Этическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Рассматривать и раскрывать это понятие можно посредством выявления и описания составляющего его содержания, взятого в историческом процессе развития и функционирования. Путем выявления места в структуре духовной культуры общества, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами этой структуры можно сформировать конкретно-содержательное знание об этом предмете. Такое знание может носить как эмпирически конкретный характер, так и подниматься до теоретических обобщений, вскрывающих сущность этого процесса.

Работа содержит 1 файл

Этическая к-ра.doc

— 108.50 Кб (Скачать)


  В.А.Кондрашов

  

   ПОНЯТИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ :

   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

  

   Этическая культура занимает важное место в жизни человека и общества, а понятие этической культуры составляет серьёзную теоретическую проблему.

   Рассматривать и раскрывать это понятие можно посредством выявления и описания составляющего его содержания, взятого в историческом процессе развития и функционирования. Путем выявления места в структуре духовной культуры общества, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами этой структуры можно сформировать конкретно-содержательное знание об этом предмете. Такое знание может носить как эмпирически конкретный характер, так и подниматься до теоретических обобщений, вскрывающих сущность этого процесса. Это знание оказывается весьма необходимым как для становления индивидуальной этической культуры личности, так и для использования его в социальной практике.

   Однако само такое выявление, описание и анализ материала, составляющего содержание этого понятия, сразу упирается в необходимость уже изначально иметь предварительное представление о нём, чтобы из всего многообразия духовной культуры и нравственно-этического процесса уметь вычленить именно тот материал, который работает на поставленную задачу.

   В связи с этим оказывается необходимым определить, что представляет собой этическая культура в целостном процессе культурно-исторического становления человеческого общества.

   То есть, чем является этическая культура - элементом в системе в материальной и духовной культуры или же её характеристикой, каковы основы взаимоотношения этической культуры с материально-производственной и бытовой культурой, а также с процессами, происходящими в духовной жизни общества - с теоретическим и практически-духовным освоением действительности.

  

   1.1. Культура как деятельность и её результаты,

   как смыслы и ценности

  

   Само понятие культуры весьма многозначно и многоэтажно. Огромное множество определений (дефиниций) культуры свидетельствует о том, что это одно из сложнейших явлений человеческой жизни.

   Этимологически слово культура происходит от латинского cultura - возделывание, обрабатывание, улучшение, взращивание, - прежде всего, выражающего работу человека на земле.

   Религиозные концепции культуры, наоборот, связывают понятие культуры с религиозными культами, формой служения чему-то высшему, из чего разворачивается все многообразие человеческой деятельности.

   В любом случае под культурой понимается нечто содеянное, сотворенное человеком, то, что противостоит природе и что возвышает человека над ней, служит развитию и совершенствованию человека и общества, задает смыслы, цели и ценности, формирует программу жизнедеятельности.

   Такое понимание было первоначально закреплено в дефиниции культуры как совокуп-ности результатов материальной и духовной деятельности человека. Оно исходит из того простого и очевидного факта, что человек, будучи существом природы, своей материально-практической деятельностью противостоит природе, преобразует её для удовлетворения своих потребностей.

   В этом процессе материально-практической преобразовательной деятельности он не только создает необходимые ему предметы потребления, но и получает мощное средство для преобразования самого себя, своей собственной природы. Расширяя свои навыки и способности в различных видах деятельности, создавая и совершенствуя орудия труда, познавая окружающий мир, человек "опредмечивает" свои знания и умения в продуктах этой деятельности, объективирует свои "сущностные силы". Результаты его материальной и духовной деятельности образуют мир "второй природы", "очеловеченной природы", созданной человеком.

   Человек, став преобразовывать первозданную природу, приспосабливая ее к своим нуждам своей деятельностью, изменил тем самым тип эволюции живого. Вместо естественного, биологического, наследования на Земле появилось новый тип наследования, закодированный в социальной реальности, образующей "неорганическое тело" человека и несущей на себе печать человеческой деятельности. Этот мир "второй природы" - культуры - включает не только предметы и результаты труда, но и матери-альные основания общественных отношений и совместной преобразовательной деятельности по изменению самого общества.

   В процессе деятельного освоения человек творит предметный мир культуры, содержащий в аккумулированном виде совокупную всестороннюю деятельность и "сущностные силы" всего человеческого общества, а также создает мир общественных отношений выступающих способом организации человеческой жизнедеятельности. Сама деятельность человека разворачивается в системе общественных отношений и институтов, исторически вырабатываемых обществом.

   Посредством возникающей в этом процессе системы общественных отношений регулируется жизнедеятельность общества и осуществляется приобщение индивида к этому миру культуры.

   Этот предметный мир и мир общественных отношений, созданный человеком, образуют объективное, "опредмеченное", бытие культуры.

   Таким способом создается основа для исторической преемственности и развития всего человечества.

   Ведь каждое новое поколение уже не обречено начинать движение с самого начала, как это имеет место в природе, потому что его бытие опосредовано наличным бытие мира культуры, созданной предшествующими поколениями. Оно начинает с "распредмечивания" и овладения накопленными предыдущими поколениями навыками, опытом, знаниями и умениями с тем, чтобы двигаться дальше, совершенствовать человеческие достижения.

   Всё, чем человек овладевает, чему научается, что приобретает и создает, не исчезает вместе с ним, а продолжает жить в деятельности следующего поколения.

   И каждый индивид становится человеческой личностью только в процессе деятельного приобщения к этому богатству созданной предшествующими поколениями культуры, в процессе освоения этого культурного достояния, являющегося и результатом, и предпосылкой дальнейшего развития человека и общества.

   Он лишь тогда становится "культурным человеком", когда овладеет способами пользования достижениями общества, в котором живет.

   Ведь общественное производство выступает и как условие, и как предпосылка деятельности человека, культура же является своего рода принципом связи общества с индивидом, способом его вхождения в социальную жизнь. Развитие способности пользоваться тем, что создало и накопило общество, овладение способами этого пользования -- вот что характеризует процесс культурного становления человека.

   Тем самым мир человеческой культуры и общественных отношений приобретает статус подлинной общественно-исторической родовой сущности человека. Только посредством приобщения к этому миру культуры человек оказывается способен получать свои специфические характеристики и способности, преодолевать свою индивидуальную ограниченность и превращаться в универсальное духовное существо.

   И только в результате человеческой деятельности по созиданию объективного бытия культуры становится возможным историческое развитие, то есть качественное совершенствование деятельности и её результатов, а тем самым открывается простор для безграничного совершенствования всего человеческого общества.

   Предметная деятельность человека по созданию мира культуры является поэтому основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры.

   Можно сказать, что культура является исторически и социально обуслов-ленной формой человеческой деятельности, её технологией, и представляет собой исторически изменяющуюся совокупность тех способов, приемов, процедур, образцов и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, степень её совершенствования.

   Она есть поэтому -- способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни и самого человека.

   Это деятельность преследующего свои цели человека, который, изменяя окружающую действительность, изменяет в этом процессе самого себя. Человек является подлинным творцом, субъектом культурно-исторического процесса и одновременно его результатом, продуктом своей собственной культурно-исторической деятельности.

   Поэтому культуру можно также представить как показатель развитости самого человека, степени его исторической зрелости, обретения им свободы и достоинства.

   Исторический тип человеческой личности со всем богатством присущего ему духовного мира является также способом представления культуры через раскрытие её содержание изнутри и образует субъективное бытие культуры.

   Отсюда самой краткой дефиницией культуры может быть такое: культура - это способ жизнедеятельности человека, выступающий как само-совершенствующая деятельность, как социально-историческая сущность человека.

   Однако предметная деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей и имеет целесообразный характер, включая как само материальное преобразование окружающего мира, так и его духовное освоение через проекцию на мир своих потребностей, мотивов деятельности, целей и поиск средств их достижения.

   Первоначально все эти элементы деятельности сплавлены воедино, но по мере развития человека и общества, происходит совершенствование самой деятельности через совершенствование орудий труда, разделение труда и специализацию.

   Такое разделение труда носило вначале естественный половозрастной характер, в котором каждый вид деятельности, будучи предметно специализированным, включал в себя всю смысловую полноту характеристики человеческой деятельности - осознание потребности и мотива, постановку цели, привлечение опыта и знаний для выбора средств и осуществление замысла через его материализацию в самой предметной деятельности. Здесь человек выступал как полноценный субъект предметно специализированной, но еще целостной деятельности, посредством которой он был способен воспроизводить в себе полноту человеческой сущности. Единая человеческая деятельность здесь разделялась как бы "продольным способом", не нарушая общей логики её осуществления.

   Однако постепенно в связи с социальной дифференциацией общества в дело вступает общественное разделение труда, когда целостная человеческая деятельность разделяется "поперек" и закрепляются за разными социальными группами - более социально сильные обретают право ставить цели, выбирать средства и принимать решения, а на долю слабых и зависимых остается физическое исполнение.

   В итоге духовные, идеальные элементы целостной человеческой деятельности, воплощенные в отрасли духовного производства, оказываются закреплены за господствующим классом, в то время как на долю остальной массы человечества остается физический труд и материальное производство.

   Такое "поперечное" социальное разделение труда и общественного производства было исторически необходимо для развития культуры человечества, когда за счет труда большинства общества привилегированное меньшинство получало возможность заниматься духовным трудом - познанием, искусством, политикой и творчеством вообще.

   Духовное производство, в конечном счете, работало на развитие культуры и творческого потенциала всего человеческого общества, однако ценой отчуждения от большинства трудящегося человечества духовных составляющих общественного производства и тем самым творческого начала человеческой сущности.

   Это отделение духовного производства от материального лежит в основе разделения материальной и духовной культуры.

  

   1.2. Материальная и духовная культура.

  

   Попытки выявить различие между ними путем указания на вещественность и весомость материальной культуры в отличие от невесомой и эфемерной духовной культуры не приводят к успеху. По сути дела, как было показано ранее, все предметы культуры являются опредмечиванием человеческих замыслов, знаний и умений, то есть "умными", одухотворенными вещами.

   Поэтому весь мир культуры предстает перед человеком как "мир духовных вещей". Тем не менее, эти "вещи" имеют различный смысл для человека - так швейная иголка, несмотря на свою малость, относится к предметам материальной культуры, а статуя Свободы в Америке, весящая не одну тонну, имеет значение не своей вещественной массой, а является произведением искусства и историческим памятником, символизирующим свободу.

   Очевидно, что по признаку вещественности и невещественности невозможно провести разделение предметов материальной и духовной культуры - любой предмет материальной культуры обладает внутренним духовным смыслом, присущим ему назначением.

   И наоборот, никакой предмет духовной культуры не может существовать вне чувственно данной формы, хотя его содержанием безусловно является присущее ему назначение, заключенный в нём смысл.

   Материальная культура - это культура труда и материального производства, направленного на удовлетворение основных материальных потребностей человека - в питании, одежде, жилье, транспорте, средствах поддержания здоровья и защиты безопасности. Её предметы, призванные удовлетворять эти потребности, поэтому выступают по отношению к человеку как материальные блага, то есть ценности.

   Духовная культура - продукт духовного производства, направленного на производство ценностей, формирующих духовные способности человека - способности к общению с людьми и природой, к познанию, служению высоким нравственным и эстетическим идеалам, они вырабатывают художественный вкус и духовные потребности.

   Спецификой произведений ду-ховной культуры является то, что они не несут непосредственного утилитарного назначения, не являются жизненно необходимыми для телесного бытия человека. Однако они являются необходимыми для существования человека как личности, как субъекта исторического процесса. Назначение духовной культуры - выявление законов действительности и сохранение целостности общества, создание условий для его развития.

Информация о работе Этическая культура