Этнокультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:11, доклад

Описание работы

Презентация на тему "Народ тюркского происхождения"

Работа содержит 1 файл

Презентация1.pptx

— 1.32 Мб (Скачать)

Киргизы  

 

Народ тюркского  происхождения. Представители одного из древнейших народов, населяющих Среднюю  Азию и проживающие в основном в республике Кыргызстан.

 

Автоэтнонимом, то есть самоназванием этого народа является термин «кыргыз». В русском языке обычно используется вариант «киргиз».Существуют несколько теорий происхождения этнонима «кыргыз». По одной из версий, слово «кыргыз» означает «сорок» (кирг. «кырк») и относится к сорока племенам, которых объединил Манас, герой одноименного кыргызского эпоса. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы» или от слова «орёл».

Всего насчитывается  приблизительно 4,5 млн. киргизов во всем мире. В России  проживает примерно 103 422 (2010). В самарской области  —1699 человек .

Язык — киргизский, относится к киргизско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков.

 

В основанном на письменных источниках труде, посвященном истории  Семиречья, в состав которого входила  значительная часть современного Киргизстана, В. В. Бартольд широко использовал написанное в середине XVI в. на персидском языке сочинение «Тарихи Рашиди» Мухаммеда Хайдера Дуглата, содержащее первые достоверные сведения о пребывании киргизов на Тянь-Шане. Хотя В. В. Бартольд и допускает возможность частичного появления здесь киргизов в X в., но приходит к выводу, что «главная масса киргизов переселилась в Семиречье значительно позже». 
Для решения проблемы происхождения киргизского народа учеными были привлечены письменные источники, в особенности китайские, а также народные предания и данные этнонимики. Тем не менее в дореволюционной литературе эта проблема не получила разрешения. Это можно объяснить прежде всего ограниченностью источников и крупными пробелами в них, а также недостаточным учетом данных сопредельных наук. 

Только  в советское время появилась  возможность поставить решение  проблемы этногенеза киргизского народа на прочное научное основание. Первым крупным вкладом явилось издание  в 1927 г. труда акад. В. В. Бартольда «Киргизы», написанного по просьбе научного центра Киргиззской автономной области. В этом труде В. В. Бартольд обобщил все известные к тому времени письменные и литературные источники о киргизах. 
Как он сообщает, первым по времени известием о енисейских киргизах является упоминание в труде китайского историка Сыма Цяня о подчинении гуннами на севере царства Гэ-гунь в 201 г. до н. э. Название «гэ-гунь», встречающееся позднее в виде «гянь-гунь» или «цзянь-кунь», некоторые историки отождествляли с названием «кыргыз». 

Присоединение северной Киргизии к России происходило одновременно с военным разгромом кокандских отрядов русскими войсками. В борьбе России с Кокандским ханством основные массы киргизского населения встали на сторону России. Дипломатические сношения северокиргизских племен с Россией начались значительно раньше, еще в конце XVIII в. В 1786 г. киргизский бий Атеке отправил посольство ко двору Екатерины П. В 1814 г. племя бугу послало своих представителей к русским властям в Западной Сибири. Следующая делегация была направлена этим племенем в 1824 г. в Семипалатинск и Омск. Она возвратилась в 1825 г. на Иссык-Куль в сопровождении русского отряда. Участник этого похода лекарь Зибберштейн в своих «Путевых замечаниях» — одном из самых обстоятельных описаний киргизов первой половины XIX в. — рассказал о дружелюбном приеме, оказанном русским на Иссык-Куле. В дальнейшем ( 844, 1847, 1852 гг.) также предпринимались попытки вождей племен бугу и сарыбагыш вступить в подданство России, в сношения с русской администрацией. Но практических результатов эти попытки установления связи с Русским государством не имели. Причины заключались в большой удаленности Киргизии от России и в сложности внутреннего и международного положения России. Лишь в 1855 г. племя бугу, возглавлявшееся дальновидным вождем Бороомбаем, вновь пославшее своих представителей в Россию, было принято в подданство России включено в состав Алатавского округа.  

В 1862 г., с завоеванием  кокандской крепости Пишпек, была присоединена к царской России вся Чуйская долина. В течение последующих лет присоединились к России другие киргизские племена северной Киргизии. 
  
Включение южнокиргизских племен в состав Русского государства произошло позднее, после упоминавшегося народного восстания 1873— 1874 гг. и присоединения почти всего Кокандского ханства к России. Однако многие из южнокиргизских племен также рассматривали принятие подданства России как единственный путь облегчения своего тяжелого положения. 
Присоединение Киргизии к России, совершившееся в 60—-70-х годах XIX в., сыграло огромную прогрессивную роль в истории киргизского народа. Самым решающим последствием включения Киргизии в состав России было то, что киргизский народ вошел в состав страны, которая быстрыми шагами шла навстречу революции, становилась центром мирового революционного движения. Оказавшись в составе Русского государства, киргизский народ избавился от гнета кокандской деспотии и от опасности быть порабощенным одним из соседних отсталых восточных государств. Тем самым он уже не мог стать и колониальной добычей британского империализма, алчные интересы которого все более приближали его к границам Киргизии. 

Важнейшим положительным  результатом присоединения Киргизии к России было сближение киргизского  народа с великим русским народом, осуществлявшееся независимо от целей, которые ставил себе царизм, от его  воли и желания. Это сближение  привело к тому, что киргизский народ начал испытывать благотворное влияние русской культуры на различные  стороны своей материальной и  духовной жизни и знакомиться  с демократическими, революционными идеями передовой части русского общества. Судьба киргизского народа соединилась с судьбой русского народа, самого революционного в мире русского рабочего класса. Свою подлинную  свободу киргизский народ получил  в дальнейшем из рук этого революционного народа. 
Царское правительство в первые годы осуществляло управление киргизами через представителей феодально-родовой знати — манапов, которые были признаны главарями племен и родов. С 1867 г. было введено выборное начало, согласно которому в качестве волостных управителей, биев (народных судей) и аильных старшин, составлявших низовую администрацию, могли избираться не только манапы, но и другие лица. «Выборы» сопровождались борьбой различных манапов за названные должности, в ход пускались подкупы, взятки, нередко дело доходило до крупных вооруженных столкновений с человеческими жертвами; после выбора манапа или его ставленника все понесенные расходы и убытки перекладывались на плечи подчиненного ему населения. В осуществлении своей колониальной политики царское правительство широко пользовалось поддержкой киргизской знати — манапов и байства. 

К моменту присоединения Киргизии к России в киргизском обществе безраздельно господствовали патриархально-феодальные производственные отношения. Основные черты этих отношений у киргизов, как и у других кочевников, сложились еще в конце I тысячелетия н. э. Разу-меется, за истекшее тысячелетие патриархально-феодальные отношения претерпели некоторые изменения. Однако низкий и застойный характер производительных сил в условиях кочевого скотоводства, постоянные потрясения, которые переживали кочевые племена в результате опусто-шительных набегов со стороны завоевателей, сменявших друг друга, были причинами крайне медленной и мало ощутимой эволюции в производственных отношениях. 

Киргизы в большинстве являются мусульманами-суннитами. Некоторые сохраняют также и  элементы доисламского языческого мировоззрения: почитание Коко—Тенир, Умай—Эне. Как и многие народы Востока, празднуют зороастрийский Нооруз. 

Исторически сложилось  так, что киргизская кухня в основе состоит из мясных, молочных и мучных блюд. Одной из самых характерных особенностей пищевого режима киргизов был его сезонный характер. В теплое время года питание основывалось на молочных продуктах, зимой же преобладала пища из муки и зерна, к которой добавлялись некоторые продукты из молока (сыр, масло, подсоленный творог).Киргизы мясные блюда готовят не только из баранины, говядины и конины, но и из мяса яков, диких косуль, горных баранов и козлов. В предгорьях используют форель, которая водится в горных реках. Также традиционное киргизское меню обогащается различными сезонными фруктами и овощами, которые сменяются в зависимости от наступления того или иного времени года. Абрикосы, черешня, клубника, чёрная смородина, малина, яблоки, груши, виноград, арбузы, дыни, хурма и многое другое являются дополнением к традиционному столу.  
Важным напитком национальной кухни является кумыс, изготовляемый из кобыльего молока. Максым  - питье, приготовляемое из толокна или дробленого ячменя (в отвар клали немного муки или старого максыма) и жарма  (джарма) - род похлебки, приготовляемой из подсушенного на огне ячменя (или пшеницы), зерна которого размельчали в деревянной ступе, крупно размалывали и опускали в кипящую воду. В отвар, после того как он остынет добавляли солод или старую джарму и муку. Джарму употребляли холодную, как в пресном, так и в кислом виде. 

НАЦ.КОСТЮМ  
По традиции, женский национальный костюм кыргызок включает три компонента: набедренную распашную юбку – бельдемчи, шапочку и тюрбан. 
«Бельдемчи» - распашная юбка, пришитая к широкому поясу. В зависимости от назначения, она выполнялась из домотканого сукна или дорогих материалов. Если это была праздничная одежда, она украшалась вышивкой, а по подолу оторачивалась мехом. 
Бельдемчи» носили поверх камзола – «кемсал» или платья. Обычно, богато украшенную «бельдемчи» женщина получала как приданное от матери после рождения первого ребенка. 
Шапочка – непременный атрибут замужней женщины, она плотно садилась на голову и закрывала волосы. Головной убор украшался вышивкой выполненной различными типами швов. Узоры орнамента делались разноцветными нитками, основными цветами рисунка были, красный, желтый, зелены и белый. Готовое изделие оторачивалось красной тесьмой. 
Поверх шапочки обязательно надевали «элечек» - тюрбан из белой материи. Первый раз женщине надевали тюрбан, отправляя в дом мужа, тем самым подчеркивая ее новый статус. В свадебном напутствии, молодой желали: «Пусть с твоей  головы никогда не упадет белый элечек», это было пожелание долгой и счастливой семейной жизни. 
Элечек» носили летом и зимой, без него было непринято выходить на улицу даже за водой. 
Незамужние девушки носили небольшие шапочки отороченные мехом с перьями на голове -«тебетей». 
Так же в комплект женской одежды обязательно входило длинное и свободное платье - рубаха, безрукавка и приталенная халатообразная одежда – «камзур». Зимой женщины носили шубу – «ичик» и сапоги из красной юфты на высоком деревянном каблуке и со слегка загнутым носком. Обязательным атрибутом женского костюма были ювелирные украшения, которые выполняли функцию оберегов.  

   
Народные традиции, обычаи и обряды киргизкого народа определялись кочевым образом жизни. Особое место среди них занимают семейно-бытовые традиции, которые складываясь веками, отражают накопленную многими поколениями мудрость. Рождение ребенка рассматривается как особо радостное, счастливое событие. Несколько человек как добрые глашатаи верхом на конях разносят весть о рождении ребенка всем знакомым, родным и друзьям, за что получают подарки - суюнчи. Близкие родственники и друзья при этом прославляют родителей. 
  
С давних пор у киргизов существует традиция привлечения кормилиц для новорожденного. В условиях села, особенно в кочевом ауле, в случае болезни роженицы общество подбирало для новорожденного кормилицу, которая без ущерба для собственного ребенка выкармливала и чужого. Кормилица почиталась наравне с родной матерью, а ее дети доводились новорожденному молочными братьями и сестрами. Такое родство считалось почти кровным; молочным братьям и сестрам запрещалось вступать в брачные отношения. Когда приходила пора отнимать ребенка от груди, это событие отмечалось особым торжеством - своеобразным "выкупом ребенка у кормилицы". Родители сердечно благодарили кормилицу и преподносили ей подарки. Традиционно отмечались и такие события в жизни малыша, как укладывание в колыбель - бешик, первые шаги ребенка. В сопровождении песни ребенка укладывали в колыбель, наказали ему имя, когда он делал первые шаги, родственники, приглашенные профессионалы-акыны импровизаторы давали наставления малышу расти здоровым, счастливым, достойным всей семьи. Было принято не кричать на ребенка, не наказывать их, пока он не научится говорить 

 Особым событием  считалось заплетение кос девочкам в возрасте 9-10 лет. С этого момента она надевала чапан, различные украшения, старалась держаться скромно, избегала играть с мальчиками. За воспитание девочки отвечали мать и сноха. В характере девушек ценились и ценятся такие черты, как застенчивость, скромность, мягкость, внимательность. 
 Обычай гостеприимства. Любому гостю оказывались почести. Традиции уважения к старшим. В киргизской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как "чон уй" ("большой дом"), выражая этим почтительность к основателям семьи  
Рождении ребенка наряду с такими обычаями, как Джентек той (пир по случаю рождения ребенка), тушоо кесуу (разрезание пут в годовщину ребенка, когда он начинает ходить), когда родители устраивают праздник с угощением, играми, соревнованиями, были и обряды, связанные с верой в сверхъестественное, например наречение имени (азан чакыруу), укладывание в колыбель (бешикке салуу), отрезание волос ребенка (чач алдыруу). 
  Выбору имен киргизы уделяют особое внимание. Если первые дети в семье росли слабыми и болезненными, то родители, желая видеть своих детей сильными, давали им имена сильных животных, например, Жолборс (тигр), Арстан (лев) и т.д. Если в семье рождались только девочки, а родители хотели, чтобы следующим был мальчик, то последнюю дочь называли Уулкан или Уулжан (уул -сын). Если же в семье было уже несколько сыновей, и только потом рождалась девочка, её называли Кыздаркан (кыздар - дочери), показывая, что желают иметь несколько дочерей. В качестве мужских имен употребляются слова, обозначающие прочные предметы, металлы (Алмазбек, Темир - железо, Алтын - золото), девочек, же именами, отражающими красоту и нежность (Алтынай - золотая луна, Айнура - лунный луч, Айгул - лунный цветок). Близнецам даются строго определенные имена: Асан - Усен (муж.), Динара - Чинара (жен.). Если близнецы мальчик и девочка, то Асан (муж.) - Батма (жен.) 

произведения  искусства  
Шырдак - орнаментальный войлочный ковер 
Ала-Кийиз - ковер из войлока 
Циновка - коврик из стеблей чия, степной травы 
Кыргызские национальные ворсовые изделия  
Тканые изделия 
Курак - коврики из шерстяных лоскутков 
Вышивка 
Туш кийиз - настенное панно 
Аяк-кап - сумки 
Текче - женская подвесная полка 
Изделия из кожи 
Конская сбруя 
Резьба по дереву 


Информация о работе Этнокультура