Философская 
история. Этот вид подразумевает обращение 
к философской истории, когда исследователь 
при изложении материала руководствуется 
общими философскими принципами. Философская 
история, или философия истории, «означает 
не что иное, как мыслящее рассмотрение 
ее» - Гегель. 
     Гегель определяет, 
что философия истории ищет некие 
общие принципы в истории, которые 
в свою очередь присущи всей мировой 
истории. Среди таких принципов главенствующее 
место занимает разум. Под разумом немецким 
мыслителем понимаются закономерности 
развития исторического процесса. По его 
мнению, все действительное разумно и 
все разумное действительно. Разумно то, 
что необходимо и закономерно, а то, что 
необходимо и закономерно, в то же время 
действительно. 
     Кроме того, по мнению 
Гегеля, философия истории наиболее 
точно отражает стремление народов 
и государств к свободе, принося всевозможные 
жертвы. Одновременно философия истории 
позволяет рассматривать средства достижения 
свободы. Стремясь к осуществлению этой 
цели, данная наука изучает действительные 
истории людей, действия которых порождают 
потребности, страсти и интересы, которые 
играют доминирующую роль.
     Гегелем также выделяется 
задача философии истории, которая 
заключается в выяснении того 
материала, в котором осуществляется разумная 
цель. В качестве такого материала выступает 
сам субъект со своими потребностями, 
который живет в том или ином государстве, 
потому государство также должно находиться 
в поле зрения философии истории, даже 
не смотря на то, что подробное изложение 
государства должно даваться в философии 
права. 
     В 19 веке философия 
истории получает полное научное 
гражданство. В России огромный вклад 
в развитие философии истории посредством 
различного рода научных трудов, внесли 
такие крупные философы и историки, как 
Н.И. Кареев, В.М. Хвостов, В.И. Герье, Л.В. 
Карсавин, С.Л. Франк. По мнению Х. Раппорта, 
философия истории находилась в центре 
внимания всех великих мыслителей - Вико, 
Гердера, Канта, Маркса и многих других, 
рефлексировавших над судьбами человечества, 
над перспективами его развития. 
     Так, Раппортом выделялось 
два значения философии истории 
– теоретическое и практическое. С позиции 
теоретического аспекта, философия истории 
удовлетворяет в должной степени позиции 
людей в теоретическом осознании исторического 
процесса путем предоставления необходимого 
условия научности всякой истории. Говоря 
о практическом значении философии истории, 
необходимо отметить, что оно заключается 
в непосредственном практическом влиянии 
на жизнь людей, на принятие ими тех или 
иных политических решений. Все люди нуждаются 
в реализации потребности знать к чему 
идет человечество, ответ на этот и многие 
другие вопросы как раз и дает философия 
истории. 
     Таким образом, одни 
онтологи большую часть своего внимания 
уделяют бытию исторического процесса, 
а другие гносеологи - теоретической реконструкции 
исторического прошлого. При этом гносеологию 
и онтологию нельзя рассматривать в отрыве 
друг от друга. Теория познания без объекта 
познания перестает быть теорией, так 
как без исследования практической деятельности 
людей, без анализа общественных отношений, 
без выяснения смысла и цели человеческого 
общества она не может претендовать на 
научную теорию, то есть без объекта познания, 
нет теории познания. Поэтому предметом 
философии истории являются как гносеологические, 
тек и онтологические проблемы. Она их 
рассматривает в единстве, во взаимной 
связи, хотя может с целью более глубокого 
их изучения анализировать их отдельно 
друг от друга. 
 
     Взаимосвязанные 
научные дисциплины, изучающие культуру 
как целостное образование, но различающиеся 
методологией, спецификой эмпирической 
базы, оформлением и уровнем обобщений 
исследования. Культурология — область 
знания, возникшая на стыке философии 
культурологии. Необходимость теоретического 
осмысления многообразного фактического 
материала, полученного в эмпирических 
исследованиях конкретных культурных 
форм — одна из причин возникновения культурологии. 
В отличие от философии культурологии, 
обладающей определенным категориальным 
оформлением в рамках преемственности 
традиции философского дискурса, оформление 
результатов культурологических исследований 
многообразно и многовариативно.
     Философия истории 
исследует имманентную логику развития 
человеческого общества, единство и 
многообразие исторического процесса, 
проблемы социального детерминизма 
и социального прогресса. Она 
дает теоретическую реконструкцию 
исторического прошлого, устанавливает 
истинность исторических фактов и событий. 
     Философия истории 
не может развиваться без использования 
достижений исторической науки. Она 
не может делать научные обобщения 
без знания конкретных фактов и конкретной 
действительности. Поэтому она постоянно 
должна обращаться к результатам 
исторической науки. Но и историческая 
наука нуждается в философии 
истории, так как благодаря ней 
получает мощный методологический инструмент 
познания и изучения исторического прошлого. 
     Формирование философии 
истории процесс трудный и 
сложный, в ходе которого проявлялись 
различные позиции ученых. Одни отвергали 
её, обвиняя в спекулятивности 
и схоластике, другие защищали. Определенный 
скептицизм сохранился и в настоящее 
время, но он пройдет, ибо нельзя игнорировать 
тот факт, что люди нуждаются в философско-историческом 
прочтении своей истории, своего социума. 
 
     
     Список 
использованной литературы 
  - Гуревич 
  П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 
  2007;
- Канке В.А. 
  «Основные философские направления и 
  концепции науки. Итоги ХХ столетия». - 
  М.:Логос, 2008;
- Краткая философская 
  энциклопедия. - М.: Прогресс - Энциклопедия, 
  2007;
- Культурология. 
  ХХ век: Словарь. СПб.,2005;
- Культурология: 
  Учебник./ Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С. Кагана. 
  - М.: Высшее образование, 2005;
- Миронова 
  Я. Ясперс // Современная западная философия: 
  словарь. - М., 2007;
- Радугин 
  А. А. Культурология: Учебное пособие М., 
  2007;
- Радугин 
  А. А. Хрестоматия по культурологии: Учеб. 
  пособие М., 2005;
- Спиркин А.Г. 
  «Основы философии» М.:Политиздат,2008;
- Философия: 
  курс лекций. - М.: Юристъ, 2005;
- Философия 
  истории. / Сост. Ю. А. Кимелев. - М.: Аспект 
  Пресс, 2007; 
- Ясперс К. 
  Смысл и назначение истории. М.: Алейтея, 
  2009.
 
     Антропология 
– наука о происхождении и эволюции человека, 
образовании человеческих рас и о нормальных 
вариациях физического строения человека.
     Гносеология 
– раздел философии, изучающий взаимоотношение 
субъекта и объекта в процессе познавательной 
деятельности, отношение знания к действительности, 
возможности познания мира человеком, 
критерии истинности и достоверности 
знания.
     Европоцентризм 
– историко-культурная и геополитическая 
концепция, постулирующая и обосновывающая 
особые статус и значение западноевропейских 
ценностей в мировом цивилизованном и 
культурном процессах.
     Рефлексия 
- принцип философского мышления, направленный 
на осмысление и обоснование собственных 
предпосылок, требующий обращения сознания 
на себя.
     Скептицизм 
– философское направление, выдвигающее 
сомнение в качестве принципа мышления, 
особенно сомнение в надёжности истины.
     Социология 
– это наука об обществе, 
системах, составляющих его, закономерностях 
его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
     Схоластика 
– систематическая средневековая философия, сконцентрированная 
вокруг университетов и представляющая собой 
синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
     Формация 
– определенная ступень, стадия в развитии 
чего-нибудь; тип, структура чего-нибудь 
(напр. общества), присущие данной ступени, 
стадии развития
     Этнография 
– часть исторической 
науки, изучающая 
народы-этносы и другие этнические образования, 
их происхождение (этногенез), состав, 
расселение, культурно-бытовые особенности, 
а также их материальную и духовную культуру.
     Этнология 
- наука, изучающая процессы формирования 
и развития различных этнических групп, их идентичность, формы 
их культурной самоорганизации, закономерности 
их коллективного поведения и взаимодействия, 
взаимосвязи личности и социальной среды.