Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.

Содержание

План
Введение
2.1. Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи
Философия и религия. Гуманизм.
Основные достижения литературы, архитектуры и искусства эпохи Возрождения
Заключение

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 38.30 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

                             Кафедра Теории и истории культуры 
 

                                Контрольная работа на тему:

                                 «Культура Возрождения» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                
 
 
 
 
 

                                                 Новосибирск 2011г. 
 
 
 
 
 

     План

  1. Введение
  2. 2.1.   Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи
      1.   Философия и религия. Гуманизм.
    1. Основные достижения литературы, архитектуры и искусства эпохи Возрождения
    1.    Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     Введение 

     ВОЗРОЖДЕНИЕ (реннесанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран  Западной и центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое  мировоззрение, обращение к античному  культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения – это переход  от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно  переплелось старое и новое.

     Главная особенность Возрождения - целостность  и разносторонность в понимании  человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства  не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства  Возрождения в том, что оно  носит ярко выраженный демократический  и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.  
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие «Возрождения» и  периодизация эпохи 

     Средние века, а точнее период перехода от средневековой  культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.

     В это время в обществе преобладают  антифеодальные настроения, гуманистические  мировоззрения, обращение к культурному  наследию античности. Отсюда и название «возрождение». Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

     Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией.

     Культура  Возрождения отразила в себе специфику  переходной эпохи. Старое и новое  нередко причудливо переплеталось  в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав. Культура Возрождения неотделима от гуманистического мировоззрения. В эпоху Возрождения  отдельные области науки и  культуры еще не полностью отдифференцировались, и многие идеи были сформулированы не профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учеными. Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его  развитие, непосредственно связанное  в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и другие), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось  первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь  с искусством; процесс преодоления  религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в  искусстве, объединяясь иногда в  творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество Леонардо да Винчи – художника, ученого, инженера).

     Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области  Италии, затем Франции, Испании, сообщая  свои идеи и открытия художникам мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых  возможностях человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический  характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла  эпоха Возрождения в историю  человеческой культуры.

     Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне  противоречива, переходя от старого  к Новому времени, она растянулась  во многих регионах Европы более чем  на три столетия.

     Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной  жизни, в своих гуманитарных студиях  они соединили два равновеликих мира – Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение  задает неизвестное доныне временное  единство – духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.

     И гуманисты, и реформаторы по своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены  слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия – эпоху  Нового времени. И те и другие предвидели и старались по своему осуществить  идею единства человеческой культуры в ее истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Философия и религия

     Универсальные претензии искусства, которому в  идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители  – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием своих решений проблему духовного творчества, которое, охватывая  все сферы бытия, тем самым  бесконечной своей энергией, доказывает право человека называться «вторым  богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление  может включать в себя сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии. В  это время так называемая «натуральная магия», сочетающая философию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами тесно сплетается с зачатками нового, экспериментального естествознания. Однако проблема человека или человеческого сознания и укорененности его в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий еретический характер.

     Сознание  в состоянии выбора – ему посвящены  как медитации философов, так  и выступления религиозных деятелей всех конфессий. В контексте церковных  реформ само понятие «возрождение»  имеет и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но и  «обновление человека», его нравственного  сознания. 

     Гуманизм 

     Задача  воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое  слово «воспитание» является самым  четким аналогом латинского humanitas, откуда берет свое происхождение «гуманизм». Воспитание в ренессансном представлении  подразумевает не только овладение  античной премудростью, чему придавалось  огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное  и человеческое, ученость и житейский  опыт должны быть объединены в состоянии  идеальной добродетели. Натуроподобно  отражая эти идеалы, искусство  Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную  наглядность. Древность (античное наследие), Средние века с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести, и Новое время, поставившее  человеческий ум, его творческую энергию  в центре своих интересов, находятся  здесь в состоянии чуткого  и непрерывного диалога. 
 

                       Основные достижения литературы, архитектуры и искусства

                                                    эпохи Возрождения 

     Возрождение дает истории культуры огромное созвездие  подлинных мастеров, оставивших после  себя величайшие творения и в науке, и в искусстве - живописи, музыке, архитектуре, - и в литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир - лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в гуманистической этике Ренессанса.

     Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с  особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить»  якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. На самом  деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего  упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей  к другому времени и чувствует  неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется  человеку Возрождения забвением  замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом  их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что  создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить  на античный манер», подражая древним  грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это  время, а «восстанавливается», и  поэтому деятели Возрождения  придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. Любителям древних  литературных памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность  читать сегодня письма Цицерона или  поэму Лукреция «О природе вещей», комедии Плавта или роман Лонга  «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения  стремятся не просто к знанию, а  к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают  музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают  специальные путешествия.

     В литературе же, помимо того стилевого  направления, которое носит наименование «ренессансного классицизма» и которое  ставит своей задачей творить  «по правилам» древних авторов, развивается и опирающийся на наследие смеховой народной культуры «гротескный реализм», и ясный, свободный, образно-стилистически гибкий стиль  ренессанс, и - на поздних этапах Возрождения - прихотливый, изощренный, нарочито усложненный  и подчеркнуто манерный «маньеризм». Такое стилевое многообразие естественно углубляется по мере эволюции культуры Ренессанса от истоков к завершению.

     Итальянская архитектура Раннего Возрождения  открыла новую эпоху в истории  европейского зодчества: она отказалась от господствующей в Европе готической системы и утвердила новые  принципы, основанные на ордерной системе. Перелом этот совершился в Италии очень быстро, в течение жизни  одного поколения. Но при всей радикальности  перемен в архитектуре она  сохранила связь с богатейшим наследием старого итальянского зодчества.

     Архитектура отражает общественного человека и  ту среду, в которую он включен. Поэтому  ей принадлежало очень важное место  в ренессансной системе взглядов на мир. Гуманисты видели в архитектуре  зримое выражение образа новой социальной действительности. Новый облик Флоренции  начала XIV века, например, описывали  как воплощение героической доблести республики.

     Жизнь итальянских городов сосредоточивалась  вокруг площади, на которой обсуждались  дела, где шел обмен словами  и вещами, вдоль улиц, на которые  выходили мастерские и лавки. Это  были города-республики, объединявшие граждан коммуны, которыми управляли  самые богатые. Города постоянно  враждовали между собой, окружали себя укреплениями. Каждый дворец ощетинивался башнями с бойницами, между патрицианскими семьями тоже шло соперничество. Во всех коммунах Италии муниципальные  здания, где заседали советы, представляли сооружения в римском стиле, с  внутренним двориком, превращенные в  крепости, способные выдержать осаду. Противоположность между готикой  и Ренессансом не была такой глубокой, как думали современники. Именно готика создала этот тип дворца, который  стал господствующим в Ренессансе. Прочные постройки, массивные стены, маленькие окна, свободный простор  для декорации во дворе. Чем спокойнее  становилась жизнь, тем более  утрачивались представления о доме как о крепости, тем более украшения  переходили на фасад здания. Элементами декора становились коринфские колонны, круглые арки, карнизы с античным профилем. Постепенно в верхних этажах появились ряды широких окон, они  оживляются богатыми украшениями. Нижний этаж по-прежнему служит сильной опорой, но и он украшается: появляются аркады, поддерживаемые колоннами.

Информация о работе Эпоха возрождения