Этнический и религиозный терроризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В этой курсовой работе я постаралась выявить сходства и различия в существующих идеологиях современного терроризма.
При написании работы используется сравнительный метод и метод анализа.
Задачами данного является ознакомление с идеологией социального, националистического и религиозного терроризма как теоретического обоснования деятельности террористических организаций.

Содержание

Введение
Глава 1.Истоки и тенденции развития этнического терроризма в х х веке.
1.1.Истоки этнического терроризма.
1.2. Понятие и тенденции терроризма.
Глава 2.Религиозный терроризм.
2.1.Исламский религиозный терроризм.
2.2.Предупреждение терроризма.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Террористическая  активность в Азии значительно  увеличилась в конце 80-х гг.. В 1987 году там было совершено  544 теракта. Терроризм по преимуществу  носил этнический и религиозный  характер. В Индии террористические  акты совершали сикхские экстремисты, увеличивался конфликт государства с тамильским населением Индии.

В Шри-Ланке, помимо сражений между  правительственными войсками и тамильскими  повстанцами, террористами (тамильскими  сепаратистами) было совершено значительное число террористических актов (наиболее крупный —взрыв в Коломбо в апреле 1987 года, погибло 13 человек, 200 — ранено). Самой жестокой из террористических групп этнического характера была организация «Тигров освобождения». Это одна из мощных подпольных армий мира. Ее руководитель В.Прабхакаран.

     Наибольший  размах в Европе приобрели  террористы Испании и Ирландии (в 1988 году соответственно 163 и  136 террористических акта). Терроризм  в Испании в основном связан  с деятельностью баскского освободительного  движения «ЭТА», которое ведет борьбу за автономию северного района Испании, в котором проживают баски.[10] Насилие в Северной Ирландии в основном осуществляется террористами, принадлежащими к «Ирландской республиканской армии». Они совершали покушения на политических деятелей и государственных служащих.

Число террористических инцидентов в Африке в 1988 году увеличилось  по сравнению с 1987 г. на 162 % (257 актов). Лидер — Южная Африка – 172 инцидента. Террористические акты там осуществляются преимущественно организацией «Африканский национальный конгресс».

     На территории СНГ  за последние годы националистами  были совершены массовые убийства  других национальностей в Азербайджане, Узбекистане, Киргизии, Чечне, ведется необъявленная война между армянскими и азербайджанскими экстремистскими группировками.

Начиная с 1988 года в странах  Среднего Востока, Азии и Африки увеличилось  число новых выступлений, в том  числе и террористических актов, локальных восстаний, партизанских войн. Эти же показатели стали увеличиваться и в развитых индустриальных странах, Латинской Америке и посткоммунистических государствах с 1990-1992 годов.[11]

Помимо того, что число террористических актов постоянно увеличивается (в 1985 г. — 800, в 1987 – 832), они становятся все более жестокими и все чаще направлены против населения. Если в 70-ые годы 80 % акций были направлены против собственности и 20 % -- против людей, то в 1986 году 50 % направлены против собственности и 50 % -- против людей.[12]

     Самая крупная  перемена последних десятилетий  состоит в том, что терроризм  является лишь одним из методов, используемых воинствующими элементами общества. Разветвленное «Мусульманское братство», палестинское движение «Хамас», Ирландская республиканская армия, курдские экстремисты в Турции и Ираке, «Тамильские тигры» в Шри-Ланке, движение испанских басков «За родину и свободу» и многие другие возникшие в этом столетии организации с самого начала имели политическое и террористическое крыло. Такое разделение позволяет политическому руководству отмежеваться от террористов, когда те совершают особо дерзкие акции.

     В конце XX века  терроризм не исчез, став подсистемой  всемирной общественной системы,  он взаимодействует с ней в  зависимости от происходящих  в мире социальных процессов.  Происходит трансформация прежних  довольно четко очерченных образований – левого и правого терроризма – в разнообразные структуры, идейной основой которых являются религия (ислам), религиозно-мистические учения (секты), сепаратизм, экология и другие в том числе и неофашизм.

     Идет процесс формирования  долговременных очагов социальной напряженности и противоборства, способных легко перейти в стадию открытого конфликта с активным применением форм насилия, в том числе и терроризма. Происходит углубление влияния этноклановых и иных корпоративных групп на развитие конфликта. А так же обострение этноцентристские и религиозно ортодоксальные течения.

Современный терроризм  все в большей мере принимает  интернациональный характер, выражающийся не только в координации действий с аналогичными зарубежными группировками, но и непосредственном участии иностранных граждан в террористической деятельности на территории различных стран.[13]

     Характерные  признаки терроризма, представленные  нам современной историей многократно, - согласованная массовая акция и использование смертников. Это так называемый “новый стиль” исламского терроризма, пришедший вместе с новым поколением, осененным исламской революцией Хомейни и революцией в Афганистане. Никогда прежде религиозные мотивы не играли такой роли в борьбе палестинцев, и вполне светское окружение Арафата тонет в море нетерпимой молодежи, подавляющей части палестинской общины.

Заслуживает серьезного внимания такая тенденция в развитии терроризма как приобретение им долговременного фактора в современной политической жизни. Терроризм за последние несколько десятилетий превратился в устойчивый феномен социально-политических отношений в основных регионах мира. Он приобрел социальную устойчивость в значительной мере за счет вовлечения на разных этапах послевоенной истории в экстремистскую террористическую деятельность все новых групп населения и общественно-политических объединений, несмотря на активные усилия по его локализации и искоренению. Другой фактор определяющий долговременность существования терроризма состоит в недостаточной эффективности антитеррористической деятельности, отсутствии у общества оптимальных подходов к определению результативных путей противодействия терроризму.[14]

     История  показывает, что терроризм редко  достигает поставленных политических  целей, а если и достигает,  то часто противоположных желаемым. Не является исключением и  терроризм 80-90-х гг.. Убийство Раджива Ганди в 1991 году, когда он стремился вернуть себе пост премьер-министра, не ускорило и не замедлило упадка партии Индийский национальный конгресс. Усиление террористической деятельности организаций «Хамас» и «Хезболла», безусловно, повлияло на результаты выборов в Израиле. И хотя непосредственная цель помешать развитию мирного процесса, на который сделал ставку лидер палестинской автономии Ясир Арафат, была достигнута, действительно ли приход к власти консервативной партии «Ликуд» послужил интересам этих групп?

     Некоторые  ученые считают, что терроризм  может быть эффективным потому, что в некоторых случаях лидеры  террористов становятся президентами  или премьер-министрами своих  стран. Однако в таких случаях  террористы прежде отказываются  от насилия и принимают политические правила игры. Наконец, распространено мнение о том, что терроризм может привести к войне или, по крайней мере, помешать установлению мира. Это верно, но только в отношении взрывоопасных регионов, как, например, Сараево в 1914 году, Ближний Восток или некоторые другие регионы в настоящее время.

Кровавые этнические конфликты на Балканах, Кавказе, в  Африке, Латинской Америке, новый  всплеск воинственного фундаментализма  в Алжире, Египте, Пакистане и  ряде других стран, неофашизма, терроризма и политического экстремизма в Европе и Америке, новая угроза режиму нераспространение оружия массового поражения, не только со стороны государств, но и преступных групп, дает основание считать, что дальнейшее непринятие кардинальных мер в отношении ликвидации причин, вызывающих данные явления может привести к непоправимым последствиям.[15]

Таким образом можно  сделать некоторые обобщения, основанные на достоверно установленных тенденциях мирового развития за последние 50 лет.

-                     Стремительными темпами нарастает терроризм, привязанный к местам конфликтов, носящих сугубо этнический характер. Это всегда борьба за землю, осложненная часто религиозным противостоянием.

-                     Противоречия порождающие этот терроризм, все больше выстраиваются по оси Север-Юг. Россия на Севере, Юг – мусульманский.

-                     Бурный технический прогресс дает все более страшное оружие в руки террористов. По мере развития цивилизации масштабы и последствия терактов усугубятся.

-                     Примеры успешного решения этнических конфликтов чисто военными средствами за последние полвека неизвестны.

-                     Примеры политического или комбинированного военно-политического решения таких конфликтов есть.

- Расширяющаяся пропасть  между общественным сознанием  развивающихся стран и стремительным  прогрессом техники – главная  движущая сила терроризма.[16]

                              

 

                               Глава 2. Религиозный терроризм.

                               2.1Исламский религиозный терроризм

     Связь  между религией и терроризмом  - явление не новое. Сопротивление зилотов в Иерусалиме в I веке до нашей эры, ритуальные действия тагов в Индии в VII веке, насилие ассасинов - это ранние формы проявления религиозного терроризма. В XX веке вместе с развитием политических школ ему на смену пришел терроризм сепаратистский и идеологический. Появление современного религиозного терроризма связывают с революционной борьбой в Иране в 1980 году. Тогда термин религиозный предполагал исламский. Пришли 90-е годы и с крушением коммунистической идеологии, образованием новых независимых государств сократилось число сепаратистских террористических организаций. Одновременно возросло количество религиозных движений, которые уже являлись не только исламскими, а были связаны со всеми мировыми религиями и многочисленными сектами и культами.

     Рассмотрение  религиозного терроризма начнем  с исламского, поскольку именно  исламские террористические организации  осуществили наибольшее количество  террористических актов за последнее  десятилетие. СМИ чаще всего  рассказывают именно про действия этих организаций, что, безусловно, способствует достижению одной из целей данных образований – устрашение. В отношении этих организаций уместно использовать определение «самый» - они самые фанатичные и самые активные, и им как никому удается влиять на международную политику. В основе исламского терроризма лежит стремление распространить фундаментализм за счет других стран. Одним из первых мусульманских объединений считается «Братья-мусульмане», основанные в 1928 году в Египте Хасан аль-Банной. Он считал, что победа ислама в одной стране может наступить мирным путем – через распространение исламских ценностей, исламское воспитание подрастающего поколения. Конечной целью он ставил – исламизацию общества и создание исламского государства.

     В  50-х годах идеологом братьев становится Сейид аль-Кутб, придерживающейся гораздо более радикальных взглядов. В 1965 году он выпускает книгу «Вехи на пути», которая становится библией исламского экстремизма. Аль-Кутб не надеялся на мирную победу исламских идей в современном арабском обществе, под влиянием его идеи организация стала экстремистской, широко использующей террористические методы. Он считал, что оно находится в состоянии «джахилийя» (доисламского варварства), являясь слабым в нравственном отношении и уязвимым. Истинно верующие должны объединиться и отделиться от такого общества. Аль-Кутб считал джихад гражданской войной истинно верующих против «неверного общества». Ему принадлежит известный лозунг: «Аллах – идеал, пророк Мухаммед – вождь, джихад – средство достижения цели, смерть во имя Аллаха заветная мечта».

     Движение  «Хезболлах» было учреждено в  Иране аятоллой Хомейни для  борьбы с оппозицией. Уже в  самом названии – «Партия Аллаха»  - предполагается широкий размах  движения, стремление заменить западную  концепцию государства, объединить всех мусульман и установить приоритет религиозной власти ислама. С 1982 года это движение активно проявляет себя в Ливане. «Хезболлах» приспособила доктрину Исламской Республики Иран для шиитов в Ливане и поклялась в верности принципам аятоллы Хомейни.

     В  основе этого учения лежит  положение, что ислам не только  религия, но и политическая  и социально-экономическая система, которая стоит выше этнических или социальных противоречий. Поэтому именно ислам дает наиболее благоприятный для всех способ решения проблем: «Решение ливанских проблем — в учреждении Исламской республики, так как только этот тип режима может гарантировать правосудие и равенство для всех ливанских граждан».

Из этой идеи можно сформулировать основные задачи «Хезболлах»:

1. Отмена конфессиональной  системы и преобразование Ливана в исламское государство, управляемое по законам шариата.

2. Сопротивление  влиянию империализма и западного образа жизни, освобождение от них всех мусульман в Ливане.

3. Объединение приверженцев ислама во всем мире на основе фундаментализма.

4. Борьба с  Израилем и освобождение от  него Иерусалима и Палестины.

     Для  достижения своей главной цели  – установление исламского господства  во всем мире, необходимо установить  исламский режим в Ливане, а это можно достигнуть, освободив Палестину от евреев. Поэтому, данная организация проводит террористические акты против Израиля.

     В  то же время конфликт с евреями  США и Израиля выступает следствием  трех глобальных мировых конфликтов:

· между «властителями  мира» и «растоптанными мира»

· культурной войны  между Западом и исламским  миром.

· борьбы между  иудаизмом и исламом.  Израиль является порождением западного империализма, и был создан для утверждения влияния запада на Ближнем Востоке и использования ресурсов арабских стран. Следовательно, Израиль — это ни что иное, как источник зла и насилия на Ближнем Востоке, главное препятствие исламскому объединению, и он должен быть уничтожен. Изображение Израиля как инструмента Запада, абсолютно чужого в регионе, является основой большинства заявлений, писем, речей лидеров и представителей «Хезболлах».

«ХАМАС» означает усердие. Движение возникло в 1987 году под  руководством шейха Ахмеда Яссина.

     Политической  платформой движения ХАМАС является документ «Путь Аллаха». В статье 6 документа «Путь Аллаха» определены цели движения: «Исламское движение сопротивления — это различные палестинские организации, преданные Аллаху и чей жизненный путь — ислам. Мы стремимся водрузить знамя Аллаха на всей территории Палестины». Освобождением Палестины должны заниматься не только ее жители, но и каждый мусульманин: «Палестина — исламская земля. Освобождение Палестины — священная обязанность каждого мусульманина, где бы он ни находился» (статья 13).

     Если  любая мусульманская земля подвергается  чьему-либо нападению, то джихад  становиться священной обязанностью  каждого мусульманина: «Цепи сомкнутся, и по всему миру бойцы ислама соединят свои руки с руками других бойцов. И весь исламский мир воспрянет и возопит: «Да здравствует джихад!» — и этот крик достигнет небес и разразится во всю мощь, пока освобождение не наступит, пока захватчики не будут побеждены и победа Аллаха не восторжествует» (статья 13). Джихад трактуется как часть веры, а тот, кто отказывается от него, тот отказывается от веры. ХАМАС отвергает мирное решение проблемы Палестины.

Информация о работе Этнический и религиозный терроризм