их монолитными фигурами собственную раздвоенность, ущербность и неустойчивость. Человек, который гордится своим «Я», потому что только оно выделяет его из среды мещан, и в тоже время тяготится им, человек, соединяющий в себе и протест, и бессилие, и наивные иллюзии, и пессимизм, и нерастраченную энергию, и страстный лиризм.

Даже  в момент своего наивысшего взлета и размаха романтизм остается во власти острых внутренних противоречий, которые во многом предопределяют краткость  его существования.

Я согласна с утверждением, что романтизм  послевоенного поколения в чем-то происходил от познания реальной жизни, от юношеского наива.  А некоторые  «просвященные» приспосабливались  к ситуации, играли в  романтиков. И все же… Реалии были неоднозначны, не так однолинейны, как хотят  их изображать сегодня. Они питали и  трагизм, и надежды.9

Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую  идею человека и привнеся в нее  идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и  через ученых — адептов раннего  Шеллинга — таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также  получают от романтизма (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.

В изобразительном  искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном  искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим  классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой  вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).

Главные представители романтизма в литературе — Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке — Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве  — живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Леонид  Пинский. Ренессанс. Борокко. Просвещение: статьи, лекции. //М.:РГГУ,2002,стр.829.
  2. А.П. Огурцов. История культурологи. Москва « Гардарики» 2006, стр.383
  3. Е.Кожина. Романтическая битва.«Искусство» 2002, стр.270.
  4. В.Г.Власов. Стили в искусстве. Словарь. Том 1. «Лита» Санкт-Петербург, 1998, стр.670.
  5. В.И. Сахаров. Романтизм в России: эпоха, школа, стили. Москва ИМЛИ РАН 2004, стр. 7.
  6. В.Белинский. Полн. Собр.соч.: В 13-ти т. М.: Изд. АН, 1953-1959, т. 7, стр. 145-146.
  7. Нонна Марченко. Приметы милой старины. «Изографус» Москва 2002, стр.268-290.
  8. Энциклопедия. Живописи. Романтизм. Москва «Олма-пресс» и «Ообразование» 2002, стр. 16.
  9. И.В. Щербань. «От романтизма к реализму».//Отечественная история, 2007 № 2 «Наука» Москва, стр.194.
  10. Д.Л. Обидин. «Ключивые» слова в литературе романтиков»// Русская речь № 4 , 2007, Москва «Наука». Стр. 7.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 


Информация о работе Эпоха романтизма