Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:50, контрольная работа
Несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.
Введение.
Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры.
 
Синкретизм  как главный признак первобытной  культуры. Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытноммышлении.
 
Генезис духовной культуры:
а) архаические  формы религиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм);
б) зарождение морали (табу и их социальный смысл);
в) зарождение искусства (первые формы художественного 
творчества  в живописи, музыке, скульптуре);
г) мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения).
Список литературы
Разгадка необычайных черт в фигурках „венер” кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери. Изображения „венер” обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создаётся впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережитки отдалённых неолитических времён, практически повсеместно встречается культ всеобщей Матери. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски — Бу-гады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно — матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам („ам” — дословно „мать”) подобно эвенкийской - Бугады Энинитын. В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение.
     В 
Передней Азии и Африке 
     Богиня-Мать 
правит всеми природными 
    Имеем 
ли мы право считать эту 
веру древних лишь плодом 
     Теперь 
становится понятным тот факт, 
что в глубокой древности (у 
некоторых народов) жреческие 
функции принадлежали 
Да и кто как не женщина — живое воплощение мировой Матери — должна держать в руках тайны культа? Не носит ли она в своём теле тайну рождения? Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами...
Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времён, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени. Все женские божественные лики — разновидность единой богини, и эта богиня — женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.
Богиня-Мать — всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры — это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.
Фетишизм.
     Когда 
первые португальские 
     До 
наших дней дошло множество 
фетишей в форме амулетов-
     Фетишем 
иногда становилась часть чего-
     Особая 
группа фетишей связана с 
     Ярким 
примером фетиша, связанного с 
культом предков, являются 
Тотеизм.
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом.
Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») — система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.
    Каждый  
род носил имя своего тотема, 
но могли быть и более «
      
Выбор тотемов часто связан 
с физико-географическим 
Тотемизм — это религия ранне-родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями, Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.
     По 
мере исторического развития 
большинство народов утратило 
тотемические представления. 
     Вера 
в абсолютную связь чуринги 
с судьбой человека настолько 
сильна, что в случае её разрушения 
человек нередко заболевал, а 
иногда и умирал. Это в свою 
очередь служило новым 
    В 
настоящее время многие 
     Когда-то 
тотемизм был широко 
     Тотемические 
черты ясно видны в образах 
богов и героев в верованиях 
коренных жителей Центральной 
и Южной Америки. Таковы 
     В 
религиозных представлениях 
Анимизм.
     Кроме 
тотемизма и фетишизма к 
     Поклонение 
духам не только в древности, 
но и в наше время является 
важным элементом верований 
У жителей Андаманских островов распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения, месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми и опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса Эрем-чаугала ранит или убивает невидимыми стрелами; злой дух моря Джу-ру-вин поражает внезапной болезнью и поедает утопленников; духи Чол убивают невидимыми копьями во время дневного зноя (по-видимому, имеется в виду солнечный удар). Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий разрушительный муссон. Он насылает на людей бурю, если те не соблюдают некоторые запреты, особенно связанные с пищей.
Таково же происхождение 
и ещё одной обязательной составляющей 
первобытного менталитета — так 
называемой магии .Синкретическое мироощущение 
не может не быть магическим: если силы, 
явления и процессы  природы воспринимаются 
как своеобразные люди, значит, с ними 
можно договариваться и использовать, 
применяя соответствующие процедуры.  
б)зарождение морали(табу и их социальный смысл)
Табу были первыми границами между можно и нельзя , в свое время они выполняли не только какую-то обучающую функцию , а так же выражали мировоззрение, определяли менталитет первобытного общества.
Системы табу — запретов на определённые действия, формы поведения, виды пищи и т.п. и ритуалов. Они определяли основные формы общественного бытия, социальных отношений, они связывали человека с окружающим миром.