Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:47, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является показать сущность культуры эпохи Возрождения как глубокого культурного переворота в истории человечества. Обратив особое внимание на переходный характер возрожденческой культуры и объяснить сущность этого перехода. Показать, что фоном ренессансной культуры было христианство. С другой стороны, большое влияние на становление возрожденческой культуры оказала античная культура.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
1. Понятие «Возрождение» и периодизация эпохи_______________5
2. Раннее Возрождение_____________________________________7
2.1 Брунеллески__________________________________________9
3. Высокое Возрождение___________________________________13
3.1 Браманте____________________________________________13
4. Титаны Ренессанса____________________________________15
4.1 Леонардо да Винчи_________________________________15
4.2 Рафаэль Санти______________________________________19
4.3 Микеланджело______________________________________25
5. Позднее Возрождение_________________________________36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________40

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 66.93 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию 

     Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

      

     Кафедра культурологии 
 
 

     Реферат на тему:

                                               Эпоха Возрождения. 
 

                                                       
 

                                                     Выполнил :

                                                                            Каримова Дарья гр. 1В0

                                                    Проверил:

                                                                         Бурмакин А.Э. ______ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           2011 г.

                                          С О Д Е Р Ж А Н И Е

     ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3

  1. Понятие «Возрождение» и периодизация эпохи_______________5
  2. Раннее Возрождение_____________________________________7

          2.1    Брунеллески__________________________________________9

  1. Высокое Возрождение___________________________________13

         3.1     Браманте____________________________________________13

  1. Титаны Ренессанса____________________________________15

               4.1    Леонардо да Винчи_________________________________15

           4.2    Рафаэль Санти______________________________________19

           4.3    Микеланджело______________________________________25

        5.     Позднее Возрождение_________________________________36

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________38

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     После окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы. Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса.

     Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в политической жизни народов Европы самым положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы.

     Целесообразно будет не только сказать, но и подчеркнуть, что в отличие от христианства ислам (мусульманство) воспринял и почти полностью сохранил в себе и в арабской культуре культуру античности. В исламе античная культура нашла свое естественное продолжение и развитие. Именно в этом кроется причина того, что арабы из скопища кочующих племен на протяжении буквально нескольких десятилетий создали могущественную и наиболее высокоразвитую и культурную в то время страну. Датой возникновения ислама считается 622 год, а в 644 году арабы уже владели кроме Аравийского полуострова еще и Сирией, Палестиной, Египтом и Персией. Вплоть до 13 столетия исключительно арабская культура по всем параметрам превосходила культуру христианизованных народов, была образцом для последних. Как не удивительно может показаться, но культура античности вернулась к народам Европы благодаря... арабам.

     Целью данного реферата является показать сущность культуры эпохи Возрождения как глубокого культурного переворота в истории человечества. Обратив особое внимание на переходный характер возрожденческой культуры и объяснить сущность этого перехода. Показать, что фоном ренессансной  культуры было христианство. С другой стороны, большое влияние на становление возрожденческой культуры оказала античная культура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие «Возрождения»  и периодизация  эпохи

     Средние века, а точнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.

     В это время в обществе преобладают  антифеодальные настроения, гуманистические  мировоззрения, обращение к культурному  наследию античности. Отсюда и название «возрождение». Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

     Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией.

     Культура  Возрождения отразила в себе специфику  переходной эпохи. Старое и новое  нередко причудливо переплеталось  в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав. Культура Возрождения неотделима от гуманистического мировоззрения. В эпоху Возрождения  отдельные области науки и  культуры еще не полностью отдифференцировались, и многие идеи были сформулированы не профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учеными. Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и другие), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество Леонардо да Винчи – художника, ученого, инженера).

     Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художникам мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.

     Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходя от старого к Новому времени, она растянулась во многих регионах Европы более чем на три столетия.

     Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира – Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство – духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен. 
 
 
 
 
 

     2. Раннее Возрождение

     Возрождению в культурном прогрессе принадлежит  особое место. Дело не только в том, что в истории человечества не много найдется эпох, отмеченных столь же кипучей интенсивностью культурного, особенно художественного, творчества, таким обилием блистательных талантов, таким богатством великолепных достижений. Не менее поражает другое: прошло пять столетий, жизнь неузнаваемо изменилась, а творения великих мастеров ренессансного искусства не перестают волновать все новые и новые поколения людей.

     Для того чтобы и над готикой, и  над византийской художественной системой восторжествовало новое, реалистическое искусство, нужен был переворот  в мироощущении людей, который можно  назвать одним из самых величайших прогрессивных переворотов в  истории человечества.

     То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности  великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой  эры. Проводники новой культуры называли себя гуманистами, производя это  слово от латинского humanus - “человечный”, “человеческий”. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми.

     Исторически в Италии главным руслом бурной творческой активности Ренессанса стала не сама по себе мыслительная деятельность и  даже не изящная словесность, а изобразительное  искусство. Именно в художественном творчестве новая культура реализовала  себя с наибольшей выразительностью, именно в искусстве она воплотилась  в сокровища, над которыми не властно  время. Гармония, красота обретут  незыблемую основу в так называемом золотом сечении (этот термин был  введен Леонардо да Винчи; впоследствии применялся и другой: “божественная  пропорция”), известном еще в  древности, но интерес к которому возник именно в XV в. в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Это - гармоническое деление отрезка, при котором бульшая часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью, чему примером может служить человеческое тело. Итак, человеческий разум - как движущая сила искусства построения. Таково было уже кредо архитекторов кватроченто, а сто лет спустя Микеланджело скажет еще определеннее:

     “Архитектурные  члены зависят от человеческого  тела, и кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также  анатомии, не может этого уразуметь.”

     В своем структурном и декоративно-изобразительном  единстве ренессансная архитектура  преобразила облик собора - его  центрическое купольное сооружение не придавливает человека, но и не отрывает от земли, а своим величавым подъемом как бы утверждает главенство человека над миром.

     Стройно расчленены в своих могучих горизонтальных фасадах, без башен и арочных  взлетов, величавы, статны и картинны флорентийские дворцы: палаццо Питти, палаццо Рикарди, палаццо Ручеллаи, палаццо Строцци и чудесный центральнокупольный храм Мадонны делле Карчели в Прато. Все это знаменитые памятники архитектуры Раннего Возрождения.

     У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321), автор “Комедии”, которую потомки, выражая свое восхищение, назвали “Божественная комедия”. Данте взял привычный для Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада, Чистилища и Рая; некоторые простодушные его современники полагали, что Данте действительно побывал на том свете.

     Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

     Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

     Последователем  Петрарки был Боккаччо, автор “Декамерона” - собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом  и представляющих единое целое.

     Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская  живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины “Весна” и “Рождение Венеры”, а также Джотто (1266-1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской.  

     2.1 Брунеллески

Информация о работе Эпоха Возрождения