«Культура»: многообразие философских и научных подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом – народом. Любая культура делится на составные части и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции философия истории, философия культуры, привлекает внимание представителей других наук, прежде всего: теологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине ХХ века начинается реализация все более познаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............3

1. Исторические аспекты теории культуры…………………………………...4

2. Понятие культуры…………………………………………………………....4

3. Понятие и многообразие подходов к определению культуры……………7

4. Философский, научный, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы………………………………………………….8

5. Предназначение культуры………………………………………………….11

6. Взаимоотношение культуры, личности и общества……………………...13

Заключение…………………………….………………………………………16

Литература……………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
  1. Философский, научный, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы.

    Культурфилософия, философия культуры, самостоятельное  направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем бытия, сознания, общества, личности и т.д. Это та первоначальная форма, в которой в XIII-IX вв. проблемы культуры получили своё специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и её сущности. К настоящему времени философские исследования культуры как целостного универсального явления осуществляются наряду с историческими, филологическими, психологическими и науками. Изучение культуры, с одной стороны, превращается в межпредметную область исследования, с другой стороны, культурологизирование становится самостоятельным стимулом философствования, выбирающего в качестве лирического донора одну из пограничных наук,в результате чего философия культуры превращается в культурологию, выходя из - под родительской опеки философии, но не теряя с ней родственных теоретических отношений. Соответственно, на современном уровне приходится различать культурологию и культурфило- софию - философию культуры. Надо помнить, что философия культуры, даже выступая самостоятельным направлением, остаётся в пределах дисциплины философской, соответствуя её предмету методам. Иначе говоря, философия культуры э тоже философия, а значит философское исследование культуры изменяется вместе с изменением философии, составляет часть исторического развития философии, которое знаменуют эпохальные изменения в философии, её исторические метаморфозы. Если философия существует и развивается как наука о всеобщем, об основах бытия и мышления и пытается дать картину мира в целом, то и культура, как способ бытия человека в мире, как форма духовного развития человека или в какой - либо иной ипостаси то, как понимается и определяется при этом культура, зависит от своеобразия данной конкретной философии, находит своё место в картине человеческого бытия. Если же философия сосредотачивает своё внимание на проблеме познавательных отношений человека к миру, характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и научных методов как в естествознании, так и в науках о культуре, то речь идёт уже не о том, чтобы воссоздать мир бытия, включающий и мир культуры, а о том, чтобы определить методы наук о культуре, аксиологические ценностные ориентации культуры и, соответственно, разделить науки о природе и науки о культуре, что и было предпринято, в частности, в неокантианской философии. И хотя термин культурфилософия был введен в научный оборот лишь в начале XIXвека немецким романтиком А.Мюллером, он применим не только как самоназвание для исследований, проводимых романтиками в области философской и художественной культуры несколько позже в этих целях ввел в научный оборот термин культуристория Якоб Буркхардт, но и для каждого из исторических периодов философских размышлений о сущности культуры и её значении.

    В философии культуры отчетливо выделяются три таких периода:

    1.Античность, когда впервые происходит сознание специфики культуры, вводятся философские категории для её обозначения, обосновывались первые теории культуры.

    2.Новое  время здесь можно выделить три самостоятельные направления, в которых получила развитие философия культуры, философия просвещения; романтизм; немецкая классическая философия.

    3.Постклассическая  философия, в рамках которой  ачинает оформляться культурология  как самостоятельная дисциплина  философия конца ХIX начала ХХ  века, которая принципиально отличается  от классического философствования, в том числе и по вопросам понимания сущности и смысла культуры.

    Социология  культуры представляет собой специфическую  отрасль знания, которая находится  на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ технологии человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п. Это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу ХХ века, как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический или ценностный. С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л.Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального. Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, А.Моля и др. При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.

5. Предназначение культуры

    Культура  исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура

характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его, Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры. Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по форма духовное образование. Сюда входят, как отмечалось выше, нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцировались и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельных институтов культур. Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями.Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличается, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей в обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых целостных функциях культур. Прежде всего, это продуцирование и накопление духовных ценностей.

    Культура  постепенно гармонизирует многообразные  ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Далее, духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей и здесь устанавливается нормативная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию. Она подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Кроме этого, культура, формируя эталонные ценности вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека.

    Культура  выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достоянием общества Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных, поэтому следующая функция культуры - познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т. д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных, таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир "homosapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное представление. Кроме этого, культура способна выполнить роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможны формирование глубинных подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека, то есть формирование архетипов, которые закрепляют поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне. К. Юнг убедительно показал, что архетипы действуют как врожденные психологические структурные образования, которые возникли, однако, в результате культурного развития человека. архетипы служат питательной почвой для творчески продуктивной духовной деятельности человека и, наконец, рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется "очищением души". Это можно делать в театре, а можно и в храме или на карнавале в открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры. 

6. Взаимоотношение культуры, личности и общества

    Наряду  с действием на природу, культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом

История человечества - более широкая реальность, чем культура. Культура

является  продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Но в

историю человечества входит и разрушительная деятельность человека, например, войны, возникновение которых всегда сопровождается разрушением культуры.

    История, таким образом, включает все виды жизнедеятельности человека - конструктивные и деструктивные, прогрессивные и регрессивные. Поэтому тождества между развитием культуры и историей общества не может быть. Однако, верно и то, что культура обнаруживает себя в истории общества и вне этого она непостижима и невозможна. Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок, то есть абстрактно. Сущность исторического процесса, конкретной стадии в развитии общества является контекстом, по отношению к которому выявляется конкретный смысл и значение артефактов культуры. Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего общество нуждалось в закреплении и передаче

духовных  ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества Таким образом, общество создает условия для социального развития человека, то есть человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того, общество создает условия для массового

использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизведения культуры. Понятно, что вне

общественных  форм жизни эти особенности в  развитии культуры были бы

Информация о работе «Культура»: многообразие философских и научных подходов